на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Математическая логика в младших классах

Направленно на развитие логического мышления.

Но данная система упражнений довольно «суха» и ее следует дополнить

заданиями, например, такого типа:

1. Составь программу действий и найди значение выражения. Сделай вывод.

30 – 4 + 21 – 8 = ; 24 : 3 : 2 · 5 = ; 36 : 4 + ( 47 – 39)

· 5 = + = .

Данное упражнение направленно не толь на отработку вычислительных навыков,

а так же оно учит детей делать самостоятельные выводы, рассуждать, то есть

не автоматически выполнять задание, а обдуманно.

2. Составь по схемам выражения и найди их значения. Чем они отличаются друг

от друга? В каком порядке следует выполнять действия, если в выражении

есть скобки?

Задание содержит элемент занимательности, что повышает интерес к выполнению

задания. Развивает внимание ребенка, наблюдательность.

3. Выберете значение выражения 96 – 24 + 12 : 6 из чисел: 90, 74, 70, 14.

4. Выберите выражения значения которых равны 80: 20 + 20 · 2; 95 - 10 + 5;

84 – 12 + 48 : 6; 5 + 90 : 6 · 5.

5. Из схем выбрать те, в которых умножение надо выполнять вторым действием:

а) ( + ( · ( г) ( + (( - ()· (

б) ( · ( + (( + () д) ( : ( · ( : (

в) ( + ( · ( + ( е) ( : ( ( + () · (

Данные упражнения более разнообразны, в них используются элементы

занимательности, они развивают внимание, логическое мышление,

наблюдательность, повышают интерес.

Затем, на странице 129, изучают тему «Выражения с переменными» и

закрепляют при помощи следующего ряда заданий:

1. Прочитай выражение: в – 9. Найди его значение, если в = 20, 18, 12, 9.

В данном задании происходит не только письменное, но и устное знакомство с

выражениями с переменной, то есть при произношении выражения дети

воспринимают не только зрительно, но и при помощи слуховых анализаторов.

2. Заполни таблицу:

|В |0 |1 |2 |3 |4 |5 |

|20·в | | | | | | |

В упражнении дается понятие о переменной, а так же о значениях переменной.

3. Запиши выражение а + в. Вычисли значение выражения, если а = 16, в = 37.

В данном задание вводится выражение с двумя переменными, но оно не

продуктивно тем, что в нем присутствует только одно, из четырех,

арифметическое действие – сложение.

4. Вычисли значения выражения а : с при значениях букв, указанных в

таблице:

|а |23 |34 |84 |0 |36 |36 |

|с |23 |17 |28 |81 |1 |12 |

Данное задание аналогично предыдущему.

То есть, видно, что в учебнике предложены однотипные задания, прием,

необходимо выполнить целых четыре упражнения, чтобы использовать все четыре

арифметических действия, так как формирование вычислительных навыков – это

одна из важнейших задач начальной школы. И поэтому необходимо использовать

более разнообразные и продуктивные задания:

1. Расшифруй фамилию известного писателя сказочника, расположив ответы

примеров в порядке убывания.

|а |0 |66 |87 |102 |200 |

|х | | | | | |

О А Б В Ж

| | | | | |

| | | | | |

Данное задание направленно не только на формирование представлений о

переменных, но кроме этого оно содержит в себе несколько заданий:

расположить в порядке убывания, два арифметических действия, сравнение

чисел. Так же упражнение развивает внимательность и предложено в

занимательной форме, что привлекает детей и вызывает интерес к заданию.

2. Сравни: а + 301 … а + 103; в – 408 … в + 48; с – 206 … с – 260; 97 – х

… 79-х.

Упражнение направленно на развитие логического мышления, так как дети

сравнивают выражение, содержащие переменную, отрабатываются правила

сравнения.

3. Можно ли назвать все числа, которые обращают неравенство в верное: х >

5; y < 15; х + 1 < 1.

Данное задание как и предыдущие, содержат в себе несколько заданий.

