на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности
ледует признать, что министр юстиции обязан был проводить в жизнь волю царя. Это в равной мере касалось и его участия в законо-творческом процессе. Так, после покушения народовольцев на импе-ратора Александра II усиливается правительственное наступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 г. было принято специальное Положение о мерах к ограждению государственного по-рядка и общественного спокойствия, возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка. Выдвигавшиеся в этот период предложения о создании отдельной системы прокурорского надзора за административными органами, а также о расширении прав «Судебной прокуратуры» в области общего надзора по образцу губернской, дореформенной успеха не имели, по-скольку правительство не было в этом заинтересовано. Прокуратура должна была в первую очередь вести (и вела) борьбу с преступностью всеми возможными средствами, а не надзирать за законностью в дея-тельности полиции и жандармерии, равно как и чиновников других административных органов. Правительство отдавало отчет в бессмыс-ленности и даже опасности такого надзора в условиях, когда деятель-ность администрации нередко выходила за рамки законов даже Рос-сийской империи. Общий надзор прокуратуры был возможен в условиях дореформенной России, поскольку находился в определенной зависи-мости от губернской администрации. «Новая прокуратура» оказалась гораздо более самостоятельной. Это был орган, непосредственно под-чиненный правительству. Споры между прокурорами и губернаторами, а также иными представителями местной административной власти нередко возникали и при отсутствии общего надзора.

В первые годы XX в. в «верхах» появилось сознание неизбежности реформ в различных сферах и в области государственного управления в частности. Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. по-ставила правительство перед необходимостью частичного преобразо-вания политического строя. Эти преобразования, происходившие под давлением революционных событий, носили непоследовательный и противоречивый характер. С самых первых дней революции самодер-жавие пыталось лавировать и искало компромисс с народом. Уже 18 февраля 1905 г., через полтора месяца после начала революционных событий, Николай II подписал подготовленный министром внутрен-них дел А.Г. Булыгиным рескрипт, в котором предлагалось привлекать«...избранных от населения людей к участию в предварительной разра-ботке и обсуждении законодательных предложений» Верт Н. История советского государства 1900--1991 гг. -- М., 1994. -- С. 36..

6 августа 1905 г. император подписал Высочайший манифест «Об учреждении Государственной Думы». Она создавалась для «...предва-рительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный Со-вет, к верховной самодержавной власти» (ст.1) ПСЗ. - Т. XXV. - Отд. 1. - № 26661..

Николай II и царское правительство с 1913-1914 гг. практически прекратили взаимодействие с законодательными палатами. После Фев-ральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 г. стал завершени-ем краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX в. 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной Думы и назначении «срока их возобновле-ния не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обсто-ятельств».

Вполне понятно, что законотворческая деятельность министров юстиции -- Генерал-прокуроров этого периода основывалась на су-ществовавшем законодательстве.

Представляется, что из изложенного выше можно сделать ряд вы-водов. С момента образования российской прокуратуры императором Петром I идо Октября 1917 г. прокурорские работники через Генерал-прокуроров, Генерал-прокуроров -- министров юстиции принимали активное участие в законотворческой деятельности. В период выпол-нения Правительствующим Сенатом законотворческой деятельности Генерал-прокурор принимал участие в его работе, осуществлял конт-роль в форме надзора за тем, как проходил в Сенате процесс законо-творчества, и обязан был о всех выявленных нарушениях сообщать российскому императору.

В рассматриваемый период, и особенно после Судебной реформы 1864 г. прокуроры, имеющие, как правило, высшее юридическое обра-зование, принимали активное участие в консультировании представи-телей органов власти различных уровней. То есть в тот период времени складывалась такая форма участия прокуроров в законотворческой де-ятельности, как консультирование субъектов и участников законотвор-ческой деятельности. Уже во времена существовании Российской им-перии работники прокуратуры не только имели право на участие в законотворческой деятельности, но и обязаны были в случае обнару-жения каких-то пробелов или противоречий в действующем законода-тельстве сообщать об этом вышестоящему прокурору для последующего направления их Генерал-прокурору для принятия окончательного решения.

В период с января 1722 г. по октябрь 1917 г. Генерал-прокуроры, являясь представителями своего времени, класса и своего круга, при-нимая участие в законотворческой работе, всячески стремились реализовывать в законах волю российских царей и правительства, а так-же экономически и политически господствующих кругов, причем, как правило, опираясь при этом на идеи представителей не самых про-грессивных взглядов.

