на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие эмоций младших школьников

присущие только данному возрасту, черты. Со стороны физического развития

происходит неравномерный но бурный рост тела, совершенствуется

мускульный аппарат, идет интенсивное окостенение скелета, причем среди

девочек этот процесс происходит раньше чем среди мальчиков.

Непропорционально и неравномерно растут отдельные части тела:

вытягиваются руки, ноги; возникает впечатление угловатости (синдром

"гадкого утенка") в этот период в эмоциональной сфере также происходит

ломка привычных старых стереотипов и подросток начинает осознавать свою

угловатость, стесняется, пытается как то сгладить свою нескладность, что

вызывает эмоциональные переживания, неудовольство собой, неуверенность.

Иногда происходит акцентирование на определенных частях тела, лица. Ему

не нравится что-то в своей внешности и ему не переносима сама мысль о

том, что он может быть смешон в глазах других, что также может вызвать

эмоциональные срывы, не адекватное поведение. Младший подросток не может

переносить даже малейшей шутки в свой адрес. “В этот период наблюдается

возрастное несоответствие и в развитии сердечно- сосудистой системы.

Сердце значительно увеличивается в своем объеме, становится более

сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстает в

развитии, отсюда возникают некоторые сбои в кровообращении, повышается

кровяное давление, напрягается сердечная деятельность...”. [ ; стр.

95] В связи с этим у подростков возникают головные боли, головокружение,

раздражительность, нервность, эмоциональные срывы, быстрая утомляемость.

Эти особенности развития сердечно- сосудистой системы и начало

интенсивной деятельности желез внутренней секреции приводят обычно к

некоторым, скоропроходящим нарушениям в эмоциональной сфере младшего

подростка. У него может наблюдаться повышенная возбудимость,

вспыльчивость, что выражается в бурных проявлениях в эмоциональной сфере,

в резких реакциях типа аффектов. Нервная система подростка не всегда

способна выдержать сильные монотонно действующие раздражители под влиянием

которых он приходит или в состояние торможения или в состояние

возбуждения. Под влиянием сильных впечатлений, нервных встрясок,

неожиданной радости или огорчения одни подростки становятся вялыми,

безучастными, рассеянными, а другие становятся раздражительными,

нервозными, нарушают дисциплину. Поэтому к подростку должно быть особенно

бережное отношение, т.к. несмотря на все это подростковый возраст

является возрастом кипучей энергии, и обострения всех эмоциональных

проявлений. Это необходимо учитывать при организации учебно-

воспитательного процесса. Основным фактом физического развития подростка

является половое созревание. Это зависит конечно от индивидуально от

особенностей каждого ребенка, т.е. от состояния его здоровья, питания,

окружающей обстановки и т.д. “Также на развитие полового созревания влияют

более глобальные факторы, т.к. климатический, национально-этнографический

с учетом этих факторов можно определить примерный возраст полового

созревания младших подростков по России в целом: у мальчиков к 12-13

годам, у девочек к 11-12 годам. Но не смотря на это, что организм

становится половозрелым, а зрелости физической, эмоциональной, идейной,

гражданской говорить еще рано, т.к. она далеко не совершенна...”. [ ;

стр. 171]

В связи с половым созреванием в эмоциональной сфере подростка

естественно появляются неожиданные для них ранние переживания, т.е.

влечение к другому полу, возникновение специфического интереса, чувство

влюбленности, внимание к соответственному содержанию книг, фильмов

эротической направленности. Задача взрослых, педагогов, семьи на данном

этапе добиваться того чтобы этот интерес не приобретал нездоровый

характер и не был связан с нежелательными эмоциональными проявлениями.

Необходимо переключать внимание подростка на интересную занимательную

деятельность, увлечение спортом, музыкой и т.д. В младшем подростковом

возрасте существенно перестраивается и характер учебной деятельности.

Вместо одного учителя в начальных классах появляются несколько учителей

предметников у которых разные требования, подходы к учащимся, стиль в

работе, разное отношение к учащимся. Подростки с трудов воспринимают

монотонные, подробные объяснения учителя, вызывают равнодушие к предмету.

Они стараются выразить свое эмоциональное отношение к материалу. Открывая

для себя мир они считают, что должно быть только так как он

воспринимается только ими. Здесь особенно проявляется подростковый

максимализм. В связи с расширением связи с окружающим миром, личные

интересы и увлечения непосредственно снижают интерес подростков к учебе.

(Пример анкета см. пр. часть)

По результатам анкетирования можно отметить, что позновательные

потребности и учения приобретают для подростков определенный смысл, как

необходимое и важное условие к будущей самостоятельной жизни. Но и здесь

наблюдаются порой расхождение в целях и средствах. Стремление к

приобретению знаний может сочетатся с безразличным или даже отрицательным

отношением, как реакция на учебные неудачи или взаимоотношение с

учителем. Эмоционально это выражается в переживаниях его которые

маскируются, скрывая свое чувство самолюбия безразличием или равнодушием.

“Особую роль в формировании положительного отношения подростков к

процессу обучения играют несколько факторов- это во-первых эмоциональный

характер изложения материала, проблемная и поисковая деятельность дающая

возможность переживать радость самостоятельных открытий и настрой подростка

на успех...”. [ ; стр. 22]

Важной особенностью подросткового возраста является

формирование чувства взрослости, когда подросток считает что он уже не

чебенок а взрослый и он начинает искать свое место в коллективе

взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Сознание собственной взрослости у подростка не случайно. Он замечает, как

быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость,

замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает

осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что

кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например своих

родителей, а порой (в частных вопросах) и отдельных учителей.

Подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится

более значительным и переоценивая свои возросшие возможности они претендуют

чтобы взрослые относились к ним как к равным. Отсюда возникает

противоречие между потребностью подростков и несоответствие этому их

реальных возможностей. Отсюда их повышенная эмоциональность к оценке

взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых умалить их

достоинство, понизить их взрослость. Младший подросток стремится к тому,

чтобы взрослые считались с его мыслями, эмоциями, уважали их. Это

проявляется и в стремлении подростков быть относительно независимыми от

взрослых, в наличии собственных взглядов и суждении, и в подражании

внешнему облику и манере поведения взрослых. Что иногда носит и

отрицательный характер. “Отрицательные проявления в эмоциональной сфере

подростка выражаются в том, что они сопротивляются влиянию старших, не

признают их авторитет, игнорируют предьявляемые ими требования, критикуют

поступки и действия родителей и учителей. Поэтому нужно это здоровье и

ценное в своей основе чувство взрослости, а старатся ввести в правильное

русло...”. [ ; стр. 55] Постепенно и разумно перестраивая взаимоотношение

с подростком, признавая их правила на относительно большую независимость

и самостоятельность, но не отменяя контрольи руководство со стороны

взрослых. Здесь речь идет о разумных и твердых требованиях и об отказе

от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного

достоинства и самоуважение подростка.

В подростковом возрасте очень ярко проявляется эмоциональное

стремление к общению с товарищами на почве общих интересов, увлечений,

совместной деятельности. Это является и привлекательностью школы для

подростков в том, что они имеют широкий круг возможностей такого общения.

Психологическая основа- это чувство товарищества, дружба, чувство

коллектевизма. Дружба эмоционально охватывает более узкий круг лиц.

Она более избирательна, интимна, предполагает личную симпатию,

привязанность, доверительность отношений. Дружеские отношения в

подростковом возрасте более устойчивы, носят эмоционально напряженный

характер. Прекращение дружеских отношений часто воспринимается

подростком очень болезненно. Дружеские отношения среди младших подростков

не всегда носят и положительный характер. Иногда дружба возникает на почве

нездоровых интересов или увлечений, совместного пустого время

препровождения. Иногда возникает паразитическая форма дружбы по расчету.

Встречаются в этом возрасте случаи дружбы между девочками и мальчиками.

К таким проявлениям нужно относится очень тактично и осмотрительно. Нельзя

запрещать эту дружбу, грубо высмеивать. И наоборот нужно тактично

добиватся того, чтобы влияние друг на друга было только положительным.

Чтобы подростки под воздействием взаимной симпатии становились чище,

лучше, скромнее. Особенно остро в этот возрастной период встает вопрос о

половом воспитании. Тактично и ненавязчиво нужно воспитывать правиль-

ное отношение к лицам другого пола, т.е. воспитывать благородство у

мальчиков и женское достоинство у девочек. Большое значение имеют хорошо

продуманные, таткичные индивидуальные беседы взрослого с подростком в

атмосфере доброжелательности, искренности и сердечности.

“Подростковый возраст является важным периодом характерообразования.

Характер постепенно стабилизируется. эмоциональный фон становится

эмоционально устойчивым. Нарастает способность управлять своим

поведением...”. [ ; срт. 123] Однако в связи с особенностями

физического и эмоционального развития можно отметить повышенную

возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при

недостаточной выдержки приводит нередко к нежелательным поступкам:

нарушениям дисциплины, возне, крикливости, беготне и т.д. Бодрость и

жизненность в сочетании с активностью и инициативностью, делают

подростков шумными, импульсивными, подвижными.

В подростковом возрасте возникают и серьезные увлечения, порой

принимающие форму страсти, которые захватывают школьников в ущерб другим

важным занятиям. Любознательность и любопытство, стремление познать

больше, могут породить разбросанность и неустойчивость их интересов.

Отмечается наличие многих интересов и частая их смена приводит лишь к

удовлетворению поверхностного любопытства и выработки легкого,

несерьезного отношения к различнвм областям жизни. Поэтому необходимо

эти интересы и склонности направлять на выявление способности к музыке,

художественно-изобразительному искусству, литературно-творческой

деятельности, достижению спортивных результатов и т.д.

Один из самых важных моментов в развитии подростка является

формирование у него в эмоциональной сфере самоосознания, потребности

осознать себя как личность. У младшего подростка возникает интерес к себе,

к своим внутренним эмоциональным переживаниям, к качествам собственной

личности, потребность самооценки, сопоставления себя с другими людьми. Он

начинает всматриватся в самого себя, стремясь познать сильные и слабые

стороны своей личности. Потребность самоосознания возникает из жизни,

практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых,

коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности,

для того чтобы найти свое место в коллективе.

“На первых порах в основе самоосознания подростка лежат оценки о нем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.