на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преподавание грамматики

present indefinite:

We are different.

I have a brother. His name is ... . We like each

other, but we are different. I like to read, and he

likes to listen to music. I like music too. I like

Pugacheva, but he likes "Modern Talking". I play

chess with pleasure, and he plays draughts with

pleasure. I like to watch TV in the afternoon, but he

likes to watch TV in the morning. I eat soup, but he

eats porridge.

Упражнение выполняется следующим образом: учитель

рассказывает первый раз полностью о брате и о себе,

во второй раз — только о себе, а о брате добавляют

учащиеся. Возможен вариант: учитель рассказывает о

себе, а учащиеся на основе опор, записанных на доску

в infinitive, делают соответствующие дополнения. При

этом учитель может указкой подсказать, какое действие

надо упомянуть.

Этому упражнению следует предпослать формальное

упражнение на стереотипизацию формы 3-го лица

глаголов в present indefinite со звонким [z] и глухим

[s]; с этой целью предложить учащимся образовать

формы 3-го лица следующих глаголов: to play, to

watch, to eat, to work, to sow, to learn, to look, to

write. Актуализируемый в формальных упражнениях

материал тут же включается в упражнение более

высокого ранга с речевой задачей.

Разновидностью упражнения на восстановление может

служить разговор по телефону с пропусками «из-за

плохой слышимости». При этом даются реплики одного из

собеседников, а ответы, содержащие изучаемое

грамматическое явление, должны восстанавливаться. Для

этого имеет смысл дать опоры — слова в исходной

форме.

Упражнения в исправлении смысловых ошибок,

являющихся следствием грамматических, также

представляют собой видоизменение текста, выполняемое

на коммуникативной основе. Для этого подбираются

наиболее трудные явления, подвергаемые внутриязыковой

и межъязыковой интерференции.

К упражнениям в видоизменении примыкает также

упражнение, именуемое с разговором втроем»; это

управляемый вид учебного диалога, при его проведении

функционально варьируются грамматические формы.

"Разговор втроем» стимулируется следующим образом:

учитель задает вопрос ученику А относительно ученика

Б; ученик А обращается к Б за информацией; ученик Б

рассказывает о себе ученику А, последний передает

полученные сведения учителю. Приведем пример:

Учитель (ученику А): Ты не знаешь, прочитал ли Б

уже книгу ...?

Ученик А (учителю): Я не знаю, но я спрошу. Б, ты

уже прочитал книгу ...?

Ученик Б: Да, я ее уже прочитал.

Ученик А (учителю): Б уже прочитал эту книгу.

В этом учебном диалоге фактически фигурируют все

формы глагола в единственном числе: Я уже прочитал.

Ты уже прочитал. Он уже прочитал. При этом они

предстают в речевом целом. Постепенно нужно побуждать

учащихся придавать более естественную форму этим

диалогам за счет использования модально-эмоциональной

лексики, замены существительных соответствующими

местоимениями и т. д.

В упражнениях в видоизменении удельный вес

произвольного внимания к грамматическому явлению

достаточно высок. Однако правила в чистом виде в

упражнениях этого типа почти не используются. Имеет

только смысл время от времени побуждать учащихся к

обоснованию своих действий, особенно если они

проявляют неуверенность в них. Важно воспитать также

у учащихся убеждение, что грамматические

преобразования — следствие функциональных изменений,

что они обусловлены изменениями в ситуации.

Сформированный при помощи тренировочных упражнений

грамматический навык используется в речевых умениях,

которые развиваются при помощи метода применения.

Содержанием этого метода являются упражнения в

комбинировании грамматического материала, или, так

называемые, трансформационные упражнения.

Трансформационные упражнения формируют навык

комбинирования, замены или сокращения грамматических

структур в речи. С их помощью можно научить

варьировать содержание сообщения в заданных моделях в

зависимости от меняющейся ситуации, сопоставлять и

противопоставлять изучаемую структуру ранее

изученным, составлять из отдельных усвоенных заранее

частей целые высказывания с новым содержанием, так

как в естественной речи используются разнообразные

грамматические явления, их сочетания, что

определяется речевой задачей. Если, предположим,

говорящий рассказывает собеседнику, как он проводит

обычно свой день, и затем, как он собирается провести

предстоящий выходной, то он комбинирует в своем

рассказе форму настоящего времени с формой будущего,

если кто-то рассказывает о себе и членах своей семьи,

то он употребляет формы 3-го лица местоимений и

глаголов в единственном и множественном числе, а

также форму 1-го лица. Чтобы развить у учащихся

способность, необходимую для связной осмысленной

речи. которая сможет служить коммуникативным целям,

нужно провести их через упражнения в комбинировании

грамматических явлений. Для этого задаются

соответствующие ситуации. Однако ситуация сама по

себе не диктует употребления конкретного

грамматического материала, ведь грамматика по своей

сути внетематична и внеситуативна. Учащийся волен в

вы боре грамматических средств, и он может выйти из

положения за счет своего старого грамматического

запаса, не перенося новый навык в речь, в результате

чего речь будет примитивной и неточной, а

«неработающий» навык со временем разрушится. Чтобы

воспрепятствовать этому, нужно приложить специальные

усилия, т. е. на первых порах, на уровне

подготовленной формы речи жестко управлять речевым

поведением учащихся, только тогда удастся воспитать в

них привычку употреблять нужный материал по

собственной инициативе, т. е. уже в неподготовленной

речи.

