на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ИХ РОЛЬ В

ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

МАТЕМАТИКИ

Выполнила:

студентка IV курса ФНК

Янченкова Ирина Витальевна

Научные руководители:

к.п.н., доц. Беловолова С.П.

ст. преп. Сутягина В.И.

учитель русского языка

Каштанкина Л.И.

НОВОСИБИРСК ( 1998

Содержание

стр.

Введение

............................................................................

................................. 2

Глава I. Теоретические основы проблемы формирования

познавательных интересов младших школьников

....................... 4

§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательно интереса

............................... 4

§ 2. Понятие «познавательный интерес»,

его структура

...................................................................

..... 10

§ 3. Уровни и критерии сформированности

познавательного интереса

................................................... 19

§ 4. Общая характеристика воспроизводящей и

творческой деятельности, их соотношение в

учебной деятельности младших школьников

................... 25

Глава II. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках русского языка

через использование творческих заданий

.................................. 30

§ 1. Воспроизводящие и творческие работы

учащихся на отдельных этапах учебного

процесса на уроках русского языка

................................... 30

§ 2. Воспроизводящие и творческие работы

учащихся при закреплении материала по

русскому языку

...................................................................

. 47

§ 3. Воспроизводящая и творческая деятельность

учащихся при обучении умениям и навыкам

................... 59

Глава III. Пути формирования познавательного интереса

младших школьников на уроках математики

через использование творческих заданий при

работе с понятиями

........................................................................ 70

§ 1. Общая характеристика «понятия»

...................................... 70

§ 2. Анализ различных методик формирования

понятий у младших школьников

.......................(.(...(. 80

§ 3. Методика формирования познавательных

интересов младших школьников через

использование творческих заданий при

работе над понятиями «Объёмные тела»

........................... 85

§ 4. Составление геометрических словариков

как один из видов творческих заданий при

формировании геометрических понятий у

младших школьников

........................................................ 101

Заключение

............................................................................

........................ 105

Библиография

............................................................................

.................... 106

Введение

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической

наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

осуществление её практикой обучения.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не

нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия

педагогов.

Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая

потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а

результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,

очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство

педагогического воздействия, в частности, в средство формирования

познавательных интересов младших школьников, в средство формирования

потребности учиться, получать знания.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного

исследования «Творческие задания и их роль в формировании познавательных

интересов младших школьников на уроках русского языка и математики».

Объект исследования: познавательный интерес.

Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании

познавательных интересов младших школьников.

Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих

познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках

русского языка и математики.

Задачи исследования:

Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных

интересов младших школьников на уроках русского языка и математики.

Определить критерии сформированности познавательных интересов.

В дипломном исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность

формирования познавательных интересов

младших школьников на уроках русского языка и математики достигается через

использование творческих заданий:

а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении

умениям и навыкам;

б) направленных на формирование понятий.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами

применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической

и методической литературы; организация целенаправленной опытно-

экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование,

изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал

определённые цели.

I этап (май 1995 г. – декабрь 1995 г.) — изучение и анализ литературы

по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и

анализ педагогического опыта по проблеме исследования.

II этап (декабрь 1995 г. – декабрь 1996 г.) — проведение опытно-

экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий,

проверочный варианты эксперимента.

III этап (декабрь 1996 г. – май 1997 г.) — анализ результатов

исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное

оформление результатов исследования, формулировка практических

рекомендаций.

Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её

результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и

студентов.

Глава I. Теоретические основы проблемы

формирования познавательных

интересов младших школьников

§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы

формирования познавательного интереса

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в

практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований

жизни. Социально-экономи-ческие изменения в России начиная со второй

половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития

просвещения.

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,

пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,

однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие

для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,

И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.

Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них

«новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу

ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить

детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя

перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных

документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.

Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.

Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов

занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса

к учению с нравственностью.

Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во

взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в

учении. Условием развития

любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей,

которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению»,

выражающему интерес, внимание к изучаемому.

Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.

В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных

Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с

уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.

В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё

же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой

дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.

Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.

Впервые любопытство от любознательности отграничил

В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при

надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к

познанию, развивающую умственную самостоятельность.

В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность

детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,

книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут

заинтересовать детей, так как природа близка им.

Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна

связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла

найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной

России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.

Со второй четверти XIX в., когда усилилась реакция, тем более не было

условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление

любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных

способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести

низшие сословия к недовольству существующим строем.

К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в

тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 –

1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы

носили, в основном, формальный и декларативный характер.

И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в

решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему

интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой

проблеме всё ещё не было.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.