на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Математическая логика в младших классах

действий в выражениях в конце третьей и начале четвертой четверти, когда

материал уже хорошо изучен, можно провести самостоятельные работы.

Выражения составляются так, чтобы вычисления в них можно было производить

как в правильном порядке, так и не в правильном: 60 : 6 · 2 ( правильный);

64 : 16 : 2 (неправильный).

На правильность применения правил порядка выполнения действий

значительное влияние оказывает структура выражений и числовой материал.

В структуре выражений играет набор, количество и расположение действий в

выражениях, наличие в них скобок. Ошибки состоят в том, что учащиеся

выполняют сложение раньше деления, не обращая внимания на порядок записи.

Дети помнят начало формулировки, в которой сложение названо раньше

вычитания, а умножение раньше деления, и не обращает внимания на конец

правила, подчеркивающий, что эти действия надо выполнять в порядке их

записи. Другая причина этих ошибок – ориентировка учащихся не на правило, а

на возможность выполнения действий – делают то, что делается.

Так же большую роль играет количество действий. Если учащиеся умеют

применять правило порядка выполнения действий в выражениях в два действия,

нельзя утверждать, что они могут применить его столь же успешно в

выражениях в три – четыре действия. Особенно ярко это проявляется в

выражениях со скобками.

Теперь рассмотрим влияние числового материала. Вполне понятно, что если

числа в выражении не позволяют производить вычисления в неверной

последовательности, то ошибки встречаются редко. Если числовой материал

позволяет в одном и том же выражении использовать разный порядок выполнения

действий, то в работах встречаются все возможные варианты.

Можно использовать следующие упражнения для формирования умений

пользоваться правилами порядка выполнения действий, предполагающие

постепенные усложнения деятельности учащихся.

1. а) Выберите значение выражения 96 – 24 + 12: 6 из чисел 90 , 74, 70,

14.

б) Выберите выражения, значения которых равны 80 : 20 + 20 · 2;

84 – 12 + 48 : 6; 95 – 10 + 5; 5 + 90 : 6 · 5.

2. Из всех схем выражений выберите те, в которых умножение надо

выполнять вторым действием: ( + ( · (; ( · ( + (( + (); ( + ( · ( +

(; ( + (( - () · (.

3. Проверьте правильно вычислены значения выражений. Исправьте ошибки,

если они есть: 100 –20 : (20 – 10) = 8; 70 : 14 · 5 = 1; 90 – 36 : 18

+ 18= 70.

4. Расставьте знаки арифметических действий чтобы получились различные

выражения, и вычислите их значения: 48 ( 12 ( 4.

5. Составьте выражения, подбирая вместо «окошек» такие числа над

которыми можно выполнить указанные действия: ( - ( · (;

( + ( - ( + (; ( : ( + (; ( - ( · ( + (.

Приведенные упражнения могут быть использованы как на уроках, так и во

внеклассной работе.

Работа по – новому.

Задания, подобранные в этой статье, помогают учителю выстроить ход

урока, помогают повторить изученный ранее материал, который необходим для

усвоения нового, и при этом каждое задание требует от учащихся активной

мыслительной деятельности.

Возьмем тему «Порядок выполнения действий в выражениях». Ориентируясь на

материалы по математике для второго класса. Первый урок проходит так.

Сначала детям предлагаются различные выражения и им необходимо

определить количество действий в них, наличие или отсутствие скобок, а так

же те действия, которые необходимо выполнить в данных выражениях: 72 – ( 9-

3) – 6; 72 – 9 – 3 – 6 + 12; 72 – 9 – 3 – ( 6+ 12).

Дети сравнивают первое и второе выражения, отмечают, что в первом есть

действия (его нужно выполнить первым), в первом выражении нужно выполнить

три действия, а во втором – 4. Некоторые отмечают, что во втором выражении

добавляется число 12. Второе выражение похоже на третье, только в третьем

есть скобки.

Дети говорят, что в данных выражениях отсутствуют такие действия, как

умножение и деление.

А что можно сказать о таких выражениях? 72 : 9 · 3 : 6 : 2; 72 : 9 · 3:

( 6 : 2 ) · 7; 72 : 9 · 3 : 6: 2 · 7.

Рассматриваются правила выполнения действий в выражениях. Подчеркивают

слова: по порядку слева на право, сложение или вычитание. Обращают внимание

на слово или. Обсуждается, что оно означает. Делают вывод: если в выражении

слева идет первым сложение, то выполняем сложение, а если вычитание, то

выполняем вычитание.

Для закрепления правил, выполняют задания. По какому признаку записаны

выражения в каждом столбике?

29 – 8 + 24 72 : 9 · 3

32 + 9 – 7 + 14 48 : 6 · 7 : 8

64 – 7 + 16 – 8 27 : 3 · 2 : 6 · 9

Только после этого ставится вычислительная задача.

На доске записывают выражение 68 – 7 · 8 + 63 : 9. Дети расставляют

порядок действий: 68 – 7 · 8 + 63 : 9. Вычисления выполняют устно. Они

решают первое действие 7 · 8 = 56. Учитель берет карточку с числом 56 и

закрывает ею выражение 7 · 8, получается запись: 68 – 56 + 63 : 9. И так

пока не получится запись: 12 + 7.

Следующее задание: по какому признаку можно разбить выражение на три

группы: 81 – 29 + 27; 400 + 200 + 30 – 100; 27 : 3 · 2: 6 · 9; 400 + 200 +

300 – 100: 48 : 6 · 7 : 8; 54 + 6 · 3 – 72 : 8; 72 : 9 · 3; 84 – 9

· 8.

