на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преподавание грамматики

стабильно правильное и автоматизированное

расположение слов (порядок слов) во всех типах

предложений в английском языке в устной речи, в

соответствиями с языковыми направлениями можно

определить как синтаксические речевые навыки, т. е.

навыки владения основными синтаксическими схемами

(стереотипами) предложений.

Морфологические и синтаксические речевые навыки

письменной речи при совершенном владении языком имеют

те же механизмы, что и устно-речевые навыки с тем,

однако, добавлением, которое обусловлено письменной

формой речи, т. е. графическими и орфографическими

навыками.

Эти навыки отличаются от устно-речевых навыков

прежде всего тем, что они носят более дискурсивный

аналитический характер в силу специфики письменного

вида речи. Процесс фиксации на письме речевого

произведения, в отличие от процесса порождения речи в

устной форме, позволяет возвращаться к написанному,

останавливаться на нем, анализировать, исправлять,

уточнять, используя орфографические грамматические

правила, поскольку темпоральные характеристики

письменной речи не столь жестко детерминированы, как

темы устной речи.

Остановимся далее на характеристике грамматических

навыков в рецептивных видах речевой деятельности.

Под рецептивными грамматическими навыками

подразумеваются автоматизированные действия по

узнаванию и пониманию грамматической информации

(морфологических форм и синтаксических конструкций) в

письменном и устном тексте. Поскольку рецепция

устного и письменного текста может иметь место как

при активном, так и при пассивном знании языкового

материала, рецептивные грамматические навыки следует

классифицировать на рецептивно-активные и рецептивно-

пассивные грамматические навыки чтения и аудирования.

Из изложенного следует, что термин «рецептивные

навыки» нельзя отождествлять только с термином

«пассивные навыки», они могут быть и рецептивно-

активными (при чтении и слушании текста, материалом

которого ученики владеют активно).

Рецептивно-активные грамматические навыки

аудирования базируются на речевых автоматизированных

связях слухо-речемоторных образов грамматических

явлений и их значений. Рецептивно-активные

грамматические навыки чтения основываются на связях

зрительно-графических и речемоторных образов этих

явлений с их значениями. Эти связи проявляются в

автоматизированности процесса восприятия и

беспереводности (непосредственности) понимания

читаемого (аудируемого) текста и грамматической

информации, содержащейся в нем, обусловливаемого

уровнем развития индивидуально-речевого опыта в

данных рецептивных видах речевой деятельности, т. е.

опыта в чтении и аудировании.

Степень совершенства индивидуально-речевого опыта

выражается в наличии прочных и развитых слухо-

речемоторных и зрительных образов с их значением в

долговременной речевой памяти человека.

Наряду с активно-рецептивными речевыми

грамматическими навыками у учащихся должны быть

сформулированы также пассивно-рецептивные навыки (в

рамках пассивно усваиваемого грамматического

материала). К таким навыкам относятся:

1) навыки узнавания и понимания грамматических явлений

в тексте на основе имеющихся в зрительной памяти

образов, созданных в процессе формирования и развития

читательского опыта;

2) дискурсивно-операционные языковые грамматические

навыки анализа (аналитического декодирования)

грамматической информации текста.

Первый вид грамматических навыков формируется в

процессе обильного легкого чтения, второй — в

результате чтения трудных в грамматическом отношении

текстов или мест текста и использования элементов

анализа грамматических явлений.

Характеристика грамматических навыков была бы

неполной, если не упомянуть о языковых грамматических

навыках, под которыми понимаются дискурсивно-

аналитические навыки оперирования грамматическим

материалом (навыки словоизменения и

словорасположения), формируемые и выполняемые на

основе грамматических знании в процессе выполнения

языковых упражнений.

Как и одноименные речевые грамматические навыки,

они могут быть рецептивными (при опознании

грамматических явлений в письменном и устном тексте),

они могут быть также продуктивными и использоваться в

основном в письменной речи, реже в говорении, как

фоновый компонент.

Для языкового грамматического навыка характерным

является дискурсивность, некоммуникативность,

неситуативность его функционирования. Этот навык

можно отнести к навыкам, которые в психологической

литературе получили название «умственных»,

«интеллектуальных».

В советской методической литературе долгое время

языковые навыки отождествлялись с речевыми. Впервые

термин «речевой навык» был введен в широкое

употребление Б. В. Беляевым, который не пользовался

термином «языковой навык». Некоторые методисты

отрицают полезность этих навыков, даже правомерность

называния их навыкaми.

Необходимость формирования языкового навыка в

условиях средней школы объясняется рядом причин,

среди которых следует назвать следующие. Во-первых,

языковые навыки могут выступать в качестве «запасных»

в случае отказа речевого грамматического навыка (при

забывании, при деавтоматизации, при сбоях в речи,

выражающихся в грамматических ошибках) или

недостаточной его автоматизированности. Например,

ученик затрудняется в употреблении данного (нужного)

личного окончания глагола и «реконструирует» его,

используя языковое действие, выполненное на основе

правила. Во-вторых, языковой навык входит в состав

механизма, контролирующего правильность выполнения

речевого действия самим говорящим, и при ошибочном

его выполнении обеспечивает исправление ошибки. В-

третьих, параллельные формы языковых и речевых

грамматических навыков обеспечивают сознательную

ориентировочную основу создания речевых навыков.

