на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

Такое расхождение в определении отдельных видов творческих работ

учащихся вполне естественно, так как не которые из них, действительно,

являются переходными от воспроизводящих к творческим и готовят учащихся к

работам собственно творческого характера. Но вместе с этим, думается,

неправомерно сводить творческие работы, применяемые в практике изучения

русского языка в школе, только к сочинениям.

Мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые считают главным

признаком творческих работ учащихся высшую степень их самостоятельности,

которая применительно к русскому языку проявляется в выборе языковых

средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном

определении последовательности изложения того или иного материала, в умении

логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и

обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё

отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку

какой-либо работы, если это требуется по заданию и т.п.

Творческие упражнения организуются и проводятся по-разному, поскольку

различен характер усваиваемых школьниками занятий, умений и навыков

творческой, практической деятельности. Однако все видам творческих

упражнений присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки

и проведения.

Во-первых, процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит

сознательный характер. Необходимым условием успешного решения поставленных

в них творческих, практических задач является осознание школьниками цели,

всестороннее понимание возникшей проблемы, содержание, структуры и

результатов выполнения предстоящей деятельности.

Во-вторых, в процессе подготовки учащихся к выполнению творческих

упражнений проводится тщательный анализ задания, наличие данных, намечаются

направления, рациональные способы самостоятельного осуществления

практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний,

умений, навыков, необходимых для выполнения работ творческого характера.

В-третьих, предстоящей творческой деятельности придаётся строгая

логичность, составляется план последовательности выполнения задания.

В-четвёртых, проводится непосредственная реализация намеченного плана.

В-пятых, полученный результат сопоставляется с заданием, проверяется

правильность решения творческой задачи.

Таким образом, проблеме воспроизводящей и творческой деятельности

учащихся находится в стадии разработки новых направлений и методик.

Требуется большая работа по апробации предлагаемых систем развития

творчества. Необходимо также уточнение основных критериев и оценки

творчества, роли учителя в развитии творчества учащихся.

Учебный процесс в школе принято расчленять на следующие этапы:

ознакомление с новым учебным материалом, закрепление изучаемого материала,

повторение пройденного и применение приобретённых знаний в общественной

практике и в дальнейшей познавательной деятельности. На всех этих этапах

учебного процесса протекает разнообразная воспроизводящая и творческая

познавательная деятельность учащихся.

Было бы ошибочным резко отграничивать эти этапы один от другого. Они

протекают в органическом единстве между собою. Более того, они не редко

протекают слитно. Так, например, ознакомление учащихся с новым учебным

материалом одновременно включает в себя и закрепление. Нередко и на самом

уроке учитель, объясняя новый материал, одновременно проводит и его

закрепление.

Рассмотрим указанные этапы познавательной деятельности подробнее.

Ознакомление с новым материалом осуществляется по-разному. Остановимся

лишь на важнейших его видах: на изложение учебного материала педагогом и

самостоятельном изучении новых вопросов учащимися по книге. Новый учебный

материал включает в себя вопросы, требующие текстуального запоминания,

смыслового понимания, пересказывания, критической оценки, а иногда и

простейшего исследования. Из этого следует, что в одних случаях учащиеся

могут ограничиваться воспроизведением изученного, а в других они творчески

осмысливают материал и самостоятельно его перерабатывают, в третьих

анализируют и обобщают, раскрывают новую сторону вопросов и явлений.

Сообщение учителем научных знаний может быть информационно-

объяснительным и информационно-проблемным. В первом случае преподаватель

старается добиться, чтобы учащиеся слушали, понимали и умели воспроизводить

сообщаемые сведения. Во втором случае наряду с осуществлением названной

функции особое значение приобретает творческое освоение учащимися

получаемых знаний, возникновение у них желания вместе с учителем вдуматься

в логику развития и протекания изучаемых явлений, стремление ставить

вопросы и каким-то образом решать их. Так, например, происходило знакомство

со склонением имён существительных (III класс). Учитель предлагает детям

просклонять в тетрадях существительные: «сосна», «земля», «Юра», «стол»,

«конь», «окно», «степь». Учитель склоняет на доске. Выделяются окончания.

— Ребята, какие слова склоняются одинаково (сходно)? Как эти 7 имён

существительных можно разделить на три группы? Какие существительные

отнесли к первой группе (I скл.)? Ко второй группе (II скл.)? К третьей

группе (III скл.)? Обратите внимание на окончание и род имён

существительных.

С помощью учителя делается вывод, какие существительные относятся к I-

ому склонению, ко II-ому склонению, к III-ему склонению.

