на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее

побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность,

связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту

ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать

перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание

— в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять

занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от

серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас, — таковы

наставления К.Д. Ушинского.

Глубокая психологическая основа всей педагогической теории К.Д.

Ушинского и проблемы интереса усилили внимание к природосообразному

развитию детей.

Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-

педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему

миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих

педагогических взглядах Л.Н. Толстой. Он справедливо считал, что интерес

ребёнка может раскрыться лишь в условиях, не стесняющих проявление его

способностей и наклонностей. Интерес в педагогических взглядах Толстого

является центром всей педагогической работы. Важнейшее условие проявления

интереса — это создание на уроке такой естественной, свободной атмосферы,

которая вызывает подъём душевных сил ребёнка.

Л.Н. Толстой всецело полагался на интересы детей, за учителем

оставалось право лишь фиксировать увлечения детей, связанные с их природой.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание,

опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его интересы и

любознательность, укрепляет его ум и волю. С этих позиций Н.А. Добролюбов

высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали

интерес детей к учению.

В то же время Н.А. Добролюбов выступал против занимательных фантазий,

которые уводят детей от жизни, против того, чтобы забавлять детей.

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов не мыслили развития интереса к

учению в отрыве от интересов к явлениям жизни, они органично слиты, их

единство способствует формированию активного отношения к действительности.

Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа

с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-

методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания

предметов, затрагивали проблему интереса.

Методическая мысль была единодушна в том, что вызывать интерес к учению

особенно важно на первоначальном его этапе.

Н.А. Корф, видный деятель начальной школы этого периода,

идентифицировал интерес с чувством удовольствия и обращал внимание на

методические приёмы, которые доставляют детям это чувство удовольствия от

ощущения продвижения и собственной силы (новизна, сходство изучаемого с

тем, что уже знакомо, и т.п.). Приятные ощущения вызывают в свою очередь

волю и внимание.

Но прогрессивные идеи трудно было применить на практике. Причин было

много: неудовлетворительная подготовка учителей, особенно начальной школы,

консерватизм учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное

положение народного учителя.

В начале XX в. отдельным изданием вышла работа по интересу в обучении

А.И. Анастасиева. В этом исследовании весь процесс обучения раскрывался

через призму интереса.

Проблемой интереса занимался известный педагог П.Ф. Каптерев. В 1915 г.

вышла его книга «Дидактические очерки», где имелась глава «Исторический

очерк учения о детских интересах, его теория и практика». П.Ф. Каптерев

попытался классифицировать интересы (физические, умственные, эстетические,

социальные, волевые). Однако у этой классификации не было единой основы и

она практически не нашла своего применения.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-

воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных

строить коммунистическое общество.

С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в

обучении нашли в опыте педагогов А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

С.Т. Шацкий уделял самое серьёзное внимание проблеме интереса в

обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал противоречий: с одной стороны, как он

считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального

опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка к

окружающей среде.

И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться на

стремление детей учиться. Это он называл жизненным импульсом, который

необходимо укреплять и продолжать.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания и

развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного

вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций,

наталкивающих на вопросы, и т.д.

Макаренко считал, что жизнь и труд ребёнка должны быть пронизаны

интересом, что содержание образовательной работы определяется детским

интересом.

В диалектике воспитательного процесса А.С. Макаренко показал единство

содержания, средств и методов воспитания, раскрыл логику воспитательного

процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами

детского коллектива и интересами отдельной личности.

Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом на

классно-урочную систему обучения.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток.

Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника:

неосторожный поворот метода, однообразие приёма может расшатать интерес,

который ещё очень хрупок. Лабораторией экспериментальной диалектики НИИ

педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого-

педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток,

накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей

(преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство

сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте

разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим

учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся,

обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

§ 2. Понятие «познавательный интерес», его структура

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет

множество трактовок в своих психологических определениях, он

рассматривается как:

избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г.

Морозова);

специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его

жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать

окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в

действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в

стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные

стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в

познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием

многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной

области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с

соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и

отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание,

мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых

способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические

процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к

постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности

(изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и

значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов,

привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность

обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой

деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их

них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы,

нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного

производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании

технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности

содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы,

способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек,

одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием,

более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое

складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в

социальных условиях его существования и никоим образом не является

имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно

переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор

деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и

жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда

учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему

познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и

педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как

общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как

отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные,

регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром,

выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется

диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес

формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не

отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная

сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих

психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые

состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в

познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание

неудач и волевые устремления к их преодолению).

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями.

Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство,

любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти

стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются

общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая

обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами,

привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная

ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой

значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой,

связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной

ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию.

И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного

интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется

стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.