журналистам новостных программ стало нелегко привлекать внимание зрителей. В
процессе борьбы за аудиторию на американском телевидении, например, возникли
совершенно новые типы информационных передач. Теория СМИ отреагировала на эти
изменения приращением терминологического аппарата. Так, в частности, появились
новости с акцентом на зрелище (show biz); новости, построенные на «выпячивании»
необычных сторон сообщения, рассчитанные на человеческий интерес, а не на
подлинные причины случившегося (infortament); новости в стиле «неуемной
болтовни», создающие эффект увлекательного шоу (happy talk); новости с
телетайпной ленты, многие из которых носят развлекательный характер. Учитывая
то, что отечественные телевизионные коммерческие каналы почти полностью
повторяют модель американских, можно с уверенностью констатировать, что
культурно-рекреативная функция стала главной и на них. Таким образом, появление
тех или иных функций телевидения связано с новыми формами организации
телевидения. Так, культурно-рекреативная функция стала одной из основных с
возникновением в России коммерческой модели телевещания. В начале 90-х годов в
регионах страны были созданы сотни региональных коммерческих телекомпаний –
начиная от кабельных районных телеканалов и заканчивая крупными, вещающими на
несколько районов области телекомпаниями, такими, например, как ТРК «Южный
регион», на первый план в которых должна была выйти рекреативная функция. Но в
силу экономических (недостаток материальных средств), политических
(ангажированность местной властью) и других причин (как, например, недостаток
профессиональных кадров) на региональных телеканалах информационные программы
преобладают среди собственных программ. На федеральном государственном
телевидении в результате погони за рейтингами и, следовательно, рекламодателями
в сетке вещания стали преобладать программы развлекательного характера.
Новые тенденции в телевизионной системе России после 1991 года – появление
новых форм организации телевещания и интенсивное развитие регионального
телевидения – повлекли за собой не только изменение преобладающих функций, но
и экспансию программ и жанров западного телевидения на федеральных
телеканалах и, в свою очередь, принципов производства программ, творческих
методов работы, программирования федеральных телеканалов на региональном
телевидении.
Таким образом, эволюция отечественного телевидения затронула такие стороны
его существования, как формы собственности и организации, управленческие
механизмы, способы трансляции и передача сигнала, принципы программирования,
методы и творческие подходы к производству продукции, что неизбежно привело к
изменениям в форме, тематике и проблематике программ, а также внесло
существенные коррективы в развитие функций самого вещания.
1.2. Экспансия жанров западного телевидения
на российских телеканалах
Экспансия западных телевизионных программ на российском телевидении в
постсоветский период охватила все государственные, коммерческие, центральные
и региональные каналы. На сегодняшний день нет ни одного вещателя, который не
был бы подвержен влиянию этих процессов. Так, западное телевидение
завоевывает центральные российские каналы, они же, в свою очередь, расширяют
границы своего влияния за счет регионов.
«Сначала видео распространило свою “экспансию” на весь мир. Затем такая его
разновидность, как многообразные и занимательные телеигры.»
[53]. Сегодня же экспансируется все, начиная от музыкальных клипов, рекламы,
художественных фильмов, ток-шоу и телешопов и заканчивая идеями, ценностными
ориентирами, моральными и этическими кодексами, без учета менталитета,
культурных и этнических особенностей населения.
Говоря о степени изученности данной проблемы на российском телевидении, следует
отметить, что научных работ, специально посвященных этой теме, пока не
существует. Р.А.Борецкий в своей монографии представил научный анализ причин и
последствий экспансии. Этому же посвящен и ряд его статей
[54].
«Большой толковый словарь иностранных слов» дает следующее определение понятия:
«Экспансия» (лат. еxpansio): 1. Научное – расширение, распространение (границ,
влияния и пр.); 2. Политическое – стремление к захвату новых территорий,
колоний, рынков сбыта и т. п.».[55]
Другой «Словарь иностранных слов» трактует экспансию как «расширение сфер
влияния монополистических объединений и групп, империалистических государств,
осуществляемое как экономическими методами (например, вывоз капитала), так и
внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое
давление и т. п.)»[56].
Понятие «телевизионной экспансии» – достаточно новое, и обнаружить какое-
либо его определение пока не представляется возможным. Однако, основываясь на
уже приведенных выше формулировках, можно сказать, что телевизионная
экспансия – это расширение диапазона вещания того или иного телеканала,
ретрансляция его программ другими каналами, а также стремление к расширению
сфер влияния на общественное мнение средствами телевидения.
В словаре русского языка С.И.Ожегова читаем следующее: «расширение,
распространение чего-либо за первоначальные пределы. Экспансия эпидемии»
[57]. А может быть, именно так и следует понимать засилие
американских фильмов, рекламы, теле-шопов, музыкальных клипов, программ с
ток-шоу, играми, викторинами, сенсациями, криминалом, сделанных по западной
кальке, на российских телевизионных каналах? Тогда эта же эпидемия настигла и
региональное телевидение, где зритель практически лишен возможности видеть
«свое» телевидение с близкими ему проблемами и необходимой информацией, а
наблюдает «лужковские» да «березовские» программы.
