на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки

развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и

развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков,

способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая

требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие

способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он

не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или

художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К

этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же

задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-

таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а

также от условий жизни и особенно воспитания. [19]

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому,

строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека

являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто

природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что

приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной

деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов

зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты

выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители -

возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их

свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического

стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро

переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более

подробно я остановлюсь на вопросе анатомо-физиологических особенностей

одаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрению

способностей человека, как психологических свойств личности.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания

( структуре ) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием

успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не

просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его

способностей. По качеству способности делятся на математические,

технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские,

спортивные и т. д.

По широте различаются:

= общие;

= специальные способноси.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для

успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К

ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство

ритма у музыканта, "оценка пропорций" у художника, педагогический такт у

учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов

деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и

художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности,

распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная

память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий.

Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же

время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая

способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления

в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает

самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и

создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая

различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства,

улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и,

обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные

приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от

разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы

обучения и овладевает педагогическим маcтерством.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного

выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей,

которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное

сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо

деятельности, называется одаренностью.[5]

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к

конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются

"ключевыми", ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти

наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и

повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается

на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей,

одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но

очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее

одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания

способностей у различных людей для всякого творчества характерна его

индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий

прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе

воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них

качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его,

применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности,

структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов,

дают определенные основания для попытки построения некоторых новых

теоретических положений относительно динамики и организации творческого

процесса, сущности творчества.[15]

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно

предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные

функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению,

нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные

проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко

проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений,

навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через

функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие

следующие компоненты:

1. биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;

2. сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной

чувствительностью;

3. интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать

новые ситуации и решать новые проблемы;

4. эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные

доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;

5. высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и

целый ряд других.[20]

А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н. С.

Лейтес, В. М. Теплов, В. А. Крутецкий, Е. И. Игнатьев, Э. А. Голубева, В.

М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, А. В.

Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Понамарев и многие другие

), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности,

включая в нее :

1) доминирующую роль познавательной мотивации;

2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении

нового, в постановке и решении проблемы;

3) возможности достижения оригинальных решений;

4) возможности прогнозирования и предвосхищения;

5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие

этические, нравственные, интеллектуальные оценки.[17]

При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что

одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно

творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования

"творческого человека". С этим полностью соглашается В. А. Моляко. Его

исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала

следующие составляющие:

- задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности,

определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности

психических процессов;

- интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления,

доминирование познавательных интересов;

- любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и

поиску проблем;

- быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных

массивов;

- склонность к постоянным сравниваниям, сопоставлениям. выработке

эталонов для последующего отбора;

- проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок

и выбора пути решения, адекватность действий;

- эмоциональная окрашенность отдельных процессов. эмоциональное

отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор,

предпочтение и т. д. '

- настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие,

систематичность в работе, смелое принятие решений;

- творческость - умение комбинировать, находить аналоги,

реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в

решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;

- интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

- сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами,

овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

- способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении

общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных,

нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. [16]

Несколько по-другому, более интегрально можно представить проявление

одаренности через:

1. доминирование интересов и мотивов;

2. эмоциональную погруженность в деятельность;

3. волю к решению к успеху;

4. общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов

деятельности;

5. понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

6. бессознательное, интуитивное решение проблемы ("внелогическое");

7. стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности

продуцировать проекты);

8. многовариантность решений;

9. быстроту решений, оценок, прогнозов;

10. искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей, и эту

совокупность можно представить, имея в основе ту или инию фундаментальную

позицию, несколько по другому; исходя из предположений о шести основных

параметрах, а именно:

I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

II. проявление творчества;

III. проявление интеллекта;

IV. динамика деятельности;

V. уровни достижений;

VI. эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные

определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности:

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный).

Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

- реконструктивное творчество;

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановки задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.