на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
сновными направлениями надзорной деятельности считать над-зор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод чело-века и гражданина; надзор в сфере экономики и экологической безо-пасности, предупреждение преступных проявлений.

В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также обще-признанными принципами и нормами международного права и меж-дународными договорами Российской Федерации.

Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральны-ми министерствами и ведомствами, представительными (законодатель-ными) и исполнительными органами субъектов Российской Федера-ции, органами местного самоуправления, военного управления, орга-нами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого систематическое ознакомление с прото-колами заседаний, право участия в заседаниях представительных (за-конодательных), исполнительных органов и органов местного са-моуправления, периодические проверки и т. п.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, ус-тавов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом, прежде всего, исходить из установленного распределения компетенций между Российской Фе-дерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуп-равления.

4.1. В целях предотвращения принятия представительными (зако-нодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российс-кой Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст. 9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие ор-ганов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе {разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.}.

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.

В случае отклонения органом власти субъекта Российской Фе-дерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или со-вместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все мате-риалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.

При отклонении иных протестов добиваться отмены противоре-чащих Конституции Российской Федерации и законам правовых ак-тов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбит-ражные суды.

Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противо-речащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих пробле-мах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генераль-ную прокуратуру.

Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т. п.), а также других ма-териалов о допущенных правонарушениях, требующих использования про-курорских полномочий, в первую очередь -- для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудо-вых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать мате-риалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или бан-ковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

В области экономических отношений сосредоточить усилия на над-зоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, пред-принимательской деятельности, финансового, налогового, банковско-го, таможенного законодательства.

Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-про-мышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое зна-чение.

Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления эконо-мических реформ, для пресечения и устранения нарушений закон-ности.

8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

По каждому факту экологического правонарушения остро ставить воп-росы об ответственности виновных и взыскании причиненного матери-ального ущерба.

9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в не-обходимых случаях выделения специалистов для выяснения возник-ших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими орга-нами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответ-ственности их руководителей.

10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора -- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ве-домствами, представительными (законодательными) и исполнительны-ми органами субъектов Российской Федерации, органами местного са-моуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерчес-ких организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, эколо-гических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

При проверке на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной вы-плате заработной платы и созданию работникам безопасных усло-вий труда.

Решительно пресекать факты незаконного применения к граж-данам административного задержания, штрафов и иных мер админи-стративной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

При осуществлении надзора за исполнением законов орга-нами власти и управления в обязательном порядке оценивать право-мерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

В случае обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводст-ва, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значи-тельного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нару-шение приобрело особое общественное значение, предъявлять и под-держивать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по ук-реплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представи-тельных (законодательных) и исполнительных органов, органов мес-тного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, при-чины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фак-тическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.

13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, об-щественным организациям, средствами массовой информации предо-ставлять возможность получения в предусмотренных законом преде-лах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население.

14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем зако-нодательстве, руководствуясь ст. 9 Закона о прокуратуре, вносить в зако-нодательные органы и органы, обладающие правом законодательной ини-циативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несо-ответствия постановлений Правительства Российской Федерации Кон-ституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершен-ства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.

15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, закон-ностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, пол-ноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушен-ных прав, привлечении виновных к.ответственности.

16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить долж-ную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения дей-ствующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации ко-пии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих об-щегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, Вто-рому управлению, Главной военной прокуратуре: осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федераль-ными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного уп-равления, их должностными лицами, соблюдением законов общерос-сийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

систематически анализировать состояние законности, изучать про-курорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в орга-низации прокурорского надзора, осуществлять руководство и конт-роль за их деятельностью;

наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, ис-пользуя при этом предметный принцип организации работы. Уста-новить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;

совместно с Научно-исследовательским институтом проблем ук-репления законности и правопорядка и Институтом повышения ква-лификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Россий-ской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт рабо-ты прокуроров.

18. Считать утратившими силу п. 2-3,7.3,8,10 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 № 20. Контроль за ис-полнением приказа возложить на заместителей Генерального проку-рора Российской Федерации.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных про-куратур.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ

20.12.96 № 75/22

Москва

О недостатках в работе по выполнению приказа

Генерального прокурора Российской Федерации

от 09.08.96 № 47 «Об участии органов и учреждений

прокуратуры в правотворческой деятельности и

систематизации законодательства в прокуратуре

Российской Федерации»

В последнее время законодательные (представительные) и ис-полнительные органы государственной власти отдельных субъектов Российской Федерации разработали и направили в Государственную Думу законопроекты, предлагающие внесение изменений и дополне-ний в законы, регламентирующие организацию и деятельность про-куратуры и других правоохранительных органов. Часть этих законо-проектов направлена на ограничение материального и социального обеспечения прокурорских работников. Так, законопроект, представ-ленный Председателем Правительства Республики Карелия, предус-матривает лишение работников прокуратуры льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; лишить их права бесплатного проезда на транспорте предлагает законопроект Псковского областного Собрания депутатов.

Прокуроры субъектов Российской Федерации не сообщают в Ге-неральную прокуратуру о направлении в Государственную Думу по-добных законопроектов, что ставит под угрозу возможность своев-ременного и эффективного реагирования на такие инициативы. Причинами этого являются неинформированность прокуроров о законодательной работе законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российс-кой Федерации, о конкретных принимаемых или разрабатываемых ими законопроектах, упущения в организации правотворческой дея-тельности в органах прокуратуры, недостаточное участие в работе по подготовке законопроектов.

Учитывая, что участие в правотворческой деятельности является одним из важных направлений деятельности прокуратуры, установленных статья-ми 1 и 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации:

Принять дополнительные меры по улучшению организации правотворческой деятельности; сообщить в управление правового обеспечения о лицах, на которых в соответствии с пунктом 7 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.08.96 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой дея-тельности и систематизации законодательства в прокуратуре Россий-ской Федерации» возложена организация участия прокуратуры в пра-вотворческой деятельности.

Обеспечить исчерпывающую информированность прокура-туры о планах законотворческой деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла-сти, разрабатываемых ими законопроектах, оказывать активное вли-яние на их концепцию, редакцию отдельных положений. В случаях, когда предотвратить принятие законов, противоречащих федераль-ному законодательству не удается, незамедлительно информировать об этом (с приложением проектов) руководство Генеральной проку-ратуры или управление правового обеспечения.

Обратить особое внимание на законопроекты, направленные на изменение и дополнение федеральных законов, регулирующих орга-низацию и деятельность прокуратуры и других правоохранительных органов. Без промедления направлять тексты этих проектов со свои-ми замечаниями в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

2. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на начальника управления правового обеспечения.

Указание направить всем прокурорам субъектов Российской Фе-дерации.

Заместитель Генерального прокурора

Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ГЕНЕРАЛЬНАЯ

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

30.07.98 № 49/7р

Москва

Об организации исполнения Соглашения

Генеральной прокуратуры и Министерства юстиции

Российской Федерации от 25.03.98

В целях обеспечения реализации Соглашения от 25.03.98 № 18 «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Фе-дерации и Министерства юстиции Российской Федерации в сфере над-зора и контроля за ведомственным нормотворчеством, правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также за созданием и де-ятельностью общественных и религиозных объединений»

ПРЕДЛАГАЮ:

1. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, управлению правового обеспечения, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокурату-ре Российской Федерации:

1.1. По поступающим из Министерства юстиции копиям заключений по правовым актам субъектов Федерации о их соответствии Конститу-ции Российской Федерации и федеральному законодательству, а также материалам о незаконных актах федеральных министерств и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных объединений вырабатывать согласованную юридическую оценку, а так-же обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реаги-рования, направленных на пресечение нарушений законности.