Существенное значение имеет воспроизводящая и творческая деятельность

учащихся при закреплении и повторении изученного материала. То, что

закрепление знаний, умений и навыков по преимуществу носит воспроизводящий

характер, не подлежит сомнению. Вместе с тем надо иметь в виду, что в ходе

закрепления и повторения учебного материала учащиеся не только

воспроизводят то, что им известно, но и раскрывают новые стороны изучаемых

явлений и процессов, уточняют связи и отношения между ними, в ряде случаев

расширяют и углубляют свои знания. При обобщающем повторении особенно ярко

обнаруживается единство воспроизводящей и творческой деятельности. Наряду с

дословным или близким к тексту воспроизведением требуется воспроизведение,

основанное на сознательной логической обработке материала, на сравнении и

сопоставлении различных грамматических явлений, на их объединении или

разграничении по признакам общности или отличия. С целью закрепления и

дальнейшего совершенствования умения и навыков наряду с работами по образцу

необходимо использовать практические упражнения, основанные уже не только

на операциях узнавания и установления подобия, но и различных

преобразованиях грамматических объектов, на сравнении и сопоставлении не

только изучаемых в данный момент понятий и правил, но и ранее изученных, на

применение изучаемых грамматических законов самых различных языковых

ситуациях. В этих случаях воспроизведение включает определённые элементы

творчества.

Так, на уроке обобщающего повторения по теме «Падежи имён

существительных учащиеся вспоминают все падежи, падежные вопросы и

предлоги. Предлагаются вопросы:

В форме каких падежей неодушевлённое имя существительное отвечает на

один вопрос?

С какими предлогами имя существительное может употребляться в формах

разных падежей?

С каким предлогом имя существительное может употребляться в форме

одного падежа?

Упражнение: прилагательное в словосочетании заменить существительным в

форме родительного падежа с предлогом, сохранив при этом смысл.

Сказочный герой — герой из сказки, земляничное варенье — варенье из

земляники, южный ветер — ветер с юга и т.д.

Нечто подобное мы можем наблюдать и при формировании умений и навыков,

когда наряду с совершенствованием умений и навыков по сложившимся образцам

и предложенным алгоритмам учащиеся овладевают новыми умениями и навыками и

переносом ранее сложившихся умений в новые условия.

На всех этапах познавательной деятельности школьников важное место

занимает работа с книгой. В последние годы объём понятия «книга в учебном

процессе» заметно расширился. Помимо учебников, сборников упражнений, школа

получила в своё распоряжение хрестоматии по большинству учебных дисциплин,

различный дидактический материал, тетради с печатной основой, отдельные

программированные пособия, произведения художественной литературы,

теснейшим образом связанной с учебными задачами, разнообразная

дополнительная литература, словари и справочники, различные виды

периодических изданий.

Однако из всех перечисленных видов учебных пособий не только важнейшее,

но и определяющее значение для структуры познавательной деятельности

ученика имеет учебник как основное пособие.

Определяющее положение учебника в системе учебных пособий объясняется

прежде всего теми учебно-познавательными функциями, которые исторически

связываются с понятием «учебник». Назначение последнего, во-первых, быть

источником систематизированных знаний, во-вторых, обеспечивать доступность

восприятия систематизированных знаний и условия закрепления их в памяти

учащихся, в-третьих, нести дополнительную информацию и знакомить с путями

её приобретения,

в-четвёртых, осуществлять методическое руководство процессом усвоения,

закрепления, практического применения знаний.

Познавательная деятельность учащихся при работе с книгой может быть и

воспроизводящей, и творческой. Например, составление простого плана, устное

или письменное изложение прочитанного является воспроизводящей

деятельностью, составление сложного плана, написание сочинения, составление

и решение оригинальных задач — творческой.

Так, в процессе школьного обучения значительное место занимают

различные методы обработки и усвоение материала учебника. Среди них

важнейшее место занимают пересказ и выучивание наизусть. Учитывая

возрастание сложности познавательной деятельности, на первое место как

наиболее лёгкое для учащихся следует поставить выучивание наизусть, затем —

пересказ — как действие воспроизводяще-творческого характера, которому

присущи меньшая освоенность текста, необходимость самостоятельного подбора

лексики. На третье место следует поставить подготовку рассказа на заданную

тему, по аналогии с прочитанным, как значительно более творческий метод

освоения материала.

Среди видов работ, связанных с творческим использованием материалов

учебника, можно выделить такие группы:

Виды работ частично творческого характера: составить предложение по опорным

словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения,

восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ,

составить элементарное описание, провести элементарный анализ композиции

текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

Например, выполнение такого упражнения носит частично творческий

характер. Задание: Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова

синонимами.

В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает.

Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются

на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то

особая, бодрящая свежесть.

Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно,

праздник, чувствуется.

Также частично творческий характер носит работа по завершению

предложений по догадке:

Ребята были в лесу. Вдруг слы( : во( ёлочки кто-то шур( . Там ё( !

Напала Жучка на ( ( . Да не тут ( ! Наколола она нас и ( .

Также частично творческий характер носит работа по исправлению

предложений:

Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на

самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня

пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае.

2) Виды работ с творческой основой: составь устный рассказ на тему, из

данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по

впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала,

развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.