на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
ак видно, Россия обладает единой правовой сис-темой. Она включает нормативные акты федеральных органов, акты субъектов Федерации и акты органов местного самоуправ-ления. Частью этой системы являются локальные подсистемы в субъек-тах РФ, принимающих свои конституции (уставы), законы, кодексы, своды законов и иные акты. В рамках муниципаль-ных образований тоже может действовать местная подсистема право-вых актов, основанная на уставе муниципального образования (эти акты образуют не конституционное, а местное муниципальное право). Раз-ные акты могут по-своему регулировать те или иные отношения. Одна-ко в силу верховенства федеральной Конституции и федеральных зако-нов местное правотворчество развивается в соответствии с принципами федеральных правовых актов и не может им противоречить. В этом со-стоит суть единства права в России. Принимая участие в различных формах в правотворческой деятельности на федеральном, региональном (субъекты РФ), местном (органы местного самоуправления) уровнях, прокуроры способствуют созданию в современной России единой, непротиворечивой правовой системы.

2 Правовые основы участия прокуроров в правотворческой деятельности

2.1 Становление и развитие регламентации участия прокуроров в правотворческой деятельности в России

В 1722 г. Петр I ввел новый государственный институт, доселе не су-ществовавший в России, -- прокуратуру. Цель, поставленная перед про-куратурой, -- проведение в жизнь экономических, социальных и поли-тических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому сопротивлению местных органов власти. Средства, используемые про-курорами, носили уже тогда чисто надзорный характер. По замыслу императора прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата и в первую оче-редь -- за Сенатом, ставшим по Указу «О должности Сената» от 27 ап-реля 1722 г. законодательным и высшим органом подзаконной испол-нительной власти Российское законодательство X--XX веков. Т. 4. / Отв. ред. А.Г. Маньков. -- М, 1986. - С. 182--186.. Петр I возлагал на Сенат большие надежды. Он должен был стать проводником воли государя, следить за выполнением всех его распоряжений, а в случае отсутствия царя (что было довольно часто во время ведения войн) как бы замещать его в государственном управлении страной, т.е. быть его alter ego. Однако Сенат явно не справ-лялся с этой ролью Курс русской истории. Т. 4,. - М., 1989. -- С. 161-162..

Харак-теризуя должность прокурора, ординарный профессор императорского Московс-кого университета И.Д. Беляев в своей работе «История русского за-конодательства» писал, что в нем «...должность прокурора определена так: смотреть накрепко, чтобы коллегия все дела исполняла по рег-ламенту и указам; чтобы в коллегиях решенные дела немедленно приводились в исполнение, для этого прокурору иметь книгу, в кото-рой записывать на одной стороне, когда какой указ состоялся, а на другой стороне, когда что по указу исполнено; ежели увидит, что в коллегии делает противно указам, то протестовать и доносить Гене-рал-прокурору; смотреть за фискалами в исправлении их должнос-ти; канцелярии коллегий должны исполнять все требования проку-рора. Таким образом, с учреждением прокуроров все коллегии поступили под надзор каждая своего прокурора, а низшие суды - под надзор своих фискалов, состоящих в ведении прокурора» Беляев И.Д. История русского законодательства. -- СПб., 1999. -- С. 617-618.. Весь надзор отходит от Сената к Генерал-прокурору, и, что следует отметить, под надзором находится и сам Сенат Российское законодательство X--XX веков. Т. 4. / Отв. ред. А.Г. Маньков. - М., 1986. - С. 184-185..

Генерал-прокурор наделялся полномочиями не только наблюдать за порядком и приличием в Сенате по существу, но и делать ему указа-ния на неправоту или пристрастие его мнений и приговоров, а в слу-чае несогласия с этими указаниями, посоветовавшись «с кем забла-горассудит», но не дольше недели. Надзор имел важный отличительный признак, позволяющий вы-делить его из иных видов государственной деятельности. Это признак заключался в том, что прокурор не пользовался решающим голосом ни по одному административному вопросу. «Органы управления про-изводят и решают дела, а прокуроры наблюдают за этим производ-ством и решением, охраняют их закономерность, но не принимают другого ближайшего участия в самом существе дела в их возбуждении, постановлении и направлении» Муравьев И.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. -- М., 1889. - С. 284.. Таким образом, средства прокурора носили чисто надзорный характер, и основным среди них являлась так называемая «протестанция», т.е. принесение протеста в орган, на-рушивший закон, или в вышестоящий орган.

Генерал-прокурор непосредственно надзирал за тем, чтобы высший государственный орган -- Сенат рассматривал все относящиеся к его компетенции дела, действовал в строгом соответствии с регламентом и им-ператорскими указаниями. Генерал-прокурор наделялся полномочиями и в сфере правотворчества: предлагал Сенату принимать решения по воп-росам, не урегулированным правом. То есть в соответствии с п. X Указа «О должности Генерал-прокурора» от 27 апреля 1722 г. Генерал-прокуро-ру было предоставлено право законодательной инициативы. При обна-ружении пробелов в законодательстве, Генерал-прокурору предписыва-лось давать соответствующие предложения Сенату, «чтоб учинили на те дела ясные указы» Российское законодательство X--XX веков. Т. 4. / Отв. ред. А.Г. Маньков. - М., 1986. - С. 195.. А Указ от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав граж-данских» требовал неукоснительного соблюдения законов.

Генерал-прокурору подчинялись обер-прокурор, прокуроры коллегий Сената, провинций. Он же был подотчетен только императору.

Надзирала прокуратура за законностью деятельности и других го-сударственных органов и структур. Так, она вела надзор по арестантс-ким делам, за местами содержания заключенных под стражей. Под-черкивая это обстоятельство, видный российский государственный деятель, бывший министр юстиции, Генерал-прокурор Н.В. Муравь-ев свидетельствовал, что в России «прокуратура с момента ее созда-ния (1722 г.) и до судебных реформ Александра II (1860-е гг.) была пре-имущественно органом общего (административного) надзора, а собственно судебная, обвинительная или исковая деятельность... со-ставляла лишь одно из частных дополнений к функции надзора, едва намеченное в законе, слабое и незначительное на практике» Муравьев Н.В. Указ. раб. -- С. 266..

Основанный Петром I в 1711 г. Правительствующий Сенат не был похож на сенат Швеции, Польши и других стран. Степень предостав-ленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден «вместо царского величества собственной персоны» на время постоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься теку-щими делами. Учреждением, в чем-либо ограничившим власть Пет-ра, Сенат не был: он действовал только по поручению царя и перед ним за все отвечал. То есть Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя). Статус нового органа не был детализирован, это произошло несколь-ко позже -- из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат -- постоянно действующий орган.

К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль, внешне-торговые и кредитные полномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось. Структура Сената включала присутствие (общее собрание сенато-ров, на котором принимались решения) и канцелярию, которую воз-главлял обер-секретарь и которая состояла из нескольких столов -- секретный, губернский, приказный и проч. В 1718 г. штат сенатских подьячих переименовался в секретарей, канцеляристов и протоколи-стов (в 1722 г. Канцелярия Сената была переподчинена Генерал-про-курору).

В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата, рас-сматривавшая дела местных судов и администрации в качестве апел-ляционной инстанции. В 1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем членов вошли все президенты вновь созданных учреждений -- коллегий. Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. была учреж-дена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменил обер-прокурор. Им были подчинены прокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должности рекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащих дворян).

В работе Сената устные указы и административные распоряжения уступают место новым формам законотворчества: по Генеральному регламенту 1720 г. обязательными для коллегий распоряжениями были только письменные указы Сената (и царя). В статусе Сената сочета-лись его законодательные полномочия (государь разрешил Сенату без согласования с ним самостоятельно решать неотложные дела) и его роль в качестве органа исполнительной власти.

Далее рассматриваются наиболее распространенные формы актов первой четверти XVIII в.

Регламенты (акты учредительного характера) определяли состав, организацию, компетенцию и порядок делопроизводства органов управления. Регламенты были актами, определяющими общую струк-туру, статус и направления деятельности отдельных государственных учреждений.

Манифесты. Издавались только монархом и за его подписью и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. В форме мани-фестов объявлялось о вступлении монарха на престол, крупных поли-тических событиях и акциях, начале войны или подписании мира.

Именные указы. Также издавались и подписывались монархом. В них формулировались решения, адресованные конкретным государствен-ным учреждениям или должностным лицам: Сенату, коллегиям, губер-наторам. Именные указы дополнялись уставами, учреждениями или регламентами.

