громосткоcтью. Великий русский геометр с успехом преподавал математику в
гимназии и, кроме учебника геометрии, создал учебное руководство по
алгебре. В 1985 году Н. И. Лобачевский представил в Казанский университет
рукопись «Алгебра». Также над алгебраическими вопросами работают и такие
математики как В. А. Евтушевский («Сборник арифметических задач») в первой
части, которой ставится задача введение «алгебраического языка»; переход к
буквенным обозначениям от числовых формул задач, П. Л. Чебышев
(«Руководство алгебры») и т. д.
Начало нового века внесло существенные коррективы в преподавание
алгебры. Передовая педагогическая мысль признала, что в курс алгебры должны
быть включены: идеи переменной величины, понятие функции.
Историческую основу современной логики образуют две теории дедукции,
созданные в IV веке до н. э. Древнегреческими мыслителями: одна –
Аристотелем, другая – его современниками Мегарской школы. Преследуя одну
цель - найти «общезначимые» законы логоса, о которых говорил Платон, они,
столкнувшись, как бы поменяли исходные пути к этой цели.
Аристотель в сочинении «Топика» в качестве доказательства сформулировал
основное правило исчисление высказываний – правила «отделения заключения».
Именно на этом пути он ввел понятие высказывания как истинной или ложной
речи, открыл атрибутивную форму речи – как утверждения или отрицания «чего-
либо о чем-то», определил простое высказывание как атрибутивное отношение
двух терминов, открыл изоморфизм атрибутивных и объектных отношений,
аксиому и правило силлогизма.
Логические идеи мегариков были ассимилированы в философской школе
стоиков. В сочинениях стоиков логические высказывания предшествуют
аристотелевской силлогистики, оформляясь в систему правил построения и
правил вывода высказываний.
Эпикура – последняя наиболее важная для истории логики школа в
античности. В споре со стоиками эпикурейцы защищали опыт, аналогию,
индукцию. Они положили начало индуктивной логике, указав, на роль
противоречащего примера в проблеме обоснования индукции и, сформулировав
ряд правил индуктивного обобщения.
Эпикурейской «каноникой» заканчивается история логической мысли ранней
античности. На смену приходит поздняя античность. Ее вклад в логику
ограничивается переводческой деятельностью поздних перипатетиков и
неоплатоников.
Как самостоятельная наука логика развивается лишь в странах арабской
культуры (VII – XI век). Оригинальная средневековая логика, известная под
названием «logica modernorum» возникает лишь в XII – XIII веке.
Последующие два столетия – эпоха возрождения для дедуктивной логики были
эпохой кризиса.
В XIX – XX веке в трудах Дж. Буля возникает алгебраическая логика.
Развивалась она в работах Ч. Пирса, П. С. Порецкого, Б. Рассела, Д.
Гильберта и др. Основным предметом алгебраической логики стали
высказывания, рассуждения. Под высказыванием понимается каждое предложение,
относительно которого имеет смысл утверждать, истинно оно или ложно.
В алгебраической логике для обозначения истинности вводится символ И, а
для обозначения ложности - символ Л. Часто вместо этих символов
употребляются числа 1 и 0.
Можно сказать, что математическая логика изучает основания математики,
принципы построения математических теорий.
Основным предметом математической логики является построение и изучение
формальных систем. Центральным результатом является, доказанная в 1931 году
австрийским математиком Геделем теорем о неполноте, утверждающая, что для
любой «достаточно разумной» формальной системы существуют неразрешимые в
ней предложения, то есть такие формулы А, что ни сама формула А, ни ее
отрицания не имеют вывода.
§ 2 Математический язык. Понятие о математических словах и предложениях.
Когда мы пишем сочинение, письмо, выступаем на собрании, то свои мысли
выражаем при помощи предложений. Читая книгу, статью, мы опять встречаемся
с тем, что рассуждения есть цепочка некоторых предложений.
