на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста.[5]

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к

усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные

достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

таланта.[13]

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша,

совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с

помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума,

бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в

таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство -

неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных

условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о

таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по

способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную

систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени)

относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.

Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже

небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но

и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость

восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных

детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная

восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской

психики.[3]

Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у

детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той

особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад”

свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии

реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности

внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в

отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние

условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни

направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим

“направлениям” способностей.[12,13]

0 том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до

пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству -

особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если

вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит

не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые

годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом

благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.

Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении

языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В

младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на

то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся

с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к

учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

для обогащения и развития психики.[3,14]

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи

в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет

свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику

и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в

иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,

еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”

подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне

можно говорить об особой возрастной чувствительности.[13]

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

- затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают

своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности

для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно

говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в

формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и

закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-

своему, в той или другой степени.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же

сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные

периоды детства,- и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного развития - неравномерен: наблюдения

ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, Н. Лейтеса) за

умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими

явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные

“взлеты” или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это

обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.

Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах,

типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес

выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию

раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие

очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и

совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной

одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по

всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и

многократному усилению предпосылок развития интеллекта!

Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую

особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную

активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной

нагрузке.[12] Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к

умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного

развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы

суммирование активности разных детских возрастов. В самом деле,

например, некоторые черты подросткового возраста - деятельная энергия,

настрой на самостоятельное достижение цели - обретают особую

силу, если становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития,

детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной

серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность

усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не

наступило половое созревание, - в такие годы потребность в умственной

нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и

сосредоточивать усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной

тяги к умственной работе.

Таким образом, возрастное явление - своеобразие хода развития -

сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор одаренности.

Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная

одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других

таких детей - при прочих равных условиях - неустанная потребность

прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится,- это скажется и на

развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно

рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской

одаренности во многом зависят именно от возрастных ,в определенную пору

возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.

Особая чувствительность и направленность активности, изменяющиеся от

одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение свойств разных

возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки становления и

расцвета интеллекта.

Интересующие нас индивидуальные различия по способностям - “родом из

детства”. Яркие проявления возрастной одаренности - та почва, на которой

могут вырастать выдающиеся способности.

Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка - это не надо упускать

из виду - выступают и те особенности возраста, которые окажутся

переходящим, недолговечными.

Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого

овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки

незаурядности интеллекта. Но такая особенность - быстрота

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.