на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
сновным определяющим фактором качества правового акта явля-ется его юридическая сила. Это самый четкий определитель места пра-вового акта в иерархической лестнице законодательной системы. Ме-сто конкретного правового акта по соотношению с другими правовыми актами определяют его правовое положение в случае возникновения противоречий между ними.

Юридическая сила правовых актов, как указывают в своей работе «Правовые акты» Ю.А. Тихомиров и И.В. Котелевская, выражается в следующем:

в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции Российской Федерации;

в строгом соответствии установленной Конституцией РФ и за-коном официальной классификации;

в признании обязательности соподчиненности между видами актов (Конституция - закон - указ - постановление - распоряже-ние - приказ и т.д.);

в установлении иерархической соподчиненности актов государ-ственных органов, занимающих более высокое и более низкое место в государственной системе;

в определении оснований и рамок принятия того или иного пра-вового акта, его основного содержания;

в признании правового акта, нарушающего установленные юри-дические зависимости, нарушающим законность и теряющим юри-дическую силу. Для этого существует набор специальных средств: при-остановление, оспаривание, признание акта недействительным, отмена, признание утратившим юридическую силу самого акта.

Классификация правовых актов по их юридической силе, сложив-шаяся в теории права, выглядит следующим образом:

по силе правовых актов -- Конституция РФ; конституционные и федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты министерств, служб, агентств, ведомств и пр.;

по субъектам, их издавшим -- правовые акты РФ; правовые акты субъектов РФ; правовые акты органов местного самоуправления; правовые акты ведомств, органов государственного контроля хозяйствующих субъектов и пр.

В иерархической лестнице нормативных правовых актов верховен-ствующее положение занимает Конституция Российской Федерации, являющаяся Основным законом государства и вершиной правовой системы. Ее нормы первичны для любых правовых актов, т.е. являют-ся исходными основополагающими для нормотворчества. Никакие законы не могут отменить ее или быть равными ей. Конституция - это базовый документ, на котором строится все остальное законода-тельство, составляющее правовую систему.

Вторым по юридической силе нормативным правовым актом в правовой системе является Федеральный конституционный закон. Он регулирует наиболее важные общественные отношения и основные институты права: государственное устройство, народовластие, феде-ративные отношения. Федеральный конституционный закон прини-мается в особом порядке, по проблемам принципиального значения, обладает высшей юридической силой. Эти законы развивают и конк-ретизируют положения Конституции РФ, являются соединяющим звеном с текущим законодательством. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации.

Наиболее часто издающимся, оперативно регулирующим право-отношения является Федеральный закон. Это нормативно-правовой акт, обладающий всеми перечисленными признаками для правовых актов нормативного характера, регулирующий общественные отно-шения. Являясь актом текущего законодательства, он издается по воп-росам исключительного ведения России и ее совмес-тного ведения с субъектами Федерации. Предписания, устанавливающие общие нормы, не всегда реализу-ются. Однако во всех случаях юридическая возможность такой реали-зации существует. Исходя из того, что нормативные правовые акты носят публичный характер, согласно ч.3 ст.15 Конституции РФ пред-писания подлежат опубликованию в целях доведения содержания вла-стного поведения до широкого круга лиц. Неопубликованные законы не могут применяться.

Другой большой группой актов, регулирующих общественные от-ношения, являются подзаконные акты. Как правило, это результат правотворческой деятельности органов исполнительной власти и ор-ганов местного самоуправления при осуществлении ими властных полномочий.

Отличительной особенностью подзаконных актов является то, что они: издаются при осуществлении властных полномочий; носят офици-альный характер; имеют подзаконный характер, но все они издаются на основе или во исполнение закона; выражают волю исполнительно-го органа; должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предусмотренными правилами и в пределах компетенции; издаются не от лица государства, а от имени исполнительного органа, но выража-ют государственную волю; влекут правовые последствия.

Подзаконные акты выносятся в виде: постановления -- решения, имеющего нормативный характер; распоряжения -- решения по опе-ративным и текущим вопросам. Но могут иметь и иные формы.

Правовые акты органов местного самоуправления также относят-ся к подзаконным актам. Юридическая сила правовых актов предста-вительных органов местного самоуправления более высока, чем юри-дическая сила правовых актов иных органов местного самоуправления и актов должностных лиц.

Правотворческий процесс, равно как и зако-нотворческий, в силу своей специфики требует активных действий со стороны субъектов этого процесса. Поэтому не случайно, что ст.9 За-кона о прокуратуре названа следующим образом: «Участие в правотвор-ческой деятельности». В названной статье действующего Закона о прокуратуре определено, что прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обла-дающие правом законодательной инициативы, соответствующего и ни-жестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об от-мене или о принятии законов и иных нормативных актов только «...при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов» Комментарии к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федера-ции». -- М, 1996. - С. 36. То есть, говоря о правотворческой деятельности, необходимо иметь в виду, что она возможна при наличии мотива, предмета и объекта пра-вотворчества.

Мотив правотворчества делает возможным уяснение его объекта, указывает на предмет и является толчком для начала правотворческих процедур. Отсутствие мотива делает правотворчество безоснователь-ным, по сути бессмысленным, диктует необходимость его прекраще-ния либо вовсе не позволяет осуществить правотворческие процедуры. Таким образом, мотив правотворчества можно определить как объективно существующую для потребностей реализации государ-ственной власти необходимость в регулирующем воздействии на об-щественные отношения путем принятия нормативного правового акта.

Предмет правотворчества -- принятие нормативного правового акта, необходимого для поддержания порядка силой регулирующего воздействия государственной власти.

Объект правотворчества -- это требуемое государственной влас-тью регулирующее воздействие на определенные общественные от-ношения путем принятия нормативного правового акта. Другими сло-вами, это нормы права, вступающие в действие через принятие нормативного правового акта и позволяющие в случае их надлежа-щей реализации обеспечить достижение целей государственной влас-ти Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М., 2001. - С. 278.. Полагаю, что эти определения, данные И.М. Рассоловым и В.О. Елеонским, в большей степени подходят для участия в правотвор-честве «государства как такового, государства в целом», однако для отдельных его институтов, в том числе российской прокуратуры, дол-жны быть в определенной степени отличные и мотив правотворче-ства, и предмет, и объект правотворчества, которые пока не определе-ны ни в Законе о прокуратуре, ни в работах ученых.

С формальной точки зрения законодательный процесс представ-ляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона. А процедура право-творческой деятельности -- это обязательный, строго последователь-ный, юридически и логически обоснованный порядок действий, обес-печивающий принятие нормативно-правового акта.

Совокупность процедур составляют стадии законодательного про-цесса, т. е. относительно законченные этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу Гузнов А.Г., Кененов А.Л., Рождественская Т.Э. Современный законода-тельный процесс: основные институты. - Смоленск, 1995. -- С. 77..

Выделяются четыре основные стадии зако-нодательного процесса: внесение законопроекта или законодательного предложения (за-конодательная инициатива); рассмотрение законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта); принятие закона; опубликование закона.

И.С. Самошенко справедливо замечает, что нормативный акт -- это завершающее звено и непосредственный юридический результат пра-вотворческой деятельности Самощенко И.С. Некоторые вопросы учения о нормативных актах Со-ветского государства // Правоведение. - 1969. - № 3. - С. 30.. При этом правотворческий процесс внеш-не выступает в виде последовательных стадий подготовки, обсуждения, принятия и обнародования отдельных нормативных актов. Каждый новый акт -- это самостоятельный элемент правовой системы.

Все изменения содержания правового регулирования могут быть сведены к таким трем основным видам: установление новых правовых норм; отмена правовых норм; замена ранее принятых норм новыми, которые вводят новое ре-гулирование вместо старого. Сюда относится больше всего правовых актов.

Причем для самой сущности правового регулирования не имеет значения техническое оформление замены старых норм новыми. Бу-дет ли это дано в новой редакции или в виде нового решения, но в любом случае должны наступить новые правовые последствия, кото-рые будут предотвращать возникновение тех последствий, которые допускались действовавшим ранее нормативным актом.

Вообще же в теории государства и права правотворчество понима-ется как «...форма государственной деятельности, направленная на со-здание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену» Нерсесянц B.C. Проблемы обшей теории права и государства. - М., 1999. - С. 307.. Главное для правотворчества, по мнению B.C. Нерсесянца, «выработка и утверждение новых правовых норм» Там же. - С. 309.. А.Б. Венгеров полагает, что «...законотворчество - особый вид пра-вотворчества, направленный на создание законов в точном, формаль-ном смысле слова как актов высшего законодательного органа» Венгеров А.Б. Теория государства и права. -- М., 1998. -- С. 494..

В Российской Федерации существует три основных формы право-творчества: «... принятие нормативных актов органами государствен-ной власти, непосредственно путем референдума, заключение различ-ного рода соглашений, содержащих нормы права» Нерсесянц B.C. Указ. раб. -- С. 310..

Понятие правотворчества может трактоваться по-разному. Поэто-му отмечу, что в представленной работе под правотворчеством будет пониматься процесс создания правовых норм путем принятия нормативно-правовых актов. Правотворчество - одна из важнейших сфер обеспечения действия государственной власти как суверенной организующей силы в делах конкретного общества. Это подтверждается тем, что, по общему правилу, в случае проти-воречия между законом (нормативным правовым актом, обладающим высшей, обязательной юридической силой) и иными источниками права действует закон. Природа правотворчества заключается в выявлении, освоении суще-ствующих интересов личности, общества, государства и влиянии на них через закрепление в юридической форме норм поведения. В ко-нечном счете, правотворческий (законодательный) процесс (право-творческая деятельность) является формально-юридическим выраже-нием законотворческой функции государства.

Все нормативно-правовые акты имеют правотворческое назначе-ние. Правотворчество - одно из важнейших и, можно сказать, пер-вейших направлений деятельности государства. В России - это деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также непосредственно народа страны, субъек-тов Федерации, населения муниципальных образований (референдум) по созданию, изменению, отмене правовых норм и изменению сферы их действия. Она осуществляется посредством издания, изменения и отмены нормативных правовых актов. Это интеллектуальная активная творческая деятельность по созда-нию права, результаты которой являются показателем цивилизован-ности и демократичности страны, уровня культуры ее народа Законодательный процесс. Понятие. Институты. Стадии: Научно-прак-тическое пособие / Отв. ред. проф. Р.Ф. Васильев. -- М., 2000. -- С. 14.. Из изложенного следует, что правотворчество - одна из важнейших сторон деятельности государства и его органов, форма их активности, имеющая своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. В каждом государстве правотворческая деятельность обладает определенными особенностя-ми, но везде она направлена на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регули-рующих сложившиеся в обществе отношения. По своей социальной сути правотворческая деятельность выступает как процесс возведения госу-дарственной воли в закон, ее оформления в различных юридических актах, наконец, как процесс придания содержащимся в них правилам общеобязательного характера.

Мотив участия прокуроров в правотворческой деятель-ности можно определить как объективно существующую необходи-мость в регулирующем воздействии прокуратуры на общественные отношения путем участия прокуроров в совершенствовании действу-ющих и разработке инициативных законов и иных нормативных пра-вовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.