на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

мораль.

Творческие работы выполнялись детьми и дома. Ученики оформляли свои

сочинения, рисовали.

Эксперимент проводился в 3 «А» классе школы № 50 г. Новосибирска.

Контрольный класс — 3 «Б».

Результаты анкетирования показали, что после проведения эксперимента,

связанного с использованием творческих заданий на уроках русского языка

(риторики и русского языка) и математики (геометрии), у учащихся

экспериментального класса повысился интерес к этим предметам. Интерес к

этим предметам у учащихся контрольного класса остался примерно на том же

уровне (см. таблицу).

Уровень развития познавательного интереса учащихся 3 «А» и 3 «Б»

классов не изменился. Учащиеся этих классов находятся на одном уровне

развития познавательного интереса.

3 «А»

|Числ|Направленность интересов |

|о | |

|опро| |

|шенн| |

|ых | |

|уч-с| |

|я | |

| |Русск|Рит|мате|гео|лит|при|ист|му|тан|физ|ИЗО|тру|теа|ОБЖ|анг|

| |. |ори|-мат|-ме|ера|-ро|ори|зы|-цы|-ра| |д |тр | |л. |

| |язык |ка |ика |т-р|тур|дов|я |-к| | | | | | |язы|

| | | | |ия |а |ед.| |а | | | | | | |к |

|12 |6 |3 |9 |3 |2 |3 |5 |3 |5 |4 |8 |7 |4 |4 |2 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |50 |25 |69 |25 |17 |25 |42 |25|42 |33 |66 |59 |33 |33 |17 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

|12 |7 |6 |9 |7 |5 |5 |5 |5 |5 |8 |9 |7 |4 |3 |1 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |59 |50 |69 |59 |42 |42 |42 |42|42 |66 |69 |59 |33 |25 |8 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

3 «Б»

|Числ|Направленность интересов |

|о | |

|опро| |

|шенн| |

|ых | |

|уч-с| |

|я | |

| |Русск|Рит|мате|гео|лит|при|ист|му|тан|физ|ИЗО|тру|теа|ОБЖ|анг|

| |. |ори|-мат|-ме|ера|-ро|ори|зы|-цы|-ра| |д |тр | |л. |

| |язык |ка |ика |т-р|тур|дов|я |-к| | | | | | |язы|

| | | | |ия |а |ед.| |а | | | | | | |к |

|12 |7 |8 |11 |6 |9 |7 |— |5 |6 |7 |7 |8 |— |5 |9 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |59 |66 |92 |50 |69 |59 |— |42|50 |59 |59 |66 |— |42 |69 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

|12 |8 |7 |12 |7 |9 |10 |— |3 |5 |7 |7 |8 |— |3 |9 |

|чел | | | | | | | | | | | | | | | |

|100 |66 |59 |100 |59 |69 |86 |— |25|42 |59 |59 |66 |— |25 |69 |

|% | | | | | | | | | | | | | | | |

Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что использование

творческих заданий играет важную роль в формировании познавательных

интересов младших школьников. Нами разработана система творческих заданий,

применимых на этапах закрепления материала по русскому языку и обучения

умениям и навыкам.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

§ 2. Воспроизводящие и творческие работы учащихся

при закреплении материала по русскому языку

Закрепление на уроках русского языка имеет свою специфику и решает

такие задачи: как уточнение и упрочение теоретических сведений, выработка

необходимых навыков правописания, развитие и совершенствование устной и

письменной речи учащихся, развитие их мыслительных способностей.

Воспроизводящий и творческий процессы познавательной деятельности

учащихся в конкретной практике закрепления находят выражение в выполнении

ими работ соответствующего характера.

Условно работы учащихся можно разделить на воспроизводящие,

воспроизводяще-творческие и творческие.

Работы учащихся воспроизводящего характера на этапе закрепления

материала по русскому языку имеют целью дальнейшее осмысление и углубление

полученных теоретических сведений, усвоение важнейших грамматических

понятий, правил правописания, упражнение учащихся в практическом применении

новых знаний к конкретным случаям.

Специфика этих работ в том, что они предполагают в зависимости от

материала дословное, близкое к тексту или более свободное воспроизведение

теоретического материала, выполнение практических действий на опознание

нового объекта, на применении новых сведений в подобных ситуациях, на

отыскание сходных или различных признаков у тех или иных грамматических

объектов часто с соблюдением заданной логики и последовательности

рассуждений и т.п. Цель этих работ — накопление знаний и опыта применения

их в типичных, сначала менее сложных ситуациях, подготовка к выполнению

заданий более сложного и самостоятельного характера.

Остановимся на некоторых видах работ учащихся, нашедших достаточно

широкое применение в практике закрепления материала по русскому языку,

которые можно отнести к работам воспроизводящего (репродуктивного)

характера.

1. Прежде всего словесное воспроизведение определений грамматических

понятий и формулировок орфографических или пунктуационных правил. Само

собой разумеется, что усвоение учащимися основных понятий и правил должно

быть сознательным, основанным на понимании существа грамматического закона

и конкретных условий его действия. Но в целях более глубокого овладения

основами грамматических знаний и выработки прочных умений, навыков от

учащихся требуется точное запоминание формулировок определений, понятий и

правил и дословное или близкое к тексту их воспроизведение.