Указы. Могли издаваться монархом или от его имени Сенатом и были нацелены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятель-ности. В них содержались правовые нормы и административные пред-писания. Адресовались определенному органу или лицу и были обя-зательны только для них. В форме указа выносились судебные решения Сената.

Уставы. Сборники, содержавшие нормы, относящиеся к опреде-ленной сфере государственной деятельности (1766 г. - Воинский ус-тав, 1720 г. - Морской устав). Уставы издавались для определенного ведомства или регулирования определенной отрасли права. Для сис-темы правовых источников в целом в данный период характерно оче-видное преобладание законодательной нормы над судебной практи-кой и обычаем Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. -- М., 2001. - С. 281-282..

В первой четверти ХVII в. начинает формироваться принцип закон-ности. Место обычая и традиции окончательно занял закон. Монарх как носитель и центр государственного интереса, глава законодательной, ис-полнительной и судебной власти воплощал идею законности. Игнори-рование и неуважение закона стали рассматриваться как преступления. Соблюдение государственных установлений объявлялось важнейшей за-дачей всех органов власти и управления, должностных и частных лиц. Функции, вмененные Генерал-прокурору, постепенно изменялись, корректировались и в окончательной форме приобрели обязанности «накрепко смотреть, чтоб в Сенате не на столе только дела вершились, но самим действом по указам исполнялись» Орлов Ю. «Сей чин яко око наше» // Законность. -- 1992. -- № 2. - С. 29.. Таким образом, обязан-ности прокурора еще в XVIII в. приобрели форму общего надзора. Глав-ное предназначение Генерал-прокурора состояло в «наблюдении» за исполнением законов.

В первой четверти XVIII в. можно отметить новые черты, свойствен-ные законодательству: оно стало более четким по форме и менее казу-альным, усилились черты юридического формализма и абстрактности. Письменное оформление законов и их публикация стали обязательны-ми. Впервые появилось указание на то, что закон не имеет обратной силы, подчеркивается неукоснительность его исполнения. В отдельных указах определялся порядок систематизации (инкорпорации) норма-тивного материала.

Законодательная инициатива, принадлежавшая, прежде всего, монар-ху, постепенно (в первой четверти XVIII в.) распространилась на цент-ральные государственные учреждения и специальные комиссии. В со-ставлении Табели о рангах наряду с монархом приняли участие Военная, Адмиралтейская и Иностранная коллегии и аппарат Сената.

Публикация и толкование законов возлагались на Сенат. Последний предлагал свое толкование императору, принимавшему окончатель-ное решение по существу.

Большое число издаваемых актов требовало систематизации и ко-дификации. С 1649 по 1696 г. был принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона. За период правления Петра I принято более трех тысяч правовых актов Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. -- М., 2001. - С. 276.. Во второй четверти XVIII в. в среднем ежегод-но издавалось около двухсот нормативных актов. Возникали серьез-ные трудности в обобщении и толковании этих разнородных и часто взаимоисключающих норм.

Принцип законности в этой ситуации не мог проводиться после-довательно. Дополнительные трудности создавали недостаточная ин-формации о новых актах, их несвоевременная публикация. Незнание закона субъектами, в отношении которых он действовал, было обыч-ным явлением. В целом публиковалось не более половины всех изда-ваемых актов, тираж был небольшим.

После смерти Пера I, как и многие из его «детищ», общенадзорная роль прокуратуры стала угасать. Приоритетным направлением про-куратуры стала уголовно-следственная функция. В законодательстве наметился поворот от кодификации к систематизации. Пытаясь со-хранить петровские преобразования, Екатерина I своим императорс-ким Указом от 7 марта 1726 г. «О должности Сената» подтверждает прежние прерогативы прокуратуры. Немного позже, 20 октября 1730 г., императрица Анна Иоанновна в изданном «Манифесте» акцентирует внимание на том, что только прокуратура способна устранить беспорядки и злоупотребления в стра-не. Однако лишь юридически прокуратура оставалась прежней, фак-тически же роль ее была значительно сужена, а влияние ограничено. Все же Указ императрицы от 3 сентября 1733 г. «О должности проку-роров», наказывавшем «смотреть накрепко, дабы губернатор с това-рищами должность свою хранили и в звании своем во всех делах ис-тинно и ревностно, без потеряния времени...» имел большое значение, поскольку регламентировал деятельность губернских прокуроров Полное собрание законов Российской Империи. 1649-1733. Т. IX. № 6475..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.