на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диссертация: Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

шоу вечерних бесед о Бодлере и Умберто Эко. Но оказалось, что бывшим

телезрителям, а ныне участникам телевизионного проекта «За стеклом» по

существу нечего показать миру через широко открытое окно.

По мнению многих специалистов, благодаря именно программам развлекательного

жанра, «телевидение занимает сегодня колоссальное место в жизневосприятии. Оно,

значительно облегчая жизнь, значительно облегчает также и умственную

деятельность»[70].

«По нашему мнению, необходимо упорядочить отношения субъектов телерадиовещания с

аудиторией путем введения в проект закона статьи о правах телезрителя и

радиослушателя, которой в настоящее время в нем нет. Следует законодательно

закрепить право телезрителя и радиослушателя на честную и объективную

информацию, на получение разносторонних сведений о событиях, затрагивающих их

интересы. Закон должен оградить зрителя и слушателя от любых форм давления,

использования психологических и других скрытых форм воздействия»

[71].

Социально-диагностические исследования показывают, что телезрителям нравятся

далеко не все выходящие в эфир передачи с хорошими «рейтинговыми показателями».

Они уважают далеко не всех известных ведущих. Есть регулярно появляющиеся на

экранах люди, которых зрители оценивают как ненадежных, холодных,

бесцеремонных, несимпатичных, даже – злых. «... Распространено мнение о дурном

вкусе большинства зрителей, которые сами хотят бесконечных зрелищ, шоу,

«мыльных опер». Такие передачи действительно многим нравятся. Но, по данным

последних исследований, у значительной части аудитории есть огромная

потребность в получении проблемной информации»

[72].

Если посмотреть на проблему телевизионной экспансии с социокультурной точки

зрения, то результаты этого осмотра будут весьма плачевными. Навязываемая

российскому зрителю американизированная манера подачи и восприятия материала,

присыпанная русским перчиком и сдобренная порцией пошлятинки или

вульгарности, пустая по сути и не всегда профессионально исполненная,

отталкивает зрелого зрителя и портит вкус молодому, приучая смотреть на вещи

этаким прищуренным глазом через американскую линзу.

В. Познер отмечает: «Когда-нибудь, надеюсь, мы придем к пониманию того, что

телевидение существует для зрителей. Как, извините, химчистка для клиентов.

Если в ближайшей химчистке будут плохо чистить, я пойду в другую. Но пока, увы,

у нас и чистят всюду одинаково, и передачи на всех каналах равноценны»

[73].

Так что, ругая телевидение, и государственные чиновники, и зрители должны

понимать, что телевидение отражает их вкусы и потребности, что до тех пор

пока они будут «покупать» его «товар», оно не изменится. В этом и заключается

его «свобода и независимость».

Телевидение – не столько шоу-бизнес, сколько власть над сердцами и умами,

«абсурд в том, что взять эту власть в свои руки может любой, кому не лень»

[74]. Но все же основной абсурд, по мнению Л. Дмитриева, в том, что

телевидение не искусство, не бизнес, а власть и политика. И любой мало-мальски

уважающий себя политик из любой ветви власти мечтает о собственном телевидении.

(Хасбулатов даже сделал парламентское телевидение, а Макашов с Баркашовым

штурмовали «Останкино»).

Вряд ли можно утверждать, считает Л. Дмитриев, что Сикстинская мадонна

принадлежит народу. Принадлежит она все-таки кисти Рафаэля. Ее можно превратить

в собственность, сделать на ней бизнес или прикрепить на знамя политической

партии. Но лучше ничего такого не делать. Пусть она остается достоянием

отечественной культуры. Так же и с телевидением. «Его трагедия в том, что в нем

как в “капле воды” отражается океан абсурдов нашей нынешней жизни»

[75].