2. Широко используются в практике закрепления ответы учащихся на

отдельные вопросы по той или иной части информации, которая может

воспроизводиться более или менее свободно, своими словами. Например: «Что

такое приставка?», «Для чего нужна приставка?», «Как пишется слово с

предлогом и с приставкой?»

3. В конце урока с целью закрепления, подведения итогов проведенной

работы и одновременно с целью развития речи учащихся нередко используется

такой вид работы, как последовательное изложение всего содержания нового

материала, изученного на уроке. Например, при изучении темы «Склонение имен

существительных» детям предлагаются вопросы: «Что такое склонение?», «Какая

часть слова изменяется при склонении имен существительных?», «Почему

окончание изменяется?», «Все ли существительные склоняются?».

4. Эффективным видом работы является составление учащимися простого

плана по содержанию изученного на уроке материала. Такой план основан на

элементарной группировке материала и выделении его основных компонентов.

Так, например, при закреплении материала по теме «Имя существительное»

учащимися может быть составлен следующий план:

I. Имя существительное как часть речи.

II. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

III. Собственные и нарицательные имена существительные.

IV. Род имен существительных.

V. Изменение по числам.

VI. Изменение по падежам.

Из воспроизводящих работ практического характера, применяемых при

закреплении материала, назовем следующие.

5. Приведение примеров на только что изученное грамматическое понятие

или правило. Первые примеры учащиеся обычно берут из текста учебника или

сообщения учителя, а затем по аналогии, образцу дают свои (сначала

простейшие) примеры.

6. Практические работы на нахождение, узнавание грамматического объекта

в той или иной конкретной ситуации. Они основаны на операции установления

сходства или различия. В таких работах от учащихся требуется что-либо

найти, назвать, указать, выделить, подчеркнуть (слово, часть слова, часть

речи, член предложения, словосочетание, предложение). Примером такой работы

является выполнение упражнения при закреплении материала по теме "Приставки

и предлоги". Задание: Выпишите сначала слова с предлогами, затем с

приставками. Выделите у глаголов корни и приставки. Подчеркните в

приставках буквы а и о .

7. Заполнение или составление простейших таблиц с предложенными

учителем рубриками по материалу конкретного урока с использованием

содержания отдельных уже изученных вопросов. Пример такого задания для

урока закрепления материала по теме "Глагол". Проделать такое упражнение:

написать в тетрадях предложение "Я читаю книгу", потом устно изменить

глагол по временам и числам; записать все полученные предложения в виде

таблицы:

|Времена |Числа |

| |единственное |множественное |

|настоящее |Я читаю книгу | |

|прошедшее | | |

|будущее | | |

8. Объяснение написания слов или расстановки знаков препинания в тексте

на изучаемые в данный момент правила. Цель этого вида работ – выработка

умения анализировать языковые явления, мотивировать то или иное написание

или расстановку знаков препинания и одновременно развитие речи учащихся.

Они широко используются при закреплении знаний, умений и навыков по той или

иной теме. Например, при закреплении знаний по теме «Безударные гласные в

корне слова» дается упражнение. Задание: спишите, вставляя пропущенные

буквы. Объясните правописание безударных гласных в корне слова.

9. Работы с заданием вставить пропущенные буквы, слова или расставить

знаки препинания в предлагаемом тексте на изучаемые в данный момент правила

или правило. Такие работы носят ярко выраженный воспроизводящий характер.

Они требуют установления сходства, подобия с теми случаями, с теми

условиями написания слов или расстановки знаков препинания, с которыми

учащиеся только что познакомились.

10. Различные виды тренировочных диктантов (кроме свободного и

творческого), цель которых — отработка у учащихся умения свободно применять

то или иное изученное правило.

Переходными от воспроизводящих работ к творческим являются такие работы

учащихся, которые условно можно назвать воспроизводяще-творческими. Данный

термин определенным образом подчеркивает промежуточный характер работ

данной группы. Вместе с этим следует отметить, что основным видом

деятельности учащихся при их выполнении является деятельность

воспроизводящего характера с некоторыми элементами самостоятельного,

творческого подхода. Фактически в основе этих работ лежит воспроизведение,

которое называют продуктивным, преобразующим воспроизведением, с элементами

творческого начала.

При закреплении материала по русскому языку творческие элементы в таких

работах могут проявляться как в теоретическом анализе языкового материала,

сравнении и сопоставлении одних грамматических явлений с другими,

компоновке материала и т.д., так и в непосредственных практических

действиях по преобразованию объекта – замена одних форм и конструкций

другими, творческом дополнении предложенных конструкций и т.п.

По соотношению элементов воспроизводящего и творческого характера в

деятельности учащихся при выполнении воспроизводяще-творческих работ

правомерно выделить в них такие три подгруппы: I. работы на преобразование

объекта, II. на многозначное практическое применение, III. комбинированные

работы.

I. Работы на преобразование в практике обучения русскому языку находят

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.