на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие эмоций младших школьников

он сам. Но изменения происходящие с подростком часто происходят слишком

быстро для родительского глаза. Ребенок вырос, изменился, а любящие

родители все еще видят его таким каким он был несколько лкт назад. Это

создает в первую очередь психологический барьер между родителями и

растущими детьми. Это значит, что самосознание ребенка, его “я” родителям

не известно. Отношение детей и родителей ассиметричны, неравномерно.

Многие родители привыкнув распоряжатся детьми болезненно воспринимают

ослабление своей власти. Чрезвычайно важные для подросткового возраста

темы- “этапы полового созревания” и “интимные отношения”- занимают

последнее место в разговорах с родителями. Обе стороны чувствуют

возникший между ними барьер. В любящих душах родителей живет иллюзия в

том, что они нужны вырасшим детям в том же самом качестве, что и в

раннем дестве. Особенно трудно здесь приходится отцам. Возникает извечный

конфликт отцов и детей. Сегодня отцовская роль стала особенно

проблематичной, не говоря уже о том, что многие семьи не имеют отца. Отец

перестал быть единственным кормильцем и дисциплинирующим фактором. Равняясь

на систему ценностей принятых в обществе сверстников подросток старательно

искоренняет в себе женские эмоции (чуткость, внимательность,

отзывчивость). В том, что касается эмоций им кажется, что “настоящий

мужчина” должен быть черствым, гордым и неприступным. Поэтому школа,

работая совместно с родителями, должна вовлекать отцов в дело воспитания и

оказывать им психологическую помощь в воспитании подростков. Из разговора

с детьми подросткового возраста, казалось, что дети гораздо точнее

представляют себе как их оценивают родители. Эта проблемма становится

особенно острой перед родителями. Им приходится уже оценивать недавно

возникшее изменчивое, противоречивое “я” своего ребенка. И от того

насколько будет велик эмоциональный контакт, вдумчивое и уважительное

отношение, зависит дальнейшее развитие личности подростка. Очень хорошо,

что в настоящее время идет радикальная перестройка школьной системы и

самого учительского мышления в духе личностного подхода к воспитанию и

обучению учащихся. В том числе и подростков. “Личностный подход- не

просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от

друга. Это последовательное, всегда и во всем, отношение к ученику как к

личности, как к ответственному и самостоятельному субьекту деятельности.

Теже трудности, что и родители, переживают учителя...”. [ ; стр. 154]

Работа учителя усложнилась особенно с подростками. С одной стороны

подросток претендунт на роль старшего. С лдругой стороны он полностью

зависит от учителей и администрации. Учение на этот период становится

для него прежде всего средством завоевать престиж у сверстника, заслужить

репутацию хорошего ученика. В это время внешкольные интересы подростков

могут быть самыми различными от занятий в каких либо организованых

внешкольных учреждениях, кружках и т.д., так и в дворовых компаниях

сомнительного свойства. В хорошей школе, педагогический коллектив

опирается на общественные организации, поощеряя самостоятельность учеников

и их инициативу и внешкольные интересы свободно вливаются в школьные

интересы и обогащают школьную жизнь. Подобно родителям, учитель в

сознании подростка также имеет несколько функций: замена родителей; власть

распоряжающаяся наказанием и поощерением; авторитетный источник знаний;

старший товарищ и друг. В образе “ идеального учителя” на первый план

выходят его индивидуальные человеческие качества- способность к пониманию,

эмоциональному отклику, сердечность, тоесть в учителе хотят видеть старшего

друга. На втором месте стоит профессиональная компетенция учителя,

уровень его знаний и качество преподования, на третьем- умение

справедливо распорядится властью. Эти качества не всегда сочетаются в

одном лице. Отсюда- дифференцирование оценок учителей и самих отношений к

ним. Главное препядствие взаимопониманию учеников и учителей-

абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной

успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности ученика. Идеальный

ученик в его понимании тот кто “всегда готов сотрудничать с учителем,

стремится к знаниям, никогда не нарушать дисциплину на уроках”. В

противоположность существует другой- ленивый, пассивный, враждебно

настроеный к учителю в школе. Если “идеальный” учащийся делает его работу

приятной, то “плохой” служит источником отрицательных эмоций.

Соответственно учителя считают таких детей безразличными, агрессивными

и даже видят в них потенциальных правонарушителей. Иногда такая оценка

срабатывет как пророчество. Положение учителя- это постоянное искушение

испытания властью. Дело не только в личной предвзятости в отношении к

учащимся, но и во всей бюрократически организованной системе образования,

где учитель является прежде всего чиновником, государственным служащим.

