на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка и математики

широкое применение. Творческое начало проявляется здесь в действиях

учащихся преобразующего, реконструктивного характера. Это относится как к

заданиям, связанным с изучением теоретического материала, так и к заданиям

практического плана, направленным на выработку умений и навыков. Задания

второго вида при закреплении материала по русскому языку, как и по

некоторым другим предметам, являются преобладающими.

Из работ на преобразование, использующихся при закреплении

теоретической части той или иной темы, можно назвать такие, как ответы

учащихся на отдельные вопросы, требующие аргументации, доказательства,

раскрытия смысловых связей; составление развернутого плана по содержанию

той или иной изучаемой на уроке темы; последовательное самостоятельное

изложение изученного на уроке материала с выделением основных теоретических

положений и правил; сопоставительные характеристики грамматических явлений

и категорий. Например, такое задание: объяснить, нужна ли запятая перед

союзом «и» и почему.

Вспыхнул костер, и яркое пламя осветило лица людей. «Это предложение

сложное, т.к. есть две грамматические основы. Простые предложения в составе

сложного всегда разделяются запятой, следовательно, в этом предложении

перед союзом «и» ставится запятая».

К работам на практическое преобразование целесообразно отнести

следующие.

1. Различного рода реконструирование предложений: с перестановкой

частей предложения; с вводом нужных слов или словосочетаний. выбираемых из

предложенного материала или самостоятельно; составление предложений какого

– либо типа по данному началу и т.д. Например, такое упражнение. Задание:

Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу

прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный.

1. ... сумка оттягивала мне плечо. 2. На небе появилась ... туча. 3.

По реке скользила ... лодочка. 4. Летом нужна ... одежда. 5. Стояло ...

лето. 6. Между товарищами разгорелся ... спор. 7. С моря дул ... ветер. 8.

В роднике даже в жару была ... вода.

2. Работы учащихся по составлению таблиц (дополнение таблицы своими

примерами или пояснениями, самостоятельное составление таблицы по небольшой

части материала). Например, при закреплении материала по теме «Местоимения

1-го, 2-го, 3-го лица» учащиеся заполняют предложенную учителем таблицу,

составляют предложения с местоимениями.

|Число |Лицо |

| |1-е |2-е |3-е |

|Единственное | | | |

|Множественное | | | |

3. Свободный диктант, суть которого в том, что текст, насыщенный

определенными грамматическими формами, делится на отдельные логические

части, состоящие из нескольких предложений, затем читается и

пересказывается весь текст, анализируются изучаемые орфограммы. Далее

каждый абзац читается один раз, а учащиеся записывают все, что могли

запомнить. Этот вид работы близок к изложению и служит не только цели

совершенствования знаний, умений и навыков, но и цели развития речи

учащихся.

4. Устный пересказ текста с использованием тех или иных грамматических

форм и конструкций.

5. Работы над развернутым планом различных по своему содержанию

текстов. Например, составление плана рассказа «В чужой клетке.» с

использованием цитат.

I. «В одной клетке волчица с волчатами, а в другой — овчарка со

щенками.»

II. «Щенок уполз в клетку волчицы.»

III. «Служитель хотел достать малыша палкой.»

IV. Волчица забирает щенка.

V. Щенок остается жить среди волчат.

6. Письменное изложение того или иного текста.

7. Изложение – миниатюра с грамматическими заданием. Это различные

изложения – от тех, которые предполагают самостоятельное составление

учащимися плана, но передачу содержания близко к тексту, до таких

изложений, которые требуют более краткой, обобщенной передачи содержания

текста, высказывания своего отношения к описываемым событиям или явлениям и

т.п.

8. Так называемое грамматическое сочинение или сочинение на

грамматическую тему по содержанию материала, изучаемого на конкретном

уроке. От учащихся требуется самостоятельная логическая обработка

материала, продумывание последовательности его изложения, определение

характера сочетания теории и фактов (примеров), иллюстрирующих

теоретические положения.

9. Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических,

пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют

редактированием. Например, задание: устранить нарушение стиля: «Красавица —

рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются

хорошим кормом для птиц»; «Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже

кругом все покрыто белым, пушистом ковром. Толщина снежного покрова уже

несколько сантиметров.»

Задание: устранить неудачное употребление местоимений: «Мальчики

показали дятла прохожему. Они поймали его утром в лесу.»

II. Под работами на многозначное практическое применение мы

подразумеваем такие работы, в которых от учащихся требуется применить не

одно какое — либо понятие или правило, а целый ряд правил или понятий, не

только изучаемых в данный момент (на данном уроке), но и ранее изученных.

Элементы творческого подхода здесь обычно проявляются в процессе анализа

данной языковой ситуации, сравнения и сопоставления предлагаемого

разнообразного фактического материала, обоснования, аргументации тех или

иных выводов и т.п. Особенно это касается изучения курса синтаксиса и

пунктуации, где при формировании умений и навыков от учащихся требуется

значительно большая степень сознательности.

Приведем примеры работ такого вида.

1. Объяснение правописания слов или расстановки знаков препинания на

ряд орфографических или пунктуационных правил. Этот вид работы требует от

учащихся активной мыслительной деятельности – припоминания и сопоставления

различных правил, обоснования избранного для данной языковой ситуации

решения, доказательства того или иного утверждения и т.п. Например,

задание: списать слова, вставляя пропущенные буквы; объяснить написание. В

упражнении подобраны слова на различные орфографические правила:

правописание безударных гласных в корне слова; правописание непроизносимых

согласных; правописание звонких и глухих согласных перед согласными, на

конце слова.

Прору...ь, бере...ка, в...ршина, сн...жок, ненас...ный, хле...,

пала...ка, м...стерская, мес...ность, шка...чик, ст...рожка, чудес...ный,

була...ка, подру...ка, д...жди, ж...лток, ле...ко.

2. Вставка букв, слов, частей слов, расстановка знаков препинания в

предложенном тексте на целый ряд правил правописания. Такие упражнения уже

не являются просