на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преподавание грамматики

глаголом в Past Perfect?

На основе наводящих вопросов учащимися выводится

схема образования Past Perfect. Как мы видим из

приведенного примера, главное при ознакомлении с

новым грамматическим явлением — это стимулирование

исследовательского поиска учащихся, наблюдения под

определенным, заданным углом зрения.

Одновременно следует побуждать учащихся к

проговариванию текста вслед за учителем, а затем к

самостоятельному воспроизведению его, при этом

отрабатывается произносительная сторона предложений,

содержащая Past Perfect, актуализируется словарный

материал. В результате уже при ознакомлении

происходит сочетание правила с упражнениями, анализа

с синтезом, осмысления с имитацией, что задает

движение прочному усвоению данного грамматического

явления в совокупности с другими.

Тренировка грамматического материала.

Дальнейшее усвоение происходит в ходе выполнения

тренировочных упражнений, целью которых является

формирование у учащихся навыков относительно точного

воспроизведения изучаемого явления в типичных для его

функционирования речевых ситуациях и развитие их

гибкости за счет варьирования условий общения,

требующих адекватного грамматического оформления

высказывания. Ведь исходный текст, используемый при

ознакомлении, представляет новое грамматическое

явление односторонне, одной-двумя формами. Для

выражения мыслей, т. е. для формирования «своего»

текста, учащимся этого будет недостаточно;

тренировка, таким образом, должна помочь расширить

диапазон употребления данного грамматического

явления.

Тренировка является ответственным этапом в усвоении

грамматического материала: в нем неизбежно сочетаются

формальные упражнения, направленные на создание

стереотипов формы, с условно-речевыми, приближающими

учащихся к выражению собственных мыслей в связи с

определенными задачами общения. От установления

правильного баланса между ними зависит успех

усвоения. Предметом тренировки может быть небольшой

элемент языкового явления. Организация

тренировочного материала «по вертикали» в парадигмах

также находится в противоречии с линейным

разворачиванием речи и расценивается некоторыми

авторами как тренировка «в речевых бессмыслицах».

Таким образом, с одной стороны, необходимость

специальных усилий для привлечения внимания к форме,

этому несильному раздражителю, наведение на него

«увеличительного стекла» для прочного усвоения, с

другой — стремление сконцентрировать внимание на

мысли, ищущей своего выражения.

Я придерживаюсь взгляда, что без определенного

количества формальных упражнений, направленных на

запоминание формы и ее стереотипизацию, невозможно

обойтись при формировании грамматического навыка. Но

формальные упражнения должны быть подчинены

упражнениям с речевой установкой. Характеризуя

систему тренировочных упражнений в целом, я покажу их

вспомогательную роль. Надо выстроить тренировочные

упражнения таким образом, чтобы учащиеся при их

выполнении понимали необходимость данного

грамматического явления в тематически-ситуативном

целом.

В методике приняты следующие основные типы

упражнений.

1. Имитационные упражнения могут быть построены на

одноструктурном или оппозиционном (контрастном)

грамматическом материале. Грамматическая структура в

них задана, ее следует повторять без изменения.

Выполнение упражнений может проходить в виде

прослушивания и повторения форм по образцу;

контрастного повторения различных форм за

преподавателем, при этом происходит прилаживание

органов речи к произнесению новых грамматических

явлений в небольшом контексте; списывания текста или

его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

2. Подстановочные упражнения используются для

закрепления грамматического материала, выработки

автоматизма в употреблении грамматической структуры в

аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо

ответственен за формирование гибкости навыка, здесь

происходит усвоение всего многообразия форм, присущих

данному грамматическому явлению, за счет

разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и

расширения.

3. Трансформационные упражнения дают возможность

формировать навыки комбинирования, замены, сокращения

или расширения заданных грамматических структур в

речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с

методом применения усвоенного грамматического

материала в речи.

При выполнении этих упражнений учителю необходимо

иметь в виду две взаимосвязанные задачи: обеспечить

запоминание грамматического материала, развитие

соответствующих навыков и одновременно открыть перед

учащимися ясную речевую перспективу использования

этих навыков. Нельзя не согласиться в этом отношении

с тем мнением, что даже самое маленькое

грамматическое упражнение надо строить так, чтобы

учащиеся могли немедленно почувствовать пользу от

затраченных усилий, причем не в познании языковой

теории, а в практическом использовании языка.

Рассмотрим под этим углом зрения названные типы

упражнений.

Имитационные упражнения. Трудно переоценить

значение этого типа упражнений, который представляет

собой «пробу на язык» и «на слух» нового

грамматического материала. Благодаря имитационным

упражнениям в память учащихся закладывается

акустический образ нового явления, развивается

способность к прогнозированию. Предметом имитации

являются разнообразные морфологические и

синтаксические варианты этого явления так, как они

представлены в речи. Вот, например, небольшой диалог

на английском языке, в котором фигурируют формы Past

Perfect Tense:

М: Did you enjoy your journey through Europe last

summer?