Его главнвя задача- не допускать каких-либо нарушений и отклонений от

официально принятых мнений. Задача учителя требует не только

настойчивости но и душевной широты, ясного сознания границ своих

возможностей перед лицом индивидуальности другого человека, пусть даже

самого юного- в качестве воспитанника. Для учителя нет ничего опаснее

высокомерия и иллюзии собственного всемогущества. Учитель видящий в

учинике только обьект или продукт своей деятельности не редко усматривает

в этом свидетельство своего педагогического величия или бессилия. Чем

взрослее ребенок, тем больше в нем собственной независимой от старших

деиствительности и тем в большей степени, его эмоциональное воспитание

становится самовоспитанием. “В подростковом возрасте отношение учителя с

учениками могут строится только на основе взаимопонимания и уважения друг

к другу. Другие формы взаимоотношений (подавление, запрешение) лишь

затрудняют налаживание контакта, вызывая у учеников отчуждение от учителя

и негативизм...”. [ ; стр. 164] То, что говорит любимый учитель,

эмоционально воспринимается учениками совершенно по другому, чем тот

которого они уважают. А истина в том, что любимым учителем может быть

только учитель любящий. Исскусству душевного контакта нельзя научится по

учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая

предпосылка- чуткость и душевная открытость самого учителя. Его

готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого

как сябя. Проникнуть в мир подростка, в его неустойчивое эмоциональное

состояние, большая трудность для учителя. А самое главное понять корни его

эмоциональной настроенности. Оценить уровень его знаний и притязаний,

мотивов и побуждений. Я проводила, будучи на практике в школе, с детьми 6-

го класса анонимное анкетирование об их представлении о счастье. Мне

хотелось выяснить уровень притязаний, представлений, мечтаний современных

подростков (см. практическую часть пример № 11).

Отношение между учителем и учеником никогда не бывают и не могут

быть абсолютно ровными- сказываются и возрастные различия, и

неодинаковость жизненного пыта и ассиметричность социальных ролей.

Учитель нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное

положение, но и обманывает ожидание ученика, жаждующего найти в нем не

сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном равенство

между ними обязательно- в степени искренности. Раскрываясь на встречу

ученику, получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым

раздвигает границы и обогащает содержание своего

собственного “я”.

Одна из главных тенденций подросткового возраста- переориентация

общения с родителей, учителей и вообще старших на ровестников, равных по

положению. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут

заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом

усиливается. Поведение же подростков, по сути, является коллективно-

групповым. Во- первых общение со сверстниками очень важный специфический

канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые вещи,

которые по тем или иным причинам не сообщают взрослые. Так

подавляющая часть информации по вопрсам пола или сексуального развития,

подросток получает от сверстников. Поэтому их отсутствие может или

задержать психосексуальное развитие, или передать ему нездоровый

характер. Во- вторых, это специфический вид межличностных отношений. Вне

общества сверстников, где взаимоотношения строятся на равных, статус нужно

заслужить. А в обществе сверстников присутствует элемент

соревновательности, которого нет в отношениях со взрослыми, и это также

служит ценной жизненной школой. В- третьих это специфический вид

эмоционального контакта. В сознании групповой принадлежности, солидарности,

товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от

взрослых, но дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального

благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь

равных товарищей, имеет для самоуважеия подростка решающее значение.

В переходном возрасте меняются представление о содержании таких

понятий как “одиночество” и “уединение”. Одиночество и непоикаянность,

связанное с возрастными трудностями личности, порождает у подростков

неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе

которых они находя то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность,

эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

“При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы

индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе своих сверстников

подкрепление самоуважения, признание своей человеческой ценности. Другому

важно чувство эмоциональной сопричасности, слитности с группой. Третий

черпует недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый

удовлетворяет потредность властвовать,командовать другими...”. [ ; стр.

86] Большей частью эти мотивы переплетаются и не осознаются. Типичная черта

подростковых группчрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою

независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критически

относятся к мнению собственно группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное “я”

нуждается в сильном “мы”, которое, в свою очередь, утверждается в

противоположность каким-то “они”. Причем все это должно быть грубо и

зримо. Страстное желание быть “как все”, распростроняется на одежду, на

эстетические вкусы, на стиль поведения. Это единообразие тщательно

поддерживается и тем, кто рискует бросить вызов приходится выдерживать

нелегкую борьбу. Чем примитивнее сообщество, тем оно нетерпимее к

индивидуальным разлиичиям, инакомыслию и вообще непохожестью. Нужно

отметить, что коммуникативные черты и стиль общения девочек и

мальчиков подростков не совсем одинаковы. Различия между полами в уровне

общительности не столько количественные, сколько качественные. Общение

девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным.

Мальчик же прежде всего выбирает группу в которой ему интересно и в котрой

он может проявить себя. Существенные половые различие имеются в уровне

эмпатии и самораскрытия. Девочки в среднем эмоционально чувствительнее

и эмоциональнее мальчиков, они превосходят

их по потребности и способности к самораскрытию, передачи другим

интимной и личностно-значимой информации. Стиль мышления тесно связан с

особенностью воспитания. Девочек раньше и последовательнее приучают

заботится о других, в частности о младших детях. Это делает их более

эмоционально отзывчивыми и вместе с тем коммуникативно- ранимыми.

Люди нуждаюшиеся в эмоциональной поддержке, значительно чаще ищут

ее у женщин, чем у мужчин, и женщины более чутко реагируют на подобные

обращения. Обычно это обьясняется повышенной эмоциональностью женщин и их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.