Внимание! Мошенники!
Близится момент смены года. Для многих жителей бывшего СССР это самый любимый праздник. Отсюда хлопоты, подарки, стремление закончить дела-проекты, успеть, успеть, успеть. И в этой предновогодней горячке люди многого не замечают. Ту-то их и поджидают некоторые нечестные граждане, которые не прочь немного разбогатеть на обмане…
Приходит мне СМС с номера +7 (963) 784-18-23 такого содержания:
Платеж 200,00 р. зачислен [дата, время] через QIWI(www.qiwi.ru)
Очень похоже на сообщение платёжной системы, не правда ли? И первой моей мыслью было: «Мне ошибочно перевели деньги. Нужно вернуть.» Но эта мысль меня тешила недолго, так как была вызвана чувствами. Разум включился почти сразу же и выдал следующие сомнения:
- Почему сообщение о платеже пришло с мобильного телефона (код 963)?
- Почему не пришло подтверждение от оператора о зачислении денежных средств на счёт?
Пока занимался делами-хлопотами, С ТОГО ЖЕ НОМЕРА пришло ещё одно сообщение (примерно через 1,5 часа после первого):
Вам ошибочно зачислен платеж 200р. Не могли-бы Вы вернуть. Спасибо!
Я привожу текст как есть, в неизменном виде.
После этого чувств уже не осталось и разум включился на полную:
- Сообщения от платёжной системы и человека пришли с одного телефона. Такое вряд ли может быть.
- Специально проверил счёт — денег не поступало.
- Уж очень «гладко» составлены сообщения. Первое — подделка «квитанции» системы, второе — просьба вернуть деньги (специально не раскрываю несуразность, умные люди поймут)
Возникла ситуация «кипит мой разум возмущённый». Надо было что-то сделать. Как-то противодействовать, ибо такой циничной и расчётливой наглости нужно обязательно давать отпор. Обращаться в правоохранительные органы? Однажды я обращался (пытался) по одному даже более серьёзному мошенничеству. Меня отфутболивали несколько раз пока я не понял, что могу настоять и написать-таки заявление, но сотрудники, призванные охранять мои права тут же сходят с моим заявлением в уборную. И в этом даже не они виноваты, а Система — законы, правила и процедуры. У меня выяснили, потерпевший ли я? Нет. «А на нет и суда нет. Не потерпели Вы, гражданин — молодец. Проявили бдительность значит. А кто потерпит, тот пусть и заявляет, а Вам заявлять — что в пустоту кричать. В отношении Вас противоправных действий не свершилось же! Вот и молчите в тряпочку.» Поэтому я сразу могу предупредить читателя, что в аналогичных ситуациях правоохранительные органы совершенно бесполезны. (Если я ошибся, поправьте меня. Очень прошу!)
В этот раз я обратился к оператору сотовой связи. На всё ушло примерно 3-4 минуты. После того, как я прорвался через загромождения голосового меню с рекламой, мне ответила девушка, которая чётко отработала ситуацию: задала необходимые вопросы, поблагодарила и уверила, что этим делом займётся служба безопасности. По крайне мере, создалось впечатление, что ситуация приёма звонка с жалобой на мошенничество — штатная ситуация, отрабатывается по установленным правилам. Сотовый оператор заинтересован в выявлении мошенников, поэтому, в отличие от «правоохранителей», он с большей вероятностью отреагирует на заявление.
Думаю, что в преддверие праздников будет повышаться активность тех, кто не прочь поживиться за счёт доброты и доверчивости. Поэтому постарайтесь ЭТУ информацию довести до всех своих друзей-знакомых-родственников. Ведь на месте «осчастливленного» может оказаться ваша доверчивая бабушка.
Постараюсь кратко описать, что (по моему мнению) нужно делать в случаях, если вы получили странное неожиданное СМС:
- Не торопитесь реагировать на просьбы! Ничего не предпринимайте не выяснив дополнительные факты или не посоветовавшись с более сведущим человеком.
- Доподлинно выясните, что вас обманывают. (Проверьте баланс, позвоните в службу поддержки.) Оговорить кого-то — очень нехорошо. Совесть мучить будет.
- Большее представление о тех, с кем имеете дело можно получить с помощью сервиса Коды мобильных операторов.
- Только после того, как точно выяснили, что чуть было не стали жертвой мошенников, звоните в службу поддержки сотового оператора и жалуйтесь (или обращайтесь в правоохранительные органы, но если точно уверены в том, что это возымеет эффект).
- Сообщите о случившемся родственникам и знакомым. А ещё лучше — постарайтесь предать случай более широкой гласности.
Помните, что хорошо не только не попасться на крючок, хорошо не позволить другим на него не попасться, и совсем хорошо — не позволить третьим закинуть этот самый крючок.
Читайте также:
Внимание! Опасный спам!
Декабрь 21st, 2009 at 6:52
Эммм… Я б не стал отправлять деньги даже если бы они реально пришли на мой счет.
Ибо, при ошибке, всегда можно подойти с квитанцией в офис сотового оператора и перевести деньги на правильный счет.
Кстати, именно по этой причине, я никогда до пополнения баланса не выкидываю квитанции об оплате.
Декабрь 21st, 2009 at 10:39
Sergey Oboochoff :
Интересный вариант. Я не знал, что можно вернуть свой платёж, сняв деньги со счёта другого человека и переведя на свой счёт.
Декабрь 21st, 2009 at 16:37
2Sergey Oboochoff:
А что, если человек, которому перевели по ошибке, деньги уже потратил? С него все равно спишут и потенциально загонят в минуса, в которых он останется без связи?
Декабрь 21st, 2009 at 16:42
Rovlad :
Да. Это очень интересный момент. Наверное зависит от конкретного оператора и конкретной ситуации.
Вообще, это свинство – списывать средства без своего ведома.
И не думаю я, что это так просто. Иначе бы мошенники просто подбирали бы чеки рядом с терминалами и переводили бы деньги себе. Я о таких массовых случаях не знаю.
Декабрь 21st, 2009 at 22:45
Вот ещё от знакомого прилетело.
Добавляю в коллекцию:
9101114671:
"Мам, положи утром на Билайн 89645814415 1000р. Позже объясню"
9231089928:
Срочно перезвони я в минусе, моя симка не работает пока на этом номере буду, если заблокируют "кинь" рублей 70 с сразу звони у меня проблемы
Декабрь 22nd, 2009 at 10:13
(специально не раскрываю несуразность, умные люди поймут)
Раскройте пожалуста! Думал-думал, не понял где фишка