2.2 Участие прокуроров в правотворческой деятельности в СССР

После Октябрьской революции органы прокуратуры, как известно, были ликвидированы. В Декрете о суде № 1 от 24 ноября 1917г. отмеча-лось: «Упразднить ранее существовавшие институты судебных следо-вателей, прокурорского надзора, а равно институты присяжной и част-ной адвокатуры». Дореволюционная прокуратура, таким образом, упразднялась без замены ее новой, советской прокуратурой.

В условиях революционной борьбы, направленной на завоевание и удержание политической власти, заново создаваемый государствен-ный аппарат функционировал преимущественно как орудие насилия и подавления. В тогдашней России сформировался особый тип политико-правовой идеологии, в представ-лении которой было больше ясности в том, что надо разрушать, неже-ли в том, каково место закона и суда в становлении и регулировании новых отношений. Не случайно такая идеология получила название «правового нигилизма», который «...подкреплялся и распространял-ся на почве ненависти масс к старой государственности и праву, от-сутствием глубоких традиций демократически организованной госу-дарственной и правовой жизни, общего низкого уровня культуры и правового сознания, что сказалось и на содержании, форме, методах государственного строительства» Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. - 1998. - № 2. - С. 9. .

По мнению В.Д. Ломовского, причины отсутствия прокуратуры в указанный период связаны с объективными и субъективными факторами. Главная из них -- экономические условия политики военного коммунизма, централизация политической, хозяйственной и культур-ной деятельности, свертывание гражданского оборота, централизован-ное распределение. В этих условиях, когда в руках центральной влас-ти находились почти все вопросы законодательства и управления, создание прокуратуры было бы преждевременным, а обеспечение пол-ного единства социалистической, а точнее революционной, законно-сти невозможным. Среди других причин отсутствия прокуратуры в тот же период можно назвать стремление советской власти обеспечить ак-тивность в политической жизни всего населения и в первую очередь рабочих. В.И. Ленин писал: «...нашим лозунгом вначале был рабочий контроль» Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 37. -- С. 318. . К причинам субъективного свойства можно отнести имев-шийся в это время юридический нигилизм, отсутствие верных новой власти кадров Ломовский В.Д. Сущность и задачи прокурорского надзора в СССР // Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1989. - С. 12-13. .

Такое положение не могло существовать долго, поскольку правовая система, основанная на декретах и решениях чрезвычайных органов, не обеспечивала главного -- единообразия государственного управле-ния и стабильности государственной власти. Поэтому она неизбежно должна быть заменена относительно стабильной системой законов, от-вечающих стандартному набору требований, изданных легитимными представительными органами государственной власти, в установлен-ном законом порядке, действующих по времени неограниченно, в от-ношении неограниченного круга лиц, в соответствии с внутренней иерархией и т.д. Основа такой системы была заложена Конституцией РСФСР 1918 г. Через несколько лет было такое количество законов и соответствующих им нормативно-правовых актов (постановлений ВЦИК и СНК РСФСР), что возникла потребность в создании специ-ального органа государственной власти, который мог бы осуществлять единообразный контроль за их исполнением, т.е. обеспечивать закон-ность (в узком смысле слова) в стране.

Специфика условий новой экономической политики с исторической неизбежностью выдвигала вопрос о создании такого государственного органа, который в условиях сложного гражданского оборота смог бы обес-печить неукоснительное проведение законов в жизнь. Требовалось со-здать специальный, качественно новый орган, который действовал бы от имени центральной верховной власти независимо от местной, по своей структуре и полномочиям отвечал бы задаче внедрения единой законно-сти во всех областях жизни государства, способствовал бы повышению уровня борьбы с правонарушениями соответственно новым условиям. Осуществление такой функции было решено возложить на прокуратуру. По мысли В.И. Ленина, таким органом должна была стать советс-кая прокуратура. В конце 1921 г. он дал указание Д.И. Курскому при-ступить к подготовке проекта положения о прокуратуре.