Такая ситуация приводит к выводу о необходимости жесткого государственного
регламентирования объема вещания федеральных (центральных) каналов в регионах
России. Кроме того, на наш взгляд, функция передачи дополнительной (по
сравнению с федеральным телевидением) информации региональным телевидением
должна быть монополизирована. Иначе региональные телекомпании будут не в
состоянии обеспечить себе жизнеспособность.
Так что же такое экспансия на постсоветском телеэкране? Как она проявляется,
в чем ее сущность, причины и последствия?
Проблемы экспансии западных программ на российском центральном телевидении
стали очевидными в период после 1991 года, что было вызвано рядом объективных
и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в
экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в
том числе и систему телевещания.
«Альтернативное» телевидение, возникшее после августа 1991 года в России,
открыло новые политические, экономические и творческие возможности
дальнейшего развития всей системы СМИ в целом и телевидения в частности.
«Новое» телевидение стало воистину новым, отказавшись не только от
недостатков и косности старой системы, но и от ее лучших достижений и
традиций.
Альтернативное телевидение начало буквально с нуля, заново открывая и
постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной
деятельности в целом. Для подражания использовались любые приносящие успех и
экономическую выгоду образцы. Так на российский телеэкран попали «Колесо
фортуны» («Поле чудес»), «Домашний продюсер» («Сам себе режиссер»), «Женский
вопрос» («Я сама») и многие другие. Одни из сканированных с американского
экрана программ прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих
авторов; другие – дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».
Но одно можно констатировать определенно: 1991– 1993 годы стали очень
плодотворными в плане экспансии зарубежных образцов на российском
телевидении, а демократические процессы явились своего рода грибным дождем
для большинства существующих сегодня на экране программ.
Причиной такой популярности западных телепрограмм, по всей видимости, стало
то, что деятелями «нового» телевидения были отброшены в сторону многие
достижения советского периода, снизился профессиональный уровень
отечественных телевизионщиков, российское телевидение как в экономическом,
так и в творческом плане было лишено возможности генерирования и реализации
новых идей. Последствиями этого явилась заполненность телеэкрана
«американизированной» продукцией и неспособность отечественных телепрограмм
конкурировать с ней.
В 1997 году в общей программной политике вещания произошли некоторые
изменения. Одна из причин этого – расширение объема рекламной сферы. Все
телеканалы, на которых размещается реклама, стремятся максимально повысить
рейтинги программ и, следовательно, избавиться от программ низкорейтинговых.
Кроме того, все они заинтересованы в том, чтобы поле размещения рекламы было
максимально широким. Эти соображения привели к следующему:
- все крупнейшие телеканалы постепенно
переориентировались на программы, адресованные широкой аудитории, уходя от
узкоцелевых программ. Ведь рейтинг в современном понимании – это реальный
объем аудитории. Значит, узкая целевая группа – это заведомо низкий рейтинг.
Как следствие, происходит обеднение жанрово-тематического наполнения эфира. «К
середине 1997 года возникла драматическая ситуация, когда можно было завести
что-то вроде “Красной книги” исчезающих жанров телевидения. В итоге жанровое
поле сузилось, за небольшим исключением, до триады “кинопоказ – информация –
шоу”, поскольку лишь эти три вида программ могут в принципе собрать широкую
аудиторию»[58].
- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана
тех видов программ, внутри которых российское законодательство запрещает
размещать рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В
результате в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных
каналов занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля
рекламы на этих каналах[59];
- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает
перебивать ею короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража
программ.
Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное отсутствие в сетке
телевещания передач о культуре и научно-популярных программ. Это вызвало
острую критику в адрес властных структур со стороны интеллигенции.
Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н. Ельцин принял
решение о создании специализированного государственного канала «Культура»,
начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение рекламы на нем было
запрещено Попечительским советом этого канала по просьбе Президента. Но, к
сожалению, пессимистические прогнозы о том, что «Культура» долго не протянет
без рекламы, сбылись.
Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и противопоставили ей
четко регламентированное законодательство. Так, в немецкое телерадиовещательное
право «Основные направления Европейского соглашения о телевидении без границ»
были проведены с помощью государственного договора о телерадиовещании от
31.08.1991 года. Этот государственный договор в первую очередь поддерживает
развитие европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном
пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств организаторы
телевещания должны сохранить основную часть фильмов, телефильмов, сериалов,
документальных передач и подобной продукции для европейских работ в
соответствии с европейским правом»[60].
Из текста договора очевидно намерение законодателя противодействовать
преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих коммерческих
каналах Германии. Принятое в государственном договоре о телерадиовещании
регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как частных, так и
государственных.
Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении, представляется прямо
противоположной немецкой. Если германское правительство делает все возможное
для помощи своим производителям, то наше руководство ничего не
противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей американизации
российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует множество
программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых заимствованы
у западных «коллег».
Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США «Колеса
фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели, изобретенной Филом
Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся ухудшить оригинал. Это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|