Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ИХ РОЛЬ В
ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И
МАТЕМАТИКИ
Выполнила:
студентка IV курса ФНК
Янченкова Ирина Витальевна
Научные руководители:
к.п.н., доц. Беловолова С.П.
ст. преп. Сутягина В.И.
учитель русского языка
Каштанкина Л.И.
НОВОСИБИРСК ( 1998
Содержание
стр.
Введение
............................................................................
................................. 2
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования
познавательных интересов младших школьников
....................... 4
§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы
формирования познавательно интереса
............................... 4
§ 2. Понятие «познавательный интерес»,
его структура
...................................................................
..... 10
§ 3. Уровни и критерии сформированности
познавательного интереса
................................................... 19
§ 4. Общая характеристика воспроизводящей и
творческой деятельности, их соотношение в
учебной деятельности младших школьников
................... 25
Глава II. Пути формирования познавательного интереса
младших школьников на уроках русского языка
через использование творческих заданий
.................................. 30
§ 1. Воспроизводящие и творческие работы
учащихся на отдельных этапах учебного
процесса на уроках русского языка
................................... 30
§ 2. Воспроизводящие и творческие работы
учащихся при закреплении материала по
русскому языку
...................................................................
. 47
§ 3. Воспроизводящая и творческая деятельность
учащихся при обучении умениям и навыкам
................... 59
Глава III. Пути формирования познавательного интереса
младших школьников на уроках математики
через использование творческих заданий при
работе с понятиями
........................................................................ 70
§ 1. Общая характеристика «понятия»
...................................... 70
§ 2. Анализ различных методик формирования
понятий у младших школьников
.......................(.(...(. 80
§ 3. Методика формирования познавательных
интересов младших школьников через
использование творческих заданий при
работе над понятиями «Объёмные тела»
........................... 85
§ 4. Составление геометрических словариков
как один из видов творческих заданий при
формировании геометрических понятий у
младших школьников
........................................................ 101
Заключение
............................................................................
........................ 105
Библиография
............................................................................
.................... 106
Введение
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической
наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и
осуществление её практикой обучения.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не
нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия
педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая
потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а
результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного,
очевидного), — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство
педагогического воздействия, в частности, в средство формирования
познавательных интересов младших школьников, в средство формирования
потребности учиться, получать знания.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема дипломного
исследования «Творческие задания и их роль в формировании познавательных
интересов младших школьников на уроках русского языка и математики».
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: роль творческих заданий в формировании
познавательных интересов младших школьников.
Цель исследования: разработать систему творческих заданий, формирующих
познавательный интерес учащихся младшего школьного возраста на уроках
русского языка и математики.
Задачи исследования:
Проследить роль творческих заданий при формировании познавательных
интересов младших школьников на уроках русского языка и математики.
Определить критерии сформированности познавательных интересов.
В дипломном исследовании мы исходим из гипотезы, что эффективность
формирования познавательных интересов
младших школьников на уроках русского языка и математики достигается через
использование творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении
умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами
применялись следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической
и методической литературы; организация целенаправленной опытно-
экспериментальной работы, включающая в себя наблюдение, анкетирование,
изучение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся.
Исследование прошло в три этапа, каждый из которых преследовал
определённые цели.
I этап (май 1995 г. – декабрь 1995 г.) — изучение и анализ литературы
по проблеме, разработка концепции и методики исследования, обобщение и
анализ педагогического опыта по проблеме исследования.
II этап (декабрь 1995 г. – декабрь 1996 г.) — проведение опытно-
экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий,
проверочный варианты эксперимента.
III этап (декабрь 1996 г. – май 1997 г.) — анализ результатов
исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, литературное
оформление результатов исследования, формулировка практических
рекомендаций.
Практическая значимость дипломной работы обусловлена тем, что её
результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей и
студентов.
Глава I. Теоретические основы проблемы
формирования познавательных
интересов младших школьников
§ 1. Историко-педагогический аспект проблемы
формирования познавательного интереса
Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в
практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований
жизни. Социально-экономи-ческие изменения в России начиная со второй
половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития
просвещения.
К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний,
пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом,
однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие
для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики,
—
И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович.
Идеи И.И. Бецкого создать сословные учебные заведения и вырастить в них
«новую породу людей» выражали новое отношение к природе человека. Природу
ребёнка нельзя разбудить, пока учение будет горестным, нужно приохотить
детей к занятиям, вызвать у них любовь к учению. Практически руководя
перестройкой образования в России, Бецкой доказывал это в уставных
документах и в своих работах. Однако реализовать идею не удалось.
Дальнейший поиск системы образования и обучения осуществлялся Ф.И.
Янковичем. Янкович выступал за использование в обучении элементов
занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса
к учению с нравственностью.
Линия связи интереса с нравственным воспитанием прослеживается и во
взглядах Н.И. Новикова. Он отождествлял любопытство с потребностью в
учении. Условием развития
любопытства Н.И. Новиков считал знание воспитателя сил и способностей,
которые дают наблюдения за занятиями ребёнка «по натуральному побуждению»,
выражающему интерес, внимание к изучаемому.
Реализовать первые подступы к проблеме интереса в обучении было трудно.
В училищах, организованных Н.И. Новиковым и в народных училищах, основанных
Ф.И. Янковичем, преобладали зубрёжка, побои, и дети стремились убегать с
уроков, пропускали занятия по несколько месяцев.
В первой половине XIX в. общественно-экономическое развитие России всё
же привело к созданию в стране системы образования, требовавшей новой
дидактической теории, которой в России в начале века ещё не было.
Появляются отдельные, правда переводные, работы по педагогике.
Впервые любопытство от любознательности отграничил
В.Ф. Одоевский. Он считал, что свойственное детям любопытство при
надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к
познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В.Г. Белинский и А.И. Герцен были убеждены в том, что любознательность
детей следует в первую очередь развивать при помощи естественных наук,
книг, знакомящих с землёй, природой, которые сильнее всего могут
заинтересовать детей, так как природа близка им.
Для педагогических воззрений В.Г. Белинского и А.И. Герцена характерна
связь интереса к познанию с интересом социальным. Но эта идея не могла
найти своего воплощения, поскольку В.Г. Белинский писал в подцензурной
России, а работы А.И. Герцена вообще были запрещены.
Со второй четверти XIX в., когда усилилась реакция, тем более не было
условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление
любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных
способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести
низшие сословия к недовольству существующим строем.
К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в
тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 –
1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы
носили, в основном, формальный и декларативный характер.
И тем не менее передовая педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в
решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему
интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой
проблеме всё ещё не было.
Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|