26 мая 1922 г. Ш сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре, а 28 мая оно было подписано Председателем ВЦИК М.И. Калининым. Положение о прокурорском надзоре стало зако-ном, который вводился в действие с 1 августа 1922 г. См.: СУ РСФСР. - 1922. - № 44. - Ст. 539. Таким образом была законодательно закреплена независимость прокуроров от мест-ных органов власти (губернских исполкомов) и, следовательно, отвергнут принцип «двойного» подчинения, зато оппоненты настояли на отказе от права прокуроров обжаловать в суд незаконные решения ис-полкомов. Уступка весьма существенная. Таким образом, нарождав-шаяся советская бюрократия обеспечила себе на долгие годы, вплоть до недавнего времени, как увидим дальше, практическую неуязвимость от средств воздействия прокурорского надзора. Последствия этой принципиальной победы еще предстоит преодолеть.

В круг обязанностей прокуроров на местах вменялось: а) входить с представлением в исполнительные комитеты об от-мене или изменении изданных ими или подчиненными им органами незаконных распоряжений и постановлений; б) опротестовывать указанные выше распоряжения и постановле-ния через Прокурора Республики в Совет Народных Комиссаров, Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета» См: СУ РСФСР. - 1922. - № 36. - Ст. 424.. Причем прокурор имел право присутствовать на всех заседаниях местных исполнительных комитетов с совещательным голосом.

Очень важное значение для предупреждения нарушений законно-сти имела большая работа, проводимая прокуратурой по правовой пропаганде, по ликвидации юридической неграмотности работников низового государственного аппарата и широких масс.

11 ноября 1922 г. IV сессия ВЦИК приняла Положение о судоуст-ройстве РСФСР. В нем говорилось: «Для надзора за общим соблюде-нием законов, непосредственного наблюдения за производством пред-варительного следствия и дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура» (ст.6). Отголоском полномо-чий дореволюционных прокуроров в отношении должностных лиц судебных мест было наделение прокуратуры (в Положении о судоуст-ройстве РСФСР) правом возбуждать в дисциплинарном порядке про-изводства в отношении всех без исключения лиц, работающих в су-дебных учреждениях республики.

Указанным Положением на прокуратуру возлагалось наблюдение за соответствие закону распоряжений и постановлений всех наркоматов, иных центральных учреждений и организаций, местных исполкомов и подчиненных им органов с опротестованием незаконных актов на пред-мет их отмены или изменения в исполкомы, СНК и в Президиум ВЦИК. 7 июля 1923 т Положение было дополнено главой XII «О государствен-ной прокуратуре», которая в основном повторила Положение о проку-рорском надзоре 1922 г.

Огромное значение в достижении общих начал в организацион-ном построении прокуратуры и ее деятельности имел общесоюзный законодательный акт -- Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик 1924 г.

Прокуроры, сознавая первостепенное значение качества законов, за исполнением которых они осуществляли надзор, принимали меры к выявлению недостатков правового регулирования и их устранению. В 1924 г. по предложению прокуратуры в частности в этих целях были созданы на местах постоянно действующие совещания юрисконсуль-тов при юрисконсульте губисполкома и с обязательным участием гу-бернского прокурора или его заместителя. Такие совещания рассмат-риваюсь прокуратурой как средство объединения усилий юридических отделов (частей) и юрисконсультов различных хозяйственных органи-заций, госучреждений для устранения разноречивых толкований зако-нодательства, установления большего единства в его понимании, вы-яснения недостаточности или неполноты узаконений, вызывающих необходимость их пересмотра, дополнения или изменения. Такие сове-щания, как правило, формулировали свои выводы и мнения в итого-вом документе. Юрисконсульт губисполкома докладывал их губисполкому, который в результате нередко направлял директивы подчиненным ему органам, а также вносил предложения в СНК.

Объективная необходимость и предпосылки наделения прокура-туры самостоятельной функцией участия в законотворческой деятельности как результат установления при надзоре несоответствия зако-нов и иных нормативных правовых актов потребностям правового регулирования общественных отношений проявлялась в решениях высшего органа исполнительной власти страны, в наибольшей мере ощущающего издержки недостатков законодательства в своей повсе-дневной деятельности по исполнению законов. В постановлении СНК РСФСР от 30 марта 1927 г. «Об юрисконсультах государственных уч-реждений и предприятий и кооперативных организаций и о надзоре за их деятельностью» указывалось, что в целях выявления вопросов, требующих правового регулирования, учреждаются совещания при местных прокурорах, действующих согласно инструкциям прокурора республики См.: СУ РСФСР. - 1927. - № 36. - Ст. 238..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.