на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
i>Целью моей работы является рассмотрение и анализ участия российской прокуратуры в правотворческой деятельности.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности, а именно: раскрыть понятие правотворческой деятельности, расписать её цели, задачи и принципы, а также рассмотреть участников и иерархию правотворческой деятельности;

- показать правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности, а именно: раскрыть становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России и в СССР;

- проанализировать роль прокуратуры в правотворческой деятельности: рассмотрев современное состояние и тенденции участия прокуроров в правотворческой деятельности, а также раскрыв их основные организационные формы;

- на основании проведенного исследования и анализа литературы по рассматриваемой теме, в конце работы сделать необходимые выводы.

В работе использовались различные типы и виды источников инфор-мации ряда наук: теории права и государства, конституционного, граж-данского и арбитражного процессуального права, муниципального права и ряда других отраслей российского права, социологии, исто-рии, политологии. Совокупность источников информации, исполь-зованных при написании данной работы, соответствует его цели и задачам, обеспечивает полноту, репрезентативность и достоверность.

1 Теоретические основы участия прокуратуры в правотворческой деятельности

1.1 Понятие правотворческой деятельности

В последние годы в Российской Федерации осуществляется интен-сивный правотворческий процесс, обусловленный необходимостью правового обеспечения эффективной реализации проводимых в стра-не реформ и совершенствования действующего законодательства.

Термином «правотворчество» в юридической науке обозначается процесс создания правовых норм Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2001. - С. 268.. Создание норм права неразрывно связано с государственной властью. И хотя отмеченный термин не вызывает каких-то значительных споров в юридической литературе, тем не менее полагаю, что для уяснения понятия «правотворчество» необходимо дать определение понятия «правовой акт».

В юридической литературе имеется множество определений этого понятия, что обусловлено рядом объективных и субъективных при-чин. Так Р.Ф. Васильев полагает, что основной причиной этого явля-ется сложность явления, которое мы называем правовым норматив-ным актом, наличием у него многих внутренних и внешних связей и отношений. Но только правовые акты органов власти и должностных лиц составляют ряд явлений, в который нормативные правовые акты входят непосредственно как один из видов данного рода. Поэтому, с точки зрения автора, и определять нормативные правовые акты надо как один из видов актов органов власти и должностных лиц Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вест. Моск. ун-та. Cep.ll. Право. - 1998. - № 5. - С. 29-30..

А.В. Малъко считает, что термин «правовой акт» имеет несколько смысловых значений: он означает действие (поведение): правомер-ное, совершаемое с намерением создать, изменить, прекратить конк-ретные правоотношения; противоправное (обобщенно-юридические факты, влекущие за собой соответствующие правовые послед-ствия); к правовым актам следует отнести результаты как правомер-ных, так и противоправных действий. К правомерным актам относят-ся также воплощенные в законах и подзаконных актах юридические нормы; индивидуальные предписания, выражающиеся в правоприме-нительных актах, договорах и иных документах Малько А.В. Категория «правовая жизнь»: проблемы становления // Го-сударство и право. -- 2000. -- № 5. -- С. 11..

Под правовым актом понимается юридический документ, т.е. внеш-нее словесно-документально оформленное выражение воли, отра-жающее первое или второе. Правомерный акт-документ - это надле-жащим образом оформленное внешнее выражение воли государства, его органов, отдельных лиц, выступающее в качестве носителя содер-жательных элементов правовой системы -- юридических норм, правоположений практики, индивидуальных предписаний, автономных ре-шений лиц Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. -- М., 1982. -- С. 192..

Во взглядах ученых, занимавшихся этой проблемой (С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Р.Ф. Васильев, Л.Д. Воеводин, М.В. Горшенев, Д.А. Керимов, В.В. Копейчиков, И.В. Котелевская, Б.В. Лаза-рев, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянц, В.Н. Осипкин, А.С. Пиголкин, И.С. Самощенко, А.Е. Скачкова, Ю.А. Тихомиров и др.), имеется некоторое различие при определении понятия «правовой акт» Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. -- М., 1967; Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. -- М., 1970; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в со-циалистическом обществе. -- М., 1972; Матузов Н.И. Правовая система и лич-ность. -- Саратов, 1987; Котелевская И.В. Информация и законодательный процесс // Советское государство и право. -- 1990. -- № 3; Конституция, за-кон, подзаконный акт / Под ред. Ю.А. Тихомирова-- М., 1994; Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. -- М., 1995; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. -- М., 1997; Керимов Д.А. Законодательная техни-ка. -- М., 1997; Васильев Р.Ф. О понятии правового акта // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. -- 1998. -- № 35; Баглай М.В. Конституционное право Россий-ской Федерации. -- М., 1998; Общая теория государства и права. Академи-ческий курс. Т.2. Теория права / Отв. ред. М.Н. Марченко. -- М., 1998; Пигол-кин А.С. Правотворчество // Проблемы общей теории права и государства / Под ред. B.C. Нерсесянца. -- М., 1999; Осинкин В.Н., Скачкова А.Е. Организа-ция и методика надзора за законностью правовых актов законодательных, представительных и исполнительных органов государственной власти субъек-тов Российской Федерации и органов местного самоуправления в бюджет-ной сфере: Учеб. пособие. -- СПб., 2001; Мурашин А.Г. Прямое правотворче-ство. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. - 2001. - №2.. Но в основе своей они содержат одни и те же ведущие положения. Наиболее четкое и емкое, как представляется, оп-ределение понятия правого акта дает С.С. Алексеев: «Правовой акт -- это, как правило, письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлени-ем, институтом прямой демократии), имеющий официальный харак-тер и обязательную силу, выражающий властное веление и направлен-ный на регулирование общественных отношений» Алексеев С.С. Указ. раб. -- С. 74..