Изучая математику мы тоже пользуемся предложениями, которые могут быть
записаны как на естественно (русском) языке, так и на математическом, с
использованием символов (3 + 4 · 7 = 31). Математические предложения
характеризуются содержанием и логической структурой.
Но, как известно, любое предложение образуется из слов, а слова – из
букв некоторого алфавита. Алфавит состоит из: десяти цифр, для записи чисел
в десятичной системе (0,1,2,…,9); букв латинского алфавита, для обозначения
переменных, множеств их элементов (a, b, c, …, z, A, B, C, …, Z); знаков,
для записи действий (+, - , ·, :, ( , и др.); знаков отношений, для записи
предложений ( =, >, < и др.). А также в символических записях встречаются
скобки, запятая.
Из этих знаков конструируются слова и предложения. Слово – это такая
конечная последовательность букв алфавита, которая имеет смысл. Например,
запись 7 - : 8 + смысла не имеет, и, значит словом ее назвать нельзя.
В математике различаются элементарные и составные предложения. Например:
«Число 56 делится на 8» – это элементарное предложение. А предложение
«Число 56 четное и делится на 8» составное.
Среди суждений, устанавливающих различные отношения между понятиями,
выделяют высказывания и высказывательные формы. Высказыванием называется
предложение, относительно которого имеет смысл вопрос, истинно оно или
ложно.
Например, предложение «число 8 четное» есть истинное высказывание, а
предложение «3 + 3 = 32» ложное высказывание. Каждому высказыванию
приписывают одно из двух значений: И (истина) и Л (ложь). Значения И и Л
называют значениями истинности высказывания. Если высказывание
элементарное, то его значение истинности определяется по его содержанию. А
если оно составное, то значение истинности зависит от значения истинности
составляющих его элементарных высказываний, соединенных при помощи слов:
«и», «или», частицы «не», «если…, то…» и др., которые называются
логическими связками.
Выясним смысл, который в математике имеет союз «и». Пусть А и В –
произвольные высказывания. Образуем из них, с помощью союза «и», составное
высказывание. Назовем его конъюнкцией и обозначим А ? В (читают: А и В).
Конъюнкицией высказываний А и В называется высказывание А ? В, которое
истинно, когда оба высказывания истинны, и ложно, когда хотя бы одно из
этих высказываний ложно.
Используя данное определение, найдем значение истинности высказывания
«Число 102 четное и делится на 9». Высказывание имеет форму «А и В», где А
– число 102 четное – И, а В – число 102 делится на 9 – Л. Следовательно, и
все предложение ложно.
Выясним теперь, какой смысл в математике имеет союз «или». Пусть А и В –
произвольные высказывания. Образуем из них с помощью союза «или» составное
высказывание. Назовем его дизъюнкцией и обозначим А ? В (читают: А или В).
Дизъюнкцией высказываний А и В называется высказывание А ? В, которое
истинно когда истинно хотя бы одно из этих высказываний, и ложно, когда оба
высказывания ложны.
Используя данное определение, найдем значение истинности высказывания
«Число 15 четное или делится на 3», высказывание имеет форму «А или В»,
где А – Число 15 четное – Л, а В – число 15 делится на 3 – И.
Следовательно, и все предложение истинное.
Очень важно знать какой из союзов «и» или «или» присутствует в
предложении, иначе может получиться например такое недоразумение: Как-то
раз Катя пошла гулять с собакой, и вернулась с прогулки взволнованная.
Какой-то прохожий упрекнул ее в нарушении правил содержания собак в городе.
Листок с правилами был наклеен на заборе, и одно из них гласило: собака на
прогулке должна быть на поводке… в наморднике (кусочек бумаги после слов
«на поводке» был оторван).
Она спустила собаку с поводка, но оставила в наморднике. На этом примере
хорошо видна роль союза. Если бы был союз «и», прохожий оказался бы прав.
Если бы союз «или» была бы пава Катя.
