на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Способности и одаренность в младшем школьном возрасте

начального приобщения к языку - нередко характерна лишь на

определенном этапе развития, затем особая речевая активность ребенка

может ослабеть, и другие дети постепенно догоняют его.

Ненадежным предсказателем будущего оказывается и особый

интерес дошкольника и младшего школьника к вычислениям, счету в

уме. Известный математик, академик А. Колмогоров отмечает: “ Ранние

детские способности и склонности к счету часто быстро угасают даже

при их культивировании старшими”.[11] По-видимому, успехи в

такого рода занятиях, позволяющие блистать среди сверстников, также

могут оказаться лишь эпизодом возрастного развития; действительная

одаренность к математике требует других качеств ума, выступающих в

более позднем возрасте. А проявятся ли они у данного ребенка - еще

неизвестно. Некоторые дети, начиная с дошкольного или младшего школьного

возраста, обнаруживают удивительную легкость и изобретательность в

оперировании абстрактными понятиями, схемами, условными обозначениями. Но,

как правило, в дальнейшем, когда потребуется более конкретный,

содержательный аналиэ, такие дети зачастую испытывают затруднения, и тогда

становится заметной односторонность и неполнота их умственных возможностей.

Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная

активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего

ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут

измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного

умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта

неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с

задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного

подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии

ребенка.

Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с

многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо

поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...

Известны слова Л. Толстого о вундеркиндах: “Сколько я их встречал,

и сколько раз обманулся!.. Нет! Я теперь никому и ничему между ними не

верю! Пускай наперед вырастут, и окрепнут, и докажут, что они не пустой

фейерверк!..”

Но, я думаю, это не значит, что ранние проявления одаренности

вообще не надо принимать всерьез. Такой вывод был бы совершенно неверным.

Нельзя упускать из виду, что возрастная одаренность далеко не всегда

проходит бесследно - она определенным образом сказывается на формирующихся

способностях.

У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются - необычность этих

детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам

одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее - простор развитию

индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и

укреплять ранние ростки способностей.

Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню

интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать

трудностей в учебных занятиях - ему, очевидно, уготовано более счастливое,

чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным

расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в

ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены

семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и

гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его

родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать:

ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не

оторвать от монтирования каких-нибудь устройств... Такой степени

пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности.

Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2 - 3 книги, самые

разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день

меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика

девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но

он ночью, пока мама спит, встает и читает... Нередко родители, с которыми

ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой

увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь

ли все это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная

активность, разнообразие интересов... При этом далеко не всегда взрослым

удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как

готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит

большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его

возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так

подогревается детское тщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не

так-то легко найти общи язык со сверстниками... В дальнейшем это может

обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего

человека.[11]

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к

ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести

запрет на разговоры о талантливости ребенка но не всегда он достаточен, кто-

нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок,

естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами.

Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных

способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем

пройдет, то и такое отношение тоже будет “принято к сведению”, оно не

минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее

независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными.

Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то,

чего они не ожидали.

Характерный в этом отношении пример описан в автобиографической

повести писателя В. Шаламова “Четвертая Вологда”. Маленький Варлам еще до

школы умел быстро и внимательно читать (Шаламов писал о себе: “Я читаю с

трех лет и пишу печатными буквами с этого же возраста. В течение всей своей

жизни я никогда не учил уроков - с первого до последнего класса все

запоминалось в школе”). Уже в начальные школьные годы за то время, пока

отец просматривал газету, он успевал прочесть половину какого-нибудь

романа. Строгий отец, хотя и гордился успехами мальчика в учении, но не

верил в его быстрочтение, в его особые способности. И он решил перед всей

семьей изобличить восьмилетнего сына. Он устроил ему публичный допрос,

который должен был показать, что мальчик, читая, запоминает будто бы только

сюжет. Это было несправедливо, и доказать это не удалось. Но у ребенка

осталась память о жестокой, обидной, унижающей достоинство процедуре

проверки.

Таким образом, в вопросе о воспитании одаренных детей большая

ответственность лежит на специалистах: воспитателях детских садов,

учителей, детских психологах. Они должны вовремя подсказать, направить

родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности,

непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех

учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не

интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков

и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но

беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

Большинству учителей просто некогда заниматься одаренными

детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики с поражающими

познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает и

так: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику

более трудные задания, уделять ему специальное внимание. Но

потом такие намерения (а иногда и обещания родителям) забываются

- нет для этого у учителя ни времени, ни сил... К тому же в ученике

незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагог

нередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не

замечая, что такой ребенок нуждается в особом подходе.

Трудности могут начаться с того, что ребенок, опережающий

сверстников, склонен постоянно привлекать к себе внимание.

Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить не

вопрос учителя - для него желанная умственная игра, состязание. И

он торопливее других тянет руку - радостный, предвкушая одобрение.

И при этом все время жаждет новой умственной пищи... Но это через

какое-то время надоедает учителю, и другим ученикам, и ему

самому. Такой ученик постепенно становится всем в классе в тягость.

Часто в начальных классах наиболее развитого ученика почти

перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и так знает. Если он

все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, то может

нарваться и на упрек, что он “выскочка”. А когда он видит, что его

активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь

постороннее - не миновать недовольства, а то и раздражения педагога:

почему отвлекается и не интересуется занятиями? Уж не слишком

ли он себе возомнил?

Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится

лишним в школе, а она ему - ненужной. Он предпочитает болеть, лишь

бы не посещать уроки. В результате уже в первые же школьные годы и

тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются в

конфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой

ребенок их раздражает: с одной стороны все-таки вундеркинд, а с

другой - “какой-то ненормальный”...

Причина такого конфликта в том, что наиболее способные ученики

нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным

силам; а наша средняя школа, кроме средней программы, ничего им

предложить не может.

Обычная картина: на контрольной работе по математике, пока

большинство ребят едва-едва только к концу урока решают предложенные

задачи, два-три ученика успевают сделать свой вариант, вариант для

соседнего ряда и еще ищут, чем бы заняться... Иногда они получают

новые примеры или начинают делать домашнее задание, но это в лучшем

случае. Часто учитель отказывается давать дополнительные задания, мотивируя

тем, что не намерен проверять лишнее. Бывает и так: ученикам с легкостью

решающим задачи, надоест просто так сидеть в ожидании, они начинают

переговариваться, баловаться... И кончается тем, что от них требуют

дневники, в которых появляется: ”Болтал на уроке!”, ”Плохое поведение

в классе!”[11]

Незаурядный ученик - испытание для учителя, особенно если для

учителя главное - “чтобы был порядок”. А как развитому и

независимому ученику не взбунтоваться против муштры. Отсюда - частые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.