во-первых, отрабатывается тема «выражения с переменной», а так же

значение переменной, так как для ответа на поставленный вопрос ребенок

может подставлять различные значения переменной. Во-вторых, необходимо

выполнить сравнение и данное упражнение развивает логическое мышление, так

как ответить на поставленный вопрос можно, не подставляя значения

переменных.

4. Задача: Платье стоит а рублей, а костюм – в рублей. На сколько платье

дешевле костюма?

Решение данной задачи заключается в составление буквенного выражения.

Так же во втором классе изучается тема «Уравнения». И для закрепления

данной темы Моро предлагает следующие задания:

1. Прочти уравнение и реши их: х + 5 = 9; 12 – х = 7; х –3 = 6; 7 + х = 13.

2. Реши уравнения и сделай проверку.

В данных заданиях детям предлагается решить уравнения. Даны простейшие

уравнения без дополнительных заданий, то есть задание направленно только на

закрепление темы, без какой либо занимательности.

3. Найди уравнения и реши их: х – 8 = 9; 5 + 7 = 12; а + 17; 8 + х = 14.

Это задание учит детей отличать уравнения от числовых выражений.

4. Назови уравнения, в которых неизвестное число равно 8: х · 2 = 20; 6 · х

= 48; х : 2 = 5; 40 : х = 5.

Задание развивает не только умение решать уравнения, но и внимательность.

Заданий на данную тему очень мало, они все однообразны, не содержат

элементов занимательности, поэтому их необходимо дополнять:

1. Какими числами можно заменить фигурки: ? + ( = 1 ( : ( = 25

( - ? = 25 ? · ( = 0

(? - 0; ( - 1; ( - 25).

Задание очень хорошо развивает логическое мышление учащихся,

внимательность, а так же содержит элемент занимательности. Его можно

испоьзовать, как подготовительное к изучению темы «Уравнения». Содержит

примеры на все арифметические действия.

2. В записи каких уравнений допущена ошибка? Найди неизвестное делимое:

х : 5 = 3 (ост. 2) с : 2 = 7 (ост. 1)

а : 7 = 4 (ост. 1) р : 6 = 9 (ост. 7)

в : 9 = 2 (ост. 9) к : 3 = 12 (ост. 2)

Данное задание формирует умение не только решать уравнения, но и решать

примеры с остатком.

3. Объясни, почему при любом значении х значение выражения х + 2 больше

значения х.

Задание развивает логическое мышление, формирует вычислительные навыки.

4. Подбери пропущенные числа:

( > ( > ( > ( > (

Задание направленно на формирование умения находить значение переменной.

5. Наташа задумала число, умножила его на два, прибавила 5. Затем она

разделила результат на 7, прибавила 49 и получила 52. Какое число

задумала Наташа?

|Х | |

|· 2 | |

|+5 | |

|: 7 | |

| | |

|+ 49| |

|52 | |

Этот способ помогает детям быстро и правильно решать любые уравнения,

даже длинные, с большим количеством арифметических действий. А так же

присутствует элемент занимательности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в учебнике Моро второго

класса мало упражнений развивающих логическое мышление, внимательность.

Практически отсутствуют задания с элементами занимательности. Упражнения

однотипны. Поэтому просто необходимо дополнять данные в учебнике упражнения

дополнительными заданиями развивающего характера.

Глава II.

Методика изучения элементов алгебры и математической логики.

§ 1. Методика изучения числовых выражений, выражений с переменными,

числовых равенств и неравенств, уравнений.

Изучение числовых выражений, равенств и неравенств, а так же уравнений

начинается еще с первого класса, в период изучения нумерации в пределах

10.

Так знакомство с равенствами и неравенствами начинается уже с девятой

страницы. Дети учатся сначала сравнивать числа, затем выражения с целью

установления отношений «больше», «меньше», «равно», учатся записывать

результаты с помощью знаков «<», «>», «=» и читать полученные равенства и

неравенства.