Выводы:

. Грамматические навыки являются компонентами

разных видов речевой деятельности и отличаются

друг от друга настолько, насколько различны

между собой сами эти виды речевой коммуникации.

. Грамматические навыки говорения обеспечивают

правильное и автоматизированное, коммуникативно

– мотивированное использование грамматических

явлений в устной речи.

. Речевые морфологические навыки обеспечивают

правильное и автоматизированное формообразование

и формоупотребление слов в устной речи.

. Синтаксические речевые навыки обеспечивают

правильное и автоматизированное расположение

слов во всех типах предложений.

. Рецептивно-активные грамматические навыки

обеспечивают автоматизированное соотнесение

слухо-речемоторных (при аудировании) и зрительно-

графических (при чтении) образов с их

значениями.

. Пассивно-рецептивные навыки обеспечивают

узнавание и понимание грамматических явлений в

тексте и способность к аналитическому

декодированию грамматической информации текста.

. Под языковыми грамматическими навыками

понимаются дискурсивно-аналитические навыки

оперирования грамматическим материалом.

Формирование этого вида навыков необходимо при

обучении иностранному языку, так как языковой

навык обеспечивает сознательную ориентировочную

основу при формировании речевых грамматических

навыков.

1.3. Методика работы над активным грамматическим

минимумом.

Формирование речевых грамматических навыков следует

проводить поэтапно с учетом условий функционирования

грамматических структур в речи. Целесообразно

выделить три основных этапа:

1. ознакомление и первичное закрепление;

2. тренировка;

3. применение.

Ознакомление и первичное закрепление

грамматического материала.

Целью данного этапа является создание

ориентировочной основы грамматического действия для

последующего формирования навыка в различных

ситуациях общения. На этом этапе необходимо раскрыть

значение, формообразование и употребление

грамматической структуры, обеспечить контроль ее

понимания учащимися и первичное закрепление.

Для ознакомления с формой, значением и

употреблением грамматического явления используется

связный текст, подаваемый либо для восприятия на слух

(аудиотекст), либо в печатном виде. При устном

вводном курсе естественен первый вариант; в основном

курсе, когда учащиеся уже читают и пишут,— второй.

Текст является типичной средой для данного

грамматического явления, одновременно он — образ

будущего высказывания учащихся.

Предположим, на уроке английского языка происходит

ознакомление с временной формой Past Perfect. При

этом может быть предложен следующий текст:

I was very happy this morning. Last night I

couldn’t find my glasses anywhere. I searched and

searched but I couldn’t find them. Then this morning

I was emptying the wastepaper basket and suddenly I

found them. I had dropped them in the basket by

mistake.

Осмысление грамматического явления (в данном случае

Past Perfect) может происходить дедуктивно или

индуктивно, т. е. учащимся сразу же после приведения

текста может быть дано правило, и они будут искать в

тексте конкретный материал для его подтверждения

(дедукция); или на основе анализа текста при помощи

наводящих вопросов вывести правило (индукция). Надо

отметить, индукция и дедукция используются обычно в

единстве; значение и употребление грамматических

явлений учащиеся не всегда могут вывести

самостоятельно на основе предъявляемого текста-

образца, поэтому здесь целесообразно использовать

дедукцию. Что касается формы, то она поддается

непосредственному наблюдению, обладая материально

выраженными сигнальными признаками, т. е. та самая

языковая наглядность, которая служит чувственной

опорой при формировании грамматических понятий.

Следовательно, форма грамматических явлений может

быть выведена индуктивно, но нужно специальными

средствами привлечь к ней внимание учащихся.

Подтвердим сказанное примером в связи с временной

формой Past Perfect на английском языке. Прежде всего

учитель сообщает правило, касающееся значения и

употребления этой временной формы:

«Past Perfect — временная форма, употребляющаяся

для выражения прошедшего действия, которое уже

совершилось до определенного момента в прошлом, т.е.

«предпрошедшее» время.» Таким образом, здесь

применяется дедукция; под углом зрения этого правила

учащиеся затем анализируют текст. В отношении формы

учащимся задаются наводящие вопросы, концентрирующие

их внимание на сигнальных признаках. Дело в том, что,

хотя грамматические сигнальные признаки выражены, они

сами по себе являются слабыми раздражителями: читая

текст, человек, минуя их, стремится к раскрытию

содержания. Наводящие же вопросы привлекают внимание

к форме, с их помощью учащиеся смогут сделать

самостоятельный вывод об образовании Past Perfect и

вывести схему. Примеры наводящих вопросов:

— Из каких двух частей состоит эта временная форма?

Назовите их.

— В каком времени стоит вспомогательный глагол to

have?

— В какой основной форме употреблен смысловой

глагол?

— Как располагаются части сказуемого, выраженные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.