Сергей Калашников, председатель комитета Государственной Думы, сказал: «В этой

ситуации я затрудняюсь ответить, кто управляет страной: Кремль, “Белый дом”,

Государственная Дума или российское телевидение. Во всяком случае, влияния у

него гораздо больше... К сожалению, качество этого влияния и управления

“оставляют желать”»[76].

Людей, равнодушных к телевидению, нет. Но нет и не обеспокоенных его

сегодняшним состоянием.

Некоторые специалисты считают, что нынешняя практика рейтингов на различных

телеканалах – не что иное, как мистификация. Малейшая ошибка чревата здесь

тяжелыми последствиями. Можно просто выбрать неверный курс или принять

губительное решение. Именно это происходит с российским телевидением.

Одно из последствий экспансии на постсоветском телеэкране – это

диалектический закон перехода количества в качество: обилие игровых программ,

их «балаганный» характер превращают попытки создания новых публицистических

телепрограмм в создание еще одного телевизионного аттракциона (например,

создание программы «V.I.P.» на РТР: получился тот же самый «Час пик» на ОРТ,

только вместо серьезного разговора – перешучивание и передразнивание).

Итак, несмотря на то, что изначально наше телевидение – «островное»,

изолированное от мирового телепространства (так как мы строили социализм в

одной стране и по этому же принципу пытались создать телевидение) – все же на

его развитие и существование все больше и больше влияет экспансия Запада. Это

и большая часть телепрограмм, созданных по «образу и подобию» программ

западных коллег, и имиджи ведущих, и манера ведения программы, и политика

рейтингов – в общем, все то, о чем не знали в нашей стране до 1991 года.

Несомненно, это отрицательные результаты экспансии. А есть ли положительные?

При таком огромном разнообразии каждый зритель вправе выбирать свое

телевидение. Хотя наши телеэкраны изобилуют иностранной видеопродукцией, тем

не менее многое из этого – качественное. А чтобы создавать свою качественную

продукцию, нужны профессиональные кадры, которых, к сожалению, очень мало.

Мало их потому, что до 1991 года номенклатурное телевидение меньше всего

нуждалось в профессиональных кадрах. Оно развивало лишь контролирующий

аппарат. А сегодня телекомпания «ВИД» берет уже первокурсников МГУ и учит их

на ходу.

В настоящее время ситуация такова, что общество не двинется вперед без

телевидения в качестве детонатора общественной мысли. Но при сегодняшнем

состоянии телевидения поиск новых путей невозможен. Если не прокладывать

новые «рельсы».

Таким образом, появление в большом объеме западных телепрограмм на

центральных российских каналах связано в основном за счет внедрения таких

«новых» телевизионных жанров, как телешоу, телевикторины, телеигры,

телесериалы, «реальные шоу» и т. п. И это – одно из двух направлений

экспансии. Другое направление – экспансия центральных каналов на

региональные. Одна из причин экспансии центрального телевидения по отношению

к региональному, по-видимому, в том, что изначально его структура и во многом

содержание полностью повторяют формы московского и ленинградского (санкт-

петербургского) телевидения.

Проблему экспансии на постсоветском телеэкране невозможно изучать, не

рассматривая ее применительно к региональному телевидению. Тем более что

центральное телевидение выступает по отношению к провинциальному как типично

колонизаторское.

1.3.Основные принципы формирования отношений между

федеральными и региональными телеканалами

Сегодня большое внимание уделяется региональному телевидению, его

программированию, проблематике, функционированию, развитию, влиянию на

общественное мнение и культуру зрителей. Прежде всего, это связано с тем, что

значение регионального телевидения возрастает с каждым днем. Вещание московских

каналов рассчитано на некоего «усредненного» зрителя, а местное вещание дает

информацию и поднимает разнообразные проблемы именно своего региона.

Информационные программы федеральных телеканалов лишь 13–18 % от общего объема

вещания отводят освещению региональной тематики (см. приложение). «Телевидение

любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном

центральном далеко не уедешь»[77].

Но существует ряд причин, тормозящих развитие и процветание регионального

телевидения, судить о которых можно по «визитной карточке» любого телеканала –

информационным программам. Именно в информационных программах региональных

телекомпаний звучит голос местного руководства и тех, кем оно управляет, дается

оценка власти и состояния жизни населения региона. Региональное телевидение

является активным участником всех событий местного масштаба, оно информирует

своего зрителя о том, что выходит за рамки возможностей и интересов центральных

каналов. Кроме того, оно активно привлекает аудиторию к проблемам управления

регионом, областью. Однако вместе с популярностью растут и «требования зрителей

к качеству работы местного телевидения. Большое число телезрителей выражают

недовольство тем, что местные комитеты закрывают своими передачами интересующие

их программы Центрального телевидения»[78]

.Такое недовольство порождено, прежде всего, тем, что вещание местных каналов

находится на низком, не удовлетворяющем интересы зрителя уровне. Тем не менее

спрос на информационную продукцию регионального вещания возрастает с каждым

днем.

Несмотря на очевидную актуальность проблемы, развитие и функционирование

информационных программ местного телевидения изучены мало. «Исследование в этой

области объединяет одна особенность: проблемы телевидения в том или ином

регионе рассматриваются, в конечном счете, обособленно, словно бы речь идет об

отдельном от общей телевизионной системы явлении»

[79].

Многие исследователи отмечают бурное развитие регионального телевидения за

последние десять лет и, как следствие этого, перспективность его дальнейшего

становления, хотя еще в 1991 году было трудно представить, что развитие

телевизионной индустрии пойдет подобным образом. Однако распад СССР, приведший

к разрушению единого информационного пространства и ликвидации Гостелерадио,

отмена политической цензуры, существование различных форм собственности в

телевизионной сфере, разделение телекомпаний по типу деятельности явились

предпосылками для возникновения рынка программ и появления конкуренции в этой

области, которая послужила толчком для поисков новых способов укрепления

позиций как государственного, так и негосударственного регионального

телевидения страны. Коммерческое негосударственное

телевидение заняло свою нишу, и его дальнейшее развитие не вызывает сомнений.

Этот период оказался плодотворным для появления и становления многих ростовских

телекомпаний, наиболее конкурентоспособными из которых на сегодняшний день

являются ГТРК «Дон-ТР» и ТРК «Южный регион». Одна – за счет богатого наследия

прошлого (как творческого, так и технического), другая же – благодаря новому

типу сетевого телевидения, а также современным подходам к вещательной политике

телекомпании и свежим кадрам. Наряду с традиционными

качествами, характеризующими региональное телевидение, в связи произошедшими

изменениями в телевизионной индустрии появляется ряд новых особенностей:

- формирование вещания регионального телевидения из собственного вещания

и вещания центрального канала; - существование своего графика

выпуска новостей – в основном в вечернее время с 19 до 22 часов с утренними

повторами; - ангажированность местными властями (особенно,

если администрация области является совладельцем или спонсором); -

отсутствие журналистского образования у большинства работников

региональных телестудий;

- отличия в стиле и общей тональности

вещания.

Многие исследователи уделяют особое внимание

специфике информационных программ в периодических изданиях. Так, А. Вартанов,

характеризуя сегодняшнее телевидение, пишет: «Тележурналисты подчиняются уже

законам не только тех, кто властно заказывает музыку, но и законам творчества»

[80]. И. Петровская среди основных причин популярности информационных

программ называет такую, как «усиление внимания деталям и подробностям»

[81].

Возрастание роли регионального телевидения сегодня обусловлено, во-первых,

большим доверием к нему населения по сравнению с центральными вещателями, а

во-вторых, стоящей перед ним в современных условиях задачей – стать ключевым

консолидирующим звеном в системе коммуникаций, объединяющим население региона

на основе культурных ценностей, самобытных традиций. Местное телевидение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.