Сравнение чисел осуществляется сначала на основе сравнения множеств,

которое выполняется с помощью установления взаимно однозначного

соответствия. Попутно выполняется счет элементов множеств и сравнение

полученных чисел:

( ( ( ( ( ( ( 7 ( ( ( 3

7 > 5 3 = 3

? ? ? ? ? 5 ( ( ( 3

в дальнейшем при сравнение чисел учащиеся опираются на знание их места в

натуральном ряду: девять меньше, чем десять, потому что при счете число

девять называют перед числом десять. Установленные отношения записываются

с помощью знаков <, >, =, учащиеся упражняются в чтении и записи равенств

и неравенств, но сами термины вводятся только во втором классе.

Переход к сравнению двух выражений осуществляется постепенно. Сначала

дети знакомятся с самими выражениями.

При формировании понятия числового выражения необходимо учитывать, что

знак действия, поставленный между числами имеет двоякий смысл: с одной

стороны, он обозначает действия, которое надо выполнить над числами; с

другой стороны, знак действия служит для обозначения выражения (6 + 4 – это

сумма чисел 6 и 4).

Понятия о выражениях формируется в тесной связи с понятиями об

арифметических действия и способствует лучшему их усвоению. В первом классе

формируется представление о простейших выражениях (сумма и разность).

Знакомство осуществляется при помощи метода изложения.

На доске записан пример на сложение: 5 + 2.

Назвать и подписать: это сумма.

Найти чему равна сумма: 7.

Записать и подписать – это тоже сумма.

Каждое из чисел имеет свое название (имя): 5 – первое слагаемое, 2 –

второе слагаемое. Наш пример можно прочесть так: сумма чисел 2 и 5 равна 7;

первое слагаемое 5, второе – 2, сумма – 7.

Так же знакомятся и с разностью. И только после этого дети сравнивают

выражение с числом, а далее выражение с выражением.

На первом уроке можно дать упражнение на сравнение с опорой на рисунки,

например, в двух рядах рисуются по 6 квадратов (6 = 6), затем в первом

ряду дорисовывают два квадрата или зачеркивают два квадрата. И дается

запись:

6 + 2 > 6 6 – 2 < 6

8 > 6 4 < 6

Дети говорят: «Слева было 6 и справа 6. Справа так и осталось 6, а слева

прибавили (отняли) 2. Там стало больше (меньше)». Для проверки выполняются

вычисления и сравниваются полученные числа.

Затем переходят к сравнению двух выражений. Сравнить два выражения -

значит, сравнить их значения. Например, надо сравнить суммы 6 + 4 и 6 + 3.

Рассуждение: первая сумма равна 10, вторая – 9, 10 больше, чем 9, значит

сумма чисел 6 и 4 больше, чем сумма чисел 6 и 3.

6 + 4 > 6 +3

10> 9

Так же в первом классе осуществляется знакомство с записью и чтением

выражений со скобками и некоторыми случаями в которых нужно установить

порядок действий. Например, 70 – 26 + 10, 42 + 18 –19 и т. д. Выполняют

тождественные преобразования, опираясь на свойства арифметических действий

(прибавление числа к сумме и суммы к числу).

Например, продолжи запись: 76 – (20 + 4) = 26 – 20… Кроме этого, в

первом классе проводится подготовительная работа к ознакомлению с

уравнениями.

Неизвестно число появляется впервые уже в связи с решением примеров вида

1 + 1 = 2, которые решаются при изучении нумерации в пределах десяти. В

этом примере два известных числа 1 и 1, а третье число, которое получится,

надо найти. Число которое требуется найти, называют неизвестным.

Постепенно задания усложняются. Так, детям предлагается, пользуясь

рисунком, имеющимся в учебнике, составить пример, в котором надо прибавить

1: ( + 1 = (.

В рассмотренных примерах неизвестным числом являлся результат действия.

В дальнейшем дети встречаются и с такими случаями, когда неизвестным

оказывается один из компонентов действия. Например, спишите пример,

заполняя пропуск: 3 + ( = 5.

Далее, изучение выражений с переменными, равенств и неравенств,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.