Задание третье. Можно ли утверждать, что значения выражений в каждом

столбике одинаковы? 56 : 8 54 : 9

7 · 8 : (32 : 4) 9· 6 :

( 36 : 4)

(65 – 9) : ( 24 : 3) (72

– 18) : ( 27 : 3)

После того как учащиеся научатся соотносить то или иное выражение с

соответствующим правилам, предлагают такие задания: подумайте, какие знаки

действий можно поставить вместо звездочек: ( * ( * (.

Дети спрашивают «А какой порядок действий?» Учитель выставляет порядок

действий: ( * ( * (. Предлагают разные варианты: ( * ( * (

+ -

- +

· :

: · и т. д.

Далее детям предлагается выполнить работу самостоятельно. Они

придумывают различные примеры такого типа.

Затем схемы усложняются: добавляются числа, скобки, изменяется порядок

действий. Особенности этих заданий состоит в том, что они активизируют

творческую активность самого учителя.

Живые уравнения.

Нужны ли уравнения маленьким детям? Легко ли понять пример, когда ответ

прячется за таинственным «х», который и прочесть-то не все могут правильно,

то ли «икс», то ли «ха». Решение задач с помощью уравнений таинственно и

интересно, а сокрытие тайн для любознательного человека вредно. Поэтому

знакомство с уравнениями надо начинать с первого класса. И провести его

можно следующим образом.

Начнем с фигурок, которые дети умеют складывать и строить из них. На

доске нарисованы две фигуры. Что получится при их сложение? ( + ? =

Дети получают дом, в котором квадрат и треугольник превратились в стену

и крышу. Дом – целое, а крыша и стены – его части. Из частей складывается

целое.

Ч1 + Ч2 = Ц

Теперь разберем дом. Можно снять крышу и останется стена, а можно убрать

стену и останется крыша. Если от целого отнять часть, то получится другая

его часть Ц – Ч 1 = Ч 2. Зная это, ребенок может теперь сам определить

неизвестную часть, имея целое и известную часть. Это уже уравнение. В нем

появляется мистер Икс. – х =

Что же случилось с карандашом? Что спрятал мистер Икс? Ну, конечно, у

него сломался грифель. х = .

Когда работают с уравнением, то пишут три строчки. В каждой из них

обязательно есть х и один знак равенства.

Строчка 1 – уравнение; в нем х спрятался.

Строчка 2 – решение уравнения; х в одной стороне равенства, а остальное

– в другой.

Строчка 3 – корень уравнения; в нем открывается всем, что спрятал х.

Решим такое уравнение:

- х =

Что же осталось, если у моркови отрезали зеленый хвостик? Решение:

х = -

х =

Здесь два места, в которых х слева от знака равенства в одиночестве.

Нижняя часть явно показывает, что корень моркови это и есть корень

уравнения. Верхняя-

Подробно рассказывает, как мы действуем, чтобы найти корень, то есть решаем

уравнение: показываем, как из целого (моркови) и известной части

(хвостика) узнаем неизвестную часть ( корень). Ц – Ч изв.= Ч н

А теперь нарисуем ракету. У нее отпадает ступень с горючим и остается

ракетоноситель.

- х =

Показывают как от ракеты отпадает ступень с горючим. Рисуют отпавшую

часть – корень уравнения.

Затем дети сочиняют свои уравнения по схемам. Например: Ц - х = Ч изв.

х = Ц – Ч

изв.

Х = Ч (та,

которая спряталась в первой строчке.)

Теперь решим уравнение, где х перебрался на другое место.

. ( + х = ( (

Ч изв. + х = Ц

Решаем уравнение:

х = ( ( - ( (

х =

Какая же часть спряталась? Какой вид корня уравнения? Это – кузов.

Ч изв + х = Ц

Х = Ц - Ч изв.

Х = Ч1

Теперь решим уравнение, в котором за х спряталось целое. Пока мы все

разбирали, а теперь будем собирать целое из частей.

Х – Ч 1 = Ч 2

Х = Ч 1 + Ч 2

Х = Ц

Чтобы сложить целое нужно сложить его части. А вот еще одно уравнение:

Х - =

Х = +

Х =

Получился воздушный шар. А теперь дети сами сочиняют и решают уравнения.

Зная целое и части, можно легко действовать с числами.

Х - 2 = 7 5 – х = 3

6 + х = 9

Начинают с того, что определяют, где целое, и подчеркивают его. Ведь

отнимать можно только от целого.

Х - 2 = 7 5 – х = 3

6 + х = 9

Из этих уравнений только в первом мы ищем целое. В двух других – части.

Х = 7 + 2 х = 5 –3 х = 9 - 6

Х = 9 х =2 х = 3

Уравнение помогает узнать, верно ли произведены вычисления, если вместо

х подставить свою находку – число.

Х - 2 = 7 5 – х = 3

6 + х = 9

9 – 2 = 7 5 – 2 = 3 6 + 3

= 9

Таким образом, для того что бы решить уравнение нужно:

а) Отметить целое;

б) Найти решение;

в) Записать корень уравнения;

г) Сделать проверку – подставить найденное число в первую сторону и

убедиться, что конечные числа совпадают.

Если что-то не так, то нужно проверить, где поторопился. Это тоже важное

умение – найти у себя ошибку и исправить ее.

Затем дети знакомятся с правилами, которые называются болтушки –

приговорки. То, что складывают, - слагаемые.

с1 + с2 = сумма

3 + 5 = 8

То, что сложили, и есть сумма. Подбирают слагаемые и сумму: 6 + 4 = 10

* * =

Когда число уменьшают, его называют уменьшаемое. От него можно что-то

отнять. Число, которое вычитают, называют вычитаемое. Ищем их разницу, или

разность. Подбирают числа: 7 – 6 = 1

* * =

Болтушка №1. Что бы найти уменьшаемое, к разности прибавили вычитаемое.

Х – в = р

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.