. Текст грамматического правила должен
базироваться на принципах функциональности и
коммуникативности. В связи с этим правило должно
быть: функциональным, раскрывающим свойства и
особенности явления, операционно-адекватным,
достаточным, наглядным, прямо сформулированным,
ясно изложенным.
. При выборе методических приемов и упражнений для
усвоения грамматического явления необходимо
руководствоваться: характером изучаемой
структуры, степенью ее совпадения с
соответствующей структурой в родном языке, целью
обучения, его этапом, а также возрастом
учащихся и наличием речевого опыта у них.
. Объектами контроля являются навыки и умения
обучаемых практически пользоваться языком как
средством общения. Формы контроля грамматических
навыков могут быть устными и письменными.
Контроль должен занимать минимальное количество
времени и охватывать максимальное количество
обучаемых.
Выводы по теоретической части:
. Необходимость ограничения объема грамматического
материала обусловлена невозможностью овладения
учащимися всем грамматическим строем изучаемого языка
в условиях средней школы в силу его обширности и
трудности формирования грамматических навыков.
. Основным требованием к объему грамматического
материала, подлежащего усвоению в средней школе,
является его достаточность для пользования языком как
средством общения в заданных программой пределах и
реальность для усвоения его в данных условиях.
Завышение объема грамматического материала
отрицательно сказывается на качестве владения им.
. В активный минимум должны включаться лишь те
грамматические явления, которые являются
употребительными в устной речи и распространяются на
значительный круг лексики, при этом учитывается
принцип исключения синонимических явлений. В
пассивный минимум – наиболее распространенные явления
книжно-письменной речи имеющие ряд значений.
. Грамматический материал должен быть организован
функционально, т.е. так, чтобы грамматические явления
органически сочетались с лексическими в
коммуникативных единицах, объемом не менее
предложения.
. Грамматические навыки, подлежащие формированию,
являются компонентами разных видов речевой
деятельности и отличаются друг от друга настолько,
насколько различны сами эти виды речевой
коммуникации.
. Формирование речевых экспрессивных грамматических
навыков, имеющее целью развитие навыка интуитивно
правильного грамматического оформления устной и
письменной речи в соответствии с нормами языка,
коммуникативной целью и ситуацией общения, следует
проводить поэтапно с учетом функционирования
грамматических структур в речи. Основными этапами при
формировании данного вида навыков являются: 1)
ознакомление с грамматической структурой и ее
первичное закрепление, целью которого является
осмысление учащимися значения новой грамматической
структуры; 2) тренировка грамматического материала,
при котором, путем выполнения различных видов условно-
речевых упражнений, происходит формирование у
учащихся навыков воспроизведения изучаемого явления в
типичных для его функционирования речевых ситуациях;
3) применение грамматического материала в речи, по
ходу которого осуществляется переход от речевых
навыков к речевым умениям. Переход к каждому
следующему этапу должен осуществляться после
тщательной отработки предыдущего.
. Формирование речевых экспрессивных навыков, имеющее
целью формирование навыков интуитивно правильного
распознавания и понимания значения грамматических
форм при чтении и аудировании, также проводится
строго поэтапно. Основными этапами являются: 1)
ознакомление с новым грамматическим явлением, на
котором представляются признаки новой грамматической
структуры, раскрывается ее содержание и сообщаются ее
значения; 2) тренировка и автоматизация данного
явления в чтении и слушании, имеющий целью развития
навыка автоматического схватывания признаков
соответствующего явление и отграничение его от
омонимичных; 3) применение, на котором предполагается
развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа
информации получаемой визуально или на слух.
. Для повторения и закрепления ранее изученного
грамматического материала необходима его
систематизация, которою необходимо проводить по мере
накопления учащимися информации о грамматических
формах изучаемого языка.
. Для наибольшей эффективности работы по формированию
грамматических навыков у учащихся необходимо
соблюдение преподавателем последовательности
методических действий, с учетом особенностей каждого
этапа формирования навыков, особенностей возрастной
категории учащихся и целевой направленности обучения.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Формирование грамматических навыков по теме Past
Simple Tense.
Формирование речевых грамматических навыков по теме
Past Simple Tense в 5-м классе средней школы на
втором году обучения английскому языку проводится при
условии, что, к этому времени, учащиеся уже обладают
необходимыми грамматическими навыками по теме Present
Simple Tense и минимальным лексическим запасом,
позволяющими им адекватно воспринимать новые
грамматические и лексические единицы и эффективно
работать в процессе формирования навыков по этапам.
Также дети возрастной категории 11 лет уже обладают
достаточными навыками анализа и проведения аналогий
между грамматическими структурами в изучаемом
иностранном и родном языках, что позволяет проводить
обучение согласно общей методике преподавания
грамматики. Формирование грамматических навыков по
данной теме происходит в сочетании с формированием
лексических навыков по теме “How I spent my summer”.