Устранение указанных правонарушений осуществлять преимуще-ственно силами прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, установить эффективный контроль за конечными результатами этой работы. 2. Управлению по надзору за исполнением законов и законностью

правовых актов:

2.1. В случаях выявления фактов злостных нарушений законода-тельства общественными и религиозными объединениями направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции для постанов-ки вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, кон-тролировать результаты рассмотрения таких материалов.

Наладить автоматизированный учет сведений (раздельно) о незаконных правовых актах субъектов Федерации, ведомственных ак-тах, неправомерных действиях общественных и религиозных объеди-нений и принятых мерах реагирования на основании информации со-ответствующих подразделений Генеральной прокуратуры.

Ежегодно не позднее 30 июля и 30 января информировать Министерство юстиции о мерах реагирования по заключениям ми-нистерства о незаконных правовых актах и материалам о противоправ-ных действиях общественных и религиозных объединений.

Каждое полугодие докладывать Генеральному прокурору свод-ную информацию о результатах корректировки актов субъектов Фе-дерации для последующего рассмотрения на коллегиальных совеща-ниях руководителей двух ведомств.

Осуществлять совместные выезды в регионы, где распростране-ны факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалис-тов Министерства юстиции в необходимых случаях ходатайствовать пе-ред соответствующими государственными органами об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции России конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Фе-дерации и совместному ведению органов государственной власти Рос-сийской Федерации и органов государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации.

Организовать проведение ежегодных совместных обобщений материалов о нарушениях законов при издании и правовых актов фе-деральными органами исполнительной власти, а также проверок в ми-нистерствах и ведомствах, злостно нарушающих законодательство.

Обеспечивать подготовку материалов для осуждения на совмес-тных заседаниях коллегий результатов взаимодействия на указанных на-правлениях практической деятельности, а также разработку согласован-ных предложений.

Подразделениям Генеральной прокуратуры представлять (по мере накопления) в управление по надзору за исполнением законов и за-конностью правовых актов соответствующую информацию.

НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ге-неральной прокуратуре Российской Федерации в срок до 01.01.99 раз-работать и внедрить программное обеспечение автоматизированного учета в соответствии с п. 2.2 настоящего распоряжения.

Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.

Распоряжение довести до сведения работников Генеральной про-куратуры и НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Генеральный прокурор

Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

старшего помощника прокурора субъекта Российской Федерации

по правовому обеспечению

Старший помощник прокурора субъекта Российской Федерации по правовому обеспечению:

осуществляет представительство прокуратуры субъекта Россий-ской Федерации в законодательном (представительном) органе госу-дарственной власти субъекта Российской Федерации, высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

осуществляет изучение (организует изучение) поступающих проек-тов правовых актов субъекта Российской Федерации и подготовку заклю-чений по ним;

осуществляет надзор за исполнением законов законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Россий-ской Федерации, а также надзор за законностью принимаемых им ре-шений;

принимает меры к приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правовых актов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;

проверяет обоснованность протестов, подготовленных отрасле-выми отделами прокуратуры субъекта Российской Федерации и несо-ответствие Конституции Российской Федерации и федеральным за-конам;

осуществляет координацию работы и контролирует деятель-ность горрайпрокуроров по приведению актов органов местного са-моуправления в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами субъекта Российской Фе-дерации;

обобщает работу прокуратуры субъекта Российской Федерации по осуществлению надзора за законностью правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления;

ежемесячно по результатам проведенных обобщений готовит информации в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, от-дел Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральном округе;

осуществляет взаимодействие с аппаратом Полномочного пред-ставителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, управлением Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по вопросам приведения правовых актов субъекта Российской Федерации в соответствие с Конституци-ей Российской Федерации и федеральным законодательством;

при изучении проектов правовых актов, подготовке заключе-ний, протестов, заявлений в суд, информации, проведении обобще-ний взаимодействует с отраслевыми отделами прокуратуры субъекта Российской Федерации;

оказывает необходимую методическую и практическую помощь горрайпрокурорам по закрепленной отрасли надзора;

выполняет другие поручения прокурора субъекта Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.