Поэтому задаваемые ситуации следует снабжать

опорами грамматического характера. Эти опоры могут

быть разной степени развернутости, начиная от

конкретных и подробных до «намека» в виде схемы,

«шифра»; все зависит от степени продвинутости

учащихся в языке и от общего развития.

Таким образом, данная система упражнений

обеспечивает усвоение активного грамматического

минимума, обслуживающего устную речь и чтение на

начальном и среднем этапе обучения иностранному

языку.

Применение грамматического материала в речи.

Переход от навыков к умениям обеспечивается

упражнениями, в которых активизируемое грамматическое

явление надо употребить без языковой подсказки в

соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения

этого этапа могут проводиться на материале устных

тем, домашнего чтения, диафильмов, кинофрагментов.

Совершенствование речевого грамматического навыка

целесообразно проводить посредством:

а) активизации в учебном разговоре новой

грамматической структуры в составе диалогических и

монологических высказываний в ситуациях общения;

б) различных видов пересказа или изложения

содержания прослушанного (прочитанного) текста;

в) употребления разного типа грамматических

структур в подготовленной речи;

г) включения в беседу освоенного грамматического

материала в новых ситуациях, предполагающих

перемежающееся противопоставление грамматических

структур;

д) беседы по прослушанному (прочитанному) тексту,

просмотренному диафильму (кинофильму, кинофрагменту),

предполагающей свободное противопоставление

грамматических форм;

е) организации и проведения различных видов

грамматически направленных ролевых игр.

Выводы:

. Формирование речевых грамматических навыков

производится поэтапно с учетом условий

функционирования грамматических структур в речи.

. Основными этапами при формировании речевых

грамматических навыков являются: 1) ознакомление

и первичное закрепление; 2) тренировка; 3)

применение.

. На первом этапе происходит раскрытие значения,

формообразования и употребления грамматической

структуры, обеспечения ее понимания учащимися и

первичное закрепление. Для этих целей

используется связный текст, который является

типичной средой для данного грамматического

явления. Осмысление грамматического явления

учащимися происходит при сочетании индуктивных и

дедуктивных методов.

. Целью второго этапа является формирование у

учащихся навыков относительно точного

воспроизведения изучаемого явления в типичных

для его функционирования речевых ситуациях и

развитие их гибкости за счет варьирования

условий общения, требующих адекватного

грамматического оформления высказывания. На

данном этапе необходимо сочетание формальных и

условно-речевых упражнений. За основные типы

упражнений приняты: имитационные упражнения,

благодаря которым в память учащихся

закладывается акустический образ нового явления

и развивается их способность к прогнозированию;

подстановочные упражнения, использующиеся для

закрепления грамматического материала и

выработки автоматизма в употреблении

грамматической структуры в аналогичных

ситуациях; трансформационные упражнения,

формирующие навыки комбинирования, замены,

сокращения или расширения заданных структур в

речи. Основными задачами преподавателя при

выполнении данных упражнений являются:

обеспечение запоминания учащимися

грамматического материала, т.е. развитие

соответствующих навыков и раскрытие перед ними

ясной речевой перспективы использования этих

навыков.

. Третий этап является переходным от формирования

грамматических речевых навыков по теме к

развитию речевых умений. На данном этапе

активизируемое грамматическое явление

употребляется без языковой подсказки в

соответствии с речевыми обстоятельствами.

1.4. Методика работы над пассивной грамматикой.

Упражнения в овладении пассивной грамматикой,

лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе,

имеют целью формирование навыков узнавания формы,

соотнесение ее со значением и на этой основе —

проникновение в смысл читаемого. Здесь также

требуется запоминание и сохранение в памяти

грамматических форм и моделей. Владение пассивной

грамматикой обусловливает грамотный подход к чтению и

является, следовательно, слагаемым общей культуры

чтения.

Узнавание иноязычной формы предполагает, в свою

очередь, владение ее информативными сигнальными

признаками. К ним относятся явления внешней и

внутренней флексии (например, суффикс -ed в

английском языке как показатель формы past

indefinite), порядок слов, позволяющий опознать

главные члены предложения, заглавные буквы слов

внутри предложения, способствующие отнесению этих

слов к определенным частям речи, союзы, союзные

слова, предлоги, знаки препинания, подчеркивающие

синтаксические отношения. Кроме того, прочно

усвоенные явления активной грамматики — этой

сердцевины общего грамматического минимума —

расширяют грамматический арсенал сигнальных средств

языка. Информативные признаки обладают разной

степенью определенности. Среди них есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.