W: Yes, very much. I had never been abroad

earlier.

Имитация может осуществляться на слух или на основе

печатной опоры. В последнем случае целесообразно

пользоваться подстановочными таблицами, которые

наглядно демонстрируют способность грамматического

явления к аналогии. Желательно составлять

подстановочные таблицы на определенную тему: это

усиливает их речевые возможности. Наблюдения

свидетельствуют также, что большим речевым

потенциалом обладают подстановочные таблицы, в основе

которых вопросительная конструкция — эффективный

инструмент в развитии речевой инициативы.

В имитационные упражнения имеет смысл включать

ценный в содержательном отношении материал:

пословицы, афоризмы, шутки, а также фрагменты

возможных будущих высказываний учащихся.

Упражнения должны проводиться в быстром темпе и не

занимать много времени на уроке. Большое место при

осуществлении имитации отводится хоровой работе,

которой следует дирижировать.

Подстановочные упражнения. За имитационными

упражнениями, предполагающими проговаривание в

основном нерасчлененного материала, следуют

упражнения, целью которых является его расчленение и

преобразование; они знаменуют аналитическую стадию в

работе над грамматическим явлением — важнейшую веху

на пути формирования гибкого навыка.

Существенным для организации подстановочных

упражнений является обеспечение подсказки элементов

для подстановки. Подсказка может носить

экстралингвистический и речевой характер. Особенно

эффективны, на мой взгляд, подстановочные упражнения,

которые требуют не только автоматического

конструирования предложения по аналогии с речевым

образцом, но и выбора в результате противопоставления

грамматических форм. Следует предлагать обучаемым

такие упражнения, в которых требуется предварительно

противопоставить необходимую грамматическую форму

ряду подобных и затем уже составить предложение по

образцу.

Материальной опорой подстановочных упражнений также

могут служить подстановочные таблицы, при помощи

которых совершаются самые разнообразные трансформации

вокруг основного костяка. Также важно помнить, что

важно соотносить материал подстановочной таблицы с

конкретной темой, благодаря чему повысится значение

тренировки в глазах учащихся, ибо они увидят ее

«выход» в речь. Приведем несколько примеров

упражнений в видоизменении грамматической формы на

основе подстановочных таблиц. Так, для усвоения

Present Perfect Tense в английском языке в связи с

темой «Travelling» предлагается подстановочная

таблица.

I. Have you ever been …?

|Julia |has |never |been |to Russia. |

|Olga |has |---------- |been |to the USA. |

|I |have | | |to Rome. |

|My neighbour | | | |to London. |

|Her/his mother | | | |abroad. |

|Our teacher | | | |to China. |

В качестве предупражнения здесь краткий опрос

учащихся преподавателем по теме (например: «Have you

ever been to Kiev?»).

Работа с подстановочной таблицой проводится в

парах. При этом учащиеся меняются ролями.

Одним из видов упражнений в видоизменении является

упражнение в переводе с родного языка на иностранный.

Вокруг этого вида упражнений ведутся горячие споры. В

некоторых случаях им не отказывают в статусе

контрольных упражнений, но не включают в

тренировочные. Аргументы против этого вида упражнений

сводятся к следующему:

— они нарушают одноязычность процесса учения, при

отсутствии языковой иноязычной атмосферы нужно

бороться за каждый звук на иностранном языке;

— они несут большое нагромождение трудностей

разного плана, что мешает выработке навыка.

В защиту упражнений в переводе с родного языка на

иностранный можно сказать следующее:

— они способствуют преодолению межъязыковой

интерференции, так как при их выполнении происходит

наглядное противопоставление сопричастных форм, что

является важным моментом в усвоении языкового

материала;

— они позволяют непосредственно сосредоточиться на

форме, мобилизуя произвольное внимание, так как

содержание в них задано;

— они жестко диктуют употребление определенной

формы. Чтобы ослабить действие отрицательных

факторов, о которых было сказано выше, нужно

соблюдать следующие условия:

— предлагать для перевода с родного языка на

иностранный небольшие по объему упражнения;

— рекомендовать строить их по типу подстановочной

таблицы, тогда удастся придать им однородный характер

и соблюсти принцип одной трудности;

— предпослать их выполнению сравнительный анализ

сопричастных форм, что также способствует снятию

трудностей;

— эти упражнения должны представлять собой

фактически звено обратного перевода; в текстах

учебника и в других упражнениях параграфа учащиеся

должны легко находить «ключи», т. е. тот же материал

на иностранном языке.

Упражнения в видоизменении грамматической формы

охватывают также упражнения в восстановлении и

дополнении соответствующей формы. По возможности этим

упражнениям дается коммуникативный стимул. Они носят

более репродуктивный характер, так как дополнения а

них делаются в основном по памяти. Например, для

усвоения окончания -s в 3-м лице настоящего времени в

английском языке можно предложить упражнение,

подчеркивающее оппозицию первого и третьего лица в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.