рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал
интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее
побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность,
связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту
ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать
перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание
— в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять
занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от
серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы
наставления К.Д. Ушинского.
Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.
Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному
развитию детей.
Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-
педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему
миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих
педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес
ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его
способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого
является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления
интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,
которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.
Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем
оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.
Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,
опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и
любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов
высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали
интерес детей к учению.
В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий,
которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.
Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов не мыслили развития интереса к
учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их
единство способствует формированию активного отношения к действительности.
Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа
с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-
методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания
предметов, затрагивали проблему интереса.
Методическая мысль была единодушна в том, что вызывать интерес к учению
особенно важно на первоначальном его этапе.
Н.А. Корф, видный деятель начальной школы этого периода,
идентифицировал интерес с чувством удовольствия и обращал внимание на
методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от
ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с
тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь
волю и внимание.
Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было
много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,
консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное
положение народного учителя.
В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении
А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался
через призму интереса.
Проблемой интереса занимался известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г.
вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический
очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. Каптерев
попытался классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические,
социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и
она практически не нашла своего применения.
После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-
воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных
строить коммунистическое общество.
С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.
Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в
обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.
С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в
обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он
считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального
опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к
окружающей среде.
И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на
стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который
необходимо укреплять и продолжать.
А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и
развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного
вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,
наталкивающих на вопросы, и т.д.
Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны
интересом, что содержание образовательной работы определяется детским
интересом.
В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство
содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного
процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами
детского коллектива и интересами отдельной личности.
Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на
классно-урочную систему обучения.
Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток.
Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника:
неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес,
который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ
педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-
педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток,
накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей
(преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство
сказок, задачи на сравнение и т.д.).
Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте
разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим
учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся,
обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.
§ 2. Понятие «познавательный интерес», его структура
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет
множество трактовок в своих психологических определениях, он
рассматривается как:
избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);
активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г.
Морозова);
специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его
жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес.
Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать
окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в
действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в
стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные
стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включённым в
познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием
многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной
области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с
соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и
отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание,
мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых
способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические
процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к
постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности
(изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и
значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов,
привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность
обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой
деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их
них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы,
нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного
производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании
технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности
содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы,
способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек,
одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием,
более эффективно.
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое
складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в
социальных условиях его существования и никоим образом не является
имманентно присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно
переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор
деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и
жизнедеятельности в целом.
Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда
учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему
познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и
педагогически подготовленные кадры.
Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как
общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как
отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные,
регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром,
выраженные в отношениях.
В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется
диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес
формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не
отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная
сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих
психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые
состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в
познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание
неудач и волевые устремления к их преодолению).
Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями.
Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство,
любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти
стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются
общепризнанными.
Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая
обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами,
привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная
ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой
значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой,
связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной
ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию.
И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного
интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется
стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|