Часто в математике приходится строить высказывание, в которых что-либо
отрицается. Например, дано высказывание «Число 12 простое». Это ложное
высказывание. Построим его отрицание: «Неверно, что число 12 простое».
Получили истинное высказывание. Отрицание высказывания А обозначают ?
читают: «Не А» или «Неверно, что А».
Вообще, отрицанием высказывания А называется высказывание ?, которое
истинно, если высказывание А ложно, и ложно, когда А истинно.
Также составные высказывания можно получить при помощи слов «если…,
то…». Например: «Если я куплю билеты, то пойду в театр», «Если ученик
получил на экзамене положительную оценку, то он сдал этот экзамен».
Высказывания имеет форму «Если А, то В» и называется импликацией
высказываний А и В (от латинского слова implicatiomecho связывают).
Импликацию высказываний А и В записывают так: А ( В и читают «Если А, то
В». Высказывание А называют условие импликации, а высказывание В - ее
заключением.
Считают, что импликация А ( В истинна во всех случаях, кроме случая,
когда А истинно, а В ложно.
Но существует еще и импликация обратная данной. Переставив местами
импликацию двух высказываний А ( В получим В ( А. Ее называют импликацией,
обратной импликации А ( В. Например, если дана импликация «Если вам больше
14 лет, то вы имеете паспорт», то импликация, обратная данной, такова:
«Если вы имеете паспорт, то вам больше 14».
Образуем конъюнкцию двух взаимно обратных импликаций А ( В и В ( А, то
есть высказывание вида (А ( В) ? (В ( А). Это высказывание истинно только
тогда, когда высказывания А и В оба истинны, либо оба ложны. Высказывания
данного вида называют эквиваленцией высказываний А и В и обозначают:
А ( В. Запись читают: а) А равносильно В; б) А тогда и только тогда,
когда В; в) А, если и только, если В.
Если из предложения А следует предложение В, а из предложения В следует
предложение А, то говорят, что предложения А и В равносильны.
Например, эквиваленция «2 = 3 тогда и только тогда, когда 3 < 5» - ?,
потому что ложно высказывание «2 = 3».
Все эти определения можно записать с помощью таблицы, называемой
таблицей истинности.
|А |В |А ? В |А ? В |? |А ( В |В ( А |(А(В) ? (В(А) |
|И |И |И |И |? |И |И |И |
|И |? |? |И | |? |И |? |
|? |И |? |И |И |И |? |? |
|? |? |? |? | |И |И |И |
В математике часто встречаются предложения, содержащие одну или
несколько переменных. Например: Х < 3; Х + У = 8. Эти предложения не
являются высказываниями, т. к. относительно их не имеет смысла вопрос,
истинны они или ложны. Но при подстановке значений переменных эти
предложения в высказывания (истинные или ложные).
Предложения такого вида называния высказывательными формами или
предикатами. Каждая высказывательная форма порождает высказывания одной и
той же формы. Высказывательная форма содержащая одну переменную называется
одноместной, а две двух местной.
И так, высказывательная форма – это предложение с одной или несколькими
переменными, которое обращается в высказывание при подстановке в него
конкретных значений переменных.
Среди всех возможных значений переменной существуют те, которые обращают
высказывательную форму в истинное высказывание. Множество таких значений
переменных называют множеством истинности высказывательной формы. Например,
множеством истинности предиката Х > 5, заданного на множестве
действительных чисел, буде промежуток (5;?).
Обозначим множество истинности высказывательной формы буквой Т. Тогда
согласно определению, всегда Т ( Х.
Также как и высказывания, предикаты бывают элементарные и составные.
Составные образуются из элементарных при помощи логических связок.
Пусть на множестве Х заданны два предиката А(х) и В(х). Предикат
А(х) ( В(х), х ( Х называют импликацией данных предикатов. Он обращается
в ложное высказывание лишь при тех значениях х из множества Х, при которых
предикат А(х) ( В(х) истинен. Говорят что предикат В(х) логически следует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|