Формирование навыков происходит поэтапно,
производится в учебно-речевой ситуации, на данном
этапе изучения – под руководством преподавателя, в
следующей последовательности:
1. Учащимся дается общая установка на функциональную
направленность новой грамматической структуры.
Преподаватель объясняет ученикам, что сегодня они
ознакомятся со способом выражения в английском языке
действия, происшедшего в прошлом. Просит их привести
примеры прошедшего действия в родном языке. Учащиеся
выполняют задание. Если преподаватель видит
правильное понимание учащимися функциональной
направленности новой структуры, он осуществляет
переход к следующему этапу.
2. Создается и предъявляется учебно-речевая ситуация,
типичная для функционирования Past Simple Tense,
которая противопоставляется сходной ситуации в
Present Simple Tense.
Преподаватель произносит одно или несколько
предложений в Present Simple затем ставит те же
предложения в Past Simple. Записывает обе конструкции
на доске.
Например: I watch television every evening.
I watched television yesterday
evening.
После чего просит учащихся проанализировать обе
структуры, выявить смысловые различия и сделать
выводы о способе образования формы прошедшего времени
в английском языке. При успешном выполнении
поставленной задачи переходит к следующему этапу.
3. Учащимся дается правило образования формы Past
Simple правильных глаголов.
Преподаватель диктует правило образования формы с
учетом изменения внутренней флексии некоторых
глаголов. Записывает примеры на доске. После чего
просит учащихся образовать формы прошедшего времени
самостоятельно. При этом один учащийся пишет на
доске, остальные записывают в тетрадях. После чего
выполняется ряд языковых и условно-речевых упражнений
(Приложение ex.1,2).
(Рекомендуется вводить отрицательную и
вопросительную формы Past Simple Tense только после
тщательной отработки утвердительной формы прошедшего
времени.)
4. Учащимся дается таблица образования формы прошедшего
времени неправильных глаголов.
Преподаватель объясняет, что помимо правильных
глаголов в английском языке существует ряд
неправильных глаголов, образующих форму прошедшего
времени по особым правилам. Разбирает вместе с
учениками и комментирует таблицу форм неправильных
глаголов, данную в учебнике. Следит за правильным
произнесением учащимися форм прошедшего времени.
Выполняется ряд языковых и условно-речевых упражнений
(Приложение ex.3,4). Учащимся на дом дается задание
выучить формы прошедшего времени 40 наиболее
употребимых неправильных глаголов.
5. Закрепление и подведение итогов по теме образование
утвердительной формы Past Simple Tense.
Преподаватель проводит речевую зарядку,
одновременно проверяя знание учениками форм
прошедшего времени правильных и неправильных
глаголов. Выполняются условно-речевые и речевые
упражнения (Приложение ex.5,6).
6. Учащимся дается правило образования отрицательной
формы Past Simple Tense.
Преподаватель произносит одно или несколько
утвердительных предложений в Past Simple затем ставит
их в отрицание. Записывает предложения на доске.
Например: I played tennis yesterday.
I did not play tennis yesterday.
Затем просит учащихся проанализировать оба
предложения и вывести правило образования формы
прошедшего времени. Диктует правило учащимся. Просит
их провести аналогии с образованием отрицательной
формы Present Simple Tense. Записывает приведенные
примеры на доске.
Например: I don’t watch television very often.
I didn’t watch television
yesterday.
Просит учащихся привести свои примеры. Выполняются
языковые и условно-речевые упражнения (Примечание
ex.7,8).
7. Учащимся дается правило образования вопросительной
формы Past Simple Tense.
Преподаватель произносит одно или несколько
утвердительных предложений в Past Simple затем задает
вопросы к этим предложениям. Записывает предложения
на доске.
Например: You worked yesterday.
Did you work yesterday?
Затем просит учащихся проанализировать оба
предложения и вывести правило образования
вопросительной формы прошедшего времени. Диктует
правило учащимся. Просит их провести аналогии с
образованием вопросительной формы Present Simple
Tense. Записывает приведенные примеры на доске.
Например: Does she often go away?
Did she go away last week?
Просит учащихся привести свои примеры. Выполняются
языковые и условно-речевые упражнения (Примечание
ex.10,11).
8. Закрепление и подведение итогов по теме Past Simple
Tense.
Преподаватель проводит речевую зарядку,
одновременно проверяя знание учениками образование
утвердительной, вопросительной и отрицательной форм
прошедшего времени. Выполняются условно-речевые и
речевые упражнения (Приложение ex.12,13,14).
Предполагается, что после выполнения вышеуказанных
упражнений учащиеся могут оперировать грамматическими
навыками по теме Past Simple Tense. Для полного
закрепления материала и дальнейшего развития
рецептивных навыков также рекомендуется составление
сводной таблицы образования форм Past Simple.
Закрепление навыков и выработка языковой компетенции
предполагается в ходе дальнейшей работы на почве
различного лексического материала.
Рекомендуемое распределение материала по урокам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|