Правовые акты имеют большое юридическое и практическое зна-чение, поскольку регулируют различные правоотношения, имеют раз-личную сферу влияния, внешнюю форму и разное конкретное внут-реннее содержание.

Под нормативным правовым актом на основании постановления Государственной Думы «Об обращении в Конституционный Суд Рос-сийской Федерации» от 11 ноября 1996 г. № 781-11 ГД Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 49. -- Ст. 5506. понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в опре-деленной форме правотворческим органом в пределах его компетен-ции и направленный на установление, изменение или отмену право-вых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение (п.1.3 Распоряжения Министерства юстиции РФ от 15 июня 1998 г. № 894). Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Россий-ской Федерации» разъяснил: «Под нормативным правовым актом по-нимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправле-ния или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (пра-вила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рас-считанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом» Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. -- 2003. -- № 3..

В отличие от нормативного правового акта, акт устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц, именуется правовым актом индивидуального характера или ненорма-тивным правовым актом.

Нормативными правовыми актами являются законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов. Для при-менения нормативного правового акта недостаточно только его при-нятия. Все нормативные правовые акты должны быть официально опубликованы в установленном порядке, введены в действие, а опре-деленные акты федеральных органов исполнительной власти и нор-мативные правовые акты субъектов федерации должны пройти юри-дическую экспертизу и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных орга-нов исполнительной власти установлен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763, в редакции Указа от 16 мая 1997 г. № 490 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов Федеральных орга-нов исполнительной власти» Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1996. -- № 22. -- Ст. 2663. и Федеральным конституционным зако-ном от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1997. -- № 51. -- Ст. 5712..

Акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истече-нии 10 дней со дня их официального опубликования, если в них самих не установлен другой порядок вступления в силу. Акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения кон-фиденциального характера и не подлежащие в связи с этим офици-альному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок вступления их в силу.

Порядок государственной регистрации закреплен Правилами под-готовки нормативных правовых актов федеральных органов исполни-тельной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов феде-ральных органов исполнительной власти и их государственной регис-трации» (с изменениями и дополнениями от II декабря 1997 г. № 1538, от 6 ноября 1998 г. № 1304) Собрание законодательства Российской Федерации. -- 1997. -- № 33. -- Ст. 3895..

Правилами предусмотрено, что нормативные правовые акты фе-деральных органов исполнительной власти издаются в виде постанов-лений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Государственной регистрации и официальному опубликованию под-лежат нормативные правовые акты, упомянутые в Указе Президента РФ № 763, независимо от срока их действия. Указ определяет содержание, а Правила -- форму нормативных правовых актов. Однако имеются мно-гочисленные акты, форма которых не упомянута в правилах, но кото-рые, несомненно, подпадают под определение нормативных правовых актов, подлежащих государственной регистрации и официальному опуб-ликованию, данные в названном указе.

Таким образом, нормативный правовой акт можно определить как письменный документ, изданный соответствующим субъектом в пре-делах своей компетенции, регулирующий правоотношения неопреде-ленного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение в течение длительного срока.

Правовой акт ненормативного характера можно определить как документ, изданный компетентным органом и содержащий предпи-сание индивидуально конкретной направленности, имеющий разо-вое применение, создающий обязательные последствия.

К признакам нормативного правового акта следует отнести: принятие в установленном законом порядке управомоченным на это органом; соответствие Конституции РФ; публичный характер, т.е. правило поведения, содержащееся в диспозиции документа, касается всегда неопределенного круга лиц; неоднократность применения этих норм вне зависимости от воз-никновения или прекращения правоотношений между конкретными субъектами; обязательность опубликования в центральной печати; регистрация в случаях, предусмотренных законом.

Правовые акты ненормативного характера отличаются следующи-ми признаками:

такие акты носят индивидуальный характер (например, о назна-чении, освобождении, поощрении, взыскании их д.);

действия правовых актов исчерпываются однократным приме-нением;

носят оперативно-распорядительный, рекомендательный характер;

они имеют конкретного адресата, и акт доводится лишь до све-дения заинтересованных лиц или органов;

акты могут быть направлены на организацию исполнения реше-ний вышестоящих органов или собственных решений федеральных органов исполнительной власти;

могут быть акты, координирующие решения вышестоящих го-сударственных органов;

имеют обязательные последствия.

Поэтому представляется обоснованным мнение Д.А. Керимова, что ненормативный правовой акт должен издаваться на основе и во ис-полнение нормативного правового акта, в полном соответствии с его содержанием и целями Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. -- М., 1991. -- С. 40..

В зависимости от содержания правового акта документы подраз-деляются на нормативные акты (Конституция, законы, подзаконные акты); правоприменительные акты (документы, содержащие индиви-дуальные властные предписания с одноразовым применением); разъяснительные акты (разъясняющие смысл юридических норм, как, например, постановления Конституционного Суда РФ, Пленума Вер-ховного Суда РФ); акты договорного права и акты реализации прав и обязанностей Малько А.В. Категория «Правовая жизнь»: проблемы становления // Государство и право. -- 2000. -- № 5. -- С. 12-13..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.