на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Диссертация: Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы

журналистам новостных программ стало нелегко привлекать внимание зрителей. В

процессе борьбы за аудиторию на американском телевидении, например, возникли

совершенно новые типы информационных передач. Теория СМИ отреагировала на эти

изменения приращением терминологического аппарата. Так, в частности, появились

новости с акцентом на зрелище (show biz); новости, построенные на «выпячивании»

необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий интерес, а не на

подлинные причины случившегося (infortament); новости в стиле «неуемной

болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy talk); новости с

телетайпной ленты, многие из которых носят развлекательный характер. Учитывая

то, что отечественные телевизионные коммерческие каналы почти полностью

повторяют модель американских, можно с уверенностью констатировать, что

культурно-рекреативная функция стала главной и на них. Таким образом, появление

тех или иных функций телевидения связано с новыми формами организации

телевидения. Так, культурно-рекреативная функция стала одной из основных с

возникновением в России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в

регионах страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний –

начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными, вещающими на

несколько районов области телекомпаниями, такими, например, как ТРК «Южный

регион», на первый план в которых должна была выйти рекреативная функция. Но в

силу экономических (недостаток материальных средств), политических

(ангажированность местной властью) и других причин (как, например, недостаток

профессиональных кадров) на региональных телеканалах информационные программы

преобладают среди собственных программ. На федеральном государственном

телевидении в результате погони за рейтингами и, следовательно, рекламодателями

в сетке вещания стали преобладать программы развлекательного характера.

Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 года – появление

новых форм организации телевещания и интенсивное развитие регионального

телевидения – повлекли за собой не только изменение преобладающих функций, но

и экспансию программ и жанров западного телевидения на федеральных

телеканалах и, в свою очередь, принципов производства программ, творческих

методов работы, программирования федеральных телеканалов на региональном

телевидении.

Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны

его существования, как формы собственности и организации, управленческие

механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования,

методы и творческие подходы к производству продукции, что неизбежно привело к

изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло

существенные коррективы в развитие функций самого вещания.

1.2. Экспансия жанров западного телевидения

на российских телеканалах

Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении в

постсоветский период охватила все государственные, коммерческие, центральные

и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного вещателя, который не

был бы подвержен влиянию этих процессов. Так, западное телевидение

завоевывает центральные российские каналы, они же, в свою очередь, расширяют

границы своего влияния за счет регионов.

«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем такая его

разновидность, как многообразные и занимательные телеигры.»

[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных клипов, рекламы,

художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая идеями, ценностными

ориентирами, моральными и этическими кодексами, без учета менталитета,

культурных и этнических особенностей населения.

Говоря о степени изученности данной проблемы на российском телевидении, следует

отметить, что научных работ, специально посвященных этой теме, пока не

существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил научный анализ причин и

последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд его статей

[54].

«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее определение понятия:

«Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное – расширение, распространение (границ,

влияния и пр.); 2. Политическое – стремление к захвату новых территорий,

колоний, рынков сбыта и т. п.».[55]

Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как «расширение сфер

влияния монополистических объединений и групп, империалистических государств,

осуществляемое как экономическими методами (например, вывоз капитала), так и

внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое

давление и т. п.)»[56].

Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить какое-

либо его определение пока не представляется возможным. Однако, основываясь на

уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что телевизионная

экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного телеканала,

ретрансляция его программ другими каналами, а также стремление к расширению

сфер влияния на общественное мнение средствами телевидения.

В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение,

распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия эпидемии»

[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие

американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с

ток-шоу, играми, викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по западной

кальке, на российских телевизионных каналах? Тогда эта же эпидемия настигла и

региональное телевидение, где зритель практически лишен возможности видеть

«свое» телевидение с близкими ему проблемами и необходимой информацией, а

наблюдает «лужковские» да «березовские» программы.

Такая ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого государственного

регламентирования объема вещания федеральных (центральных) каналов в регионах

России. Кроме того, на наш взгляд, функция передачи дополнительной (по

сравнению с федеральным телевидением) информации региональным телевидением

должна быть монополизирована. Иначе региональные телекомпании будут не в

состоянии обеспечить себе жизнеспособность.

Так что же такое экспансия на постсоветском телеэкране? Как она проявляется,

в чем ее сущность, причины и последствия?

Проблемы экспансии западных программ на российском центральном телевидении

стали очевидными в период после 1991 года, что было вызвано рядом объективных

и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в

экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в

том числе и систему телевещания.

«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа 1991 года в России,

открыло новые политические, экономические и творческие возможности

дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в частности.

«Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не только от

недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших достижений и

традиций.

Альтернативное телевидение начало буквально с нуля, заново открывая и

постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной

деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и

экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран попали «Колесо

фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе режиссер»), «Женский

вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из сканированных с американского

экрана программ прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих

авторов; другие – дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».

Но одно можно констатировать определенно: 1991– 1993 годы стали очень

плодотворными в плане экспансии зарубежных образцов на российском

телевидении, а демократические процессы явились своего рода грибным дождем

для большинства существующих сегодня на экране программ.

Причиной такой популярности западных телепрограмм, по всей видимости, стало

то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в сторону многие

достижения советского периода, снизился профессиональный уровень

отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в экономическом,

так и в творческом плане было лишено возможности генерирования и реализации

новых идей. Последствиями этого явилась заполненность телеэкрана

«американизированной» продукцией и неспособность отечественных телепрограмм

конкурировать с ней.

В 1997 году в общей программной политике вещания произошли некоторые

изменения. Одна из причин этого – расширение объема рекламной сферы. Все

телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся максимально повысить

рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ низкорейтинговых.

Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле размещения рекламы было

максимально широким. Эти соображения привели к следующему:

- все крупнейшие телеканалы постепенно

переориентировались на программы, адресованные широкой аудитории, уходя от

узкоцелевых программ. Ведь рейтинг в современном понимании – это реальный

объем аудитории. Значит, узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг.

Как следствие, происходит обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К

середине 1997 года возникла драматическая ситуация, когда можно было завести

что-то вроде “Красной книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое

поле сузилось, за небольшим исключением, до триады “кинопоказ – информация –

шоу”, поскольку лишь эти три вида программ могут в принципе собрать широкую

аудиторию»[58].

- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана

тех видов программ, внутри которых российское законодательство запрещает

размещать рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В

результате в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных

каналов занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля

рекламы на этих каналах[59];

- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает

перебивать ею короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража

программ.

Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное отсутствие в сетке

телевещания передач о культуре и научно-популярных программ. Это вызвало

острую критику в адрес властных структур со стороны интеллигенции.

Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н. Ельцин принял

решение о создании специализированного государственного канала «Культура»,

начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение рекламы на нем было

запрещено Попечительским советом этого канала по просьбе Президента. Но, к

сожалению, пессимистические прогнозы о том, что «Культура» долго не протянет

без рекламы, сбылись.

Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и противопоставили ей

четко регламентированное законодательство. Так, в немецкое телерадиовещательное

право «Основные направления Европейского соглашения о телевидении без границ»

были проведены с помощью государственного договора о телерадиовещании от

31.08.1991 года. Этот государственный договор в первую очередь поддерживает

развитие европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном

пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств организаторы

телевещания должны сохранить основную часть фильмов, телефильмов, сериалов,

документальных передач и подобной продукции для европейских работ в

соответствии с европейским правом»[60].

Из текста договора очевидно намерение законодателя противодействовать

преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих коммерческих

каналах Германии. Принятое в государственном договоре о телерадиовещании

регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как частных, так и

государственных.

Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении, представляется прямо

противоположной немецкой. Если германское правительство делает все возможное

для помощи своим производителям, то наше руководство ничего не

противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей американизации

российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует множество

программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых заимствованы

у западных «коллег».

Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США «Колеса

фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели, изобретенной Филом

Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся ухудшить оригинал. Это

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.