начального приобщения к языку - нередко характерна лишь на
определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка
может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.
Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый
интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в
уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: “ Ранние
детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже
при их культивировании старшими”.[11] По-видимому, успехи в
такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также
могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная
одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в
более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще
неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или младшего школьного
возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в
оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но,
как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный,
содержательный аналиэ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда
становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная
активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего
ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут
измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного
умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта
неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с
задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного
подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии
ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с
многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо
поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...
Известны слова Л. Толстого о вундеркиндах: “Сколько я их встречал,
и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не
верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой
фейерверк!..”
Но, я думаю, это не значит, что ранние проявления одаренности
вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным.
Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда
проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся
способностях.
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той
или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих
детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам
одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее - простор развитию
индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и
укреплять ранние ростки способностей.
Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню
интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать
трудностей в учебных занятиях - ему, очевидно, уготовано более счастливое,
чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным
расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в
ходе возрастного развития.
Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены
семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и
гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его
родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать:
ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не
оторвать от монтирования каких-нибудь устройств... Такой степени
пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности.
Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2 - 3 книги, самые
разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день
меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика
девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но
он ночью, пока мама спит, встает и читает... Нередко родители, с которыми
ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой
увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь
ли все это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная
активность, разнообразие интересов... При этом далеко не всегда взрослым
удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.
В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как
готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит
большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его
возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так
подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не
так-то легко найти общи язык со сверстниками... В дальнейшем это может
обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего
человека.[11]
Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к
ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести
запрет на разговоры о талантливости ребенка но не всегда он достаточен, кто-
нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок,
естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.
Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных
способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем
пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не
минует детского сознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее
независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.
Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то,
чего они не ожидали.
Характерный в этом отношении пример описан в автобиографической
повести писателя В. Шаламова “Четвертая Вологда”. Маленький Варлам еще до
школы умел быстро и внимательно читать (Шаламов писал о себе: “Я читаю с
трех лет и пишу печатными буквами с этого же возраста. В течение всей своей
жизни я никогда не учил уроков - с первого до последнего класса все
запоминалось в школе”). Уже в начальные школьные годы за то время, пока
отец просматривал газету, он успевал прочесть половину какого-нибудь
романа. Строгий отец, хотя и гордился успехами мальчика в учении, но не
верил в его быстрочтение, в его особые способности. И он решил перед всей
семьей изобличить восьмилетнего сына. Он устроил ему публичный допрос,
который должен был показать, что мальчик, читая, запоминает будто бы только
сюжет. Это было несправедливо, и доказать это не удалось. Но у ребенка
осталась память о жестокой, обидной, унижающей достоинство процедуре
проверки.
Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая
ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,
учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить
родительское воспитание.
Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности,
непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех
учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не
интересно.
Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе
после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится
пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные
арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется
преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения
или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков
и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в
теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для
самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но
беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым
классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...
Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными
детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими
познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и
так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику
более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но
потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются
- нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К тому же в ученике
незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог
нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не
замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий
сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание.
Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить не
вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И
он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение.
И при этом все время жаждет новой умственной пищи... Но это через
какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему
самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.
Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти
перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он
все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может
нарваться и на упрек, что он “выскочка”. А когда он видит, что его
активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь
постороннее - не миновать недовольства, а то и раздражения педагога:
почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком
ли он себе возомнил?
Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится
лишним в школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь
бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и
тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в
конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой
ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки вундеркинд, а с
другой - “какой-то ненормальный”...
Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики
нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным
силам; а наша средняя школа, кроме средней программы, ничего им
предложить не может.
Обычная картина: на контрольной работе по математике, пока
большинство ребят едва-едва только к концу урока решают предложенные
задачи, два-три ученика успевают сделать свой вариант, вариант для
соседнего ряда и еще ищут, чем бы заняться... Иногда они получают
новые примеры или начинают делать домашнее задание, но это в лучшем
случае. Часто учитель отказывается давать дополнительные задания, мотивируя
тем, что не намерен проверять лишнее. Бывает и так: ученикам с легкостью
решающим задачи, надоест просто так сидеть в ожидании, они начинают
переговариваться, баловаться... И кончается тем, что от них требуют
дневники, в которых появляется: ”Болтал на уроке!”, ”Плохое поведение
в классе!”[11]
Незаурядный ученик - испытание для учителя, особенно если для
учителя главное - “чтобы был порядок”. А как развитому и
независимому ученику не взбунтоваться против муштры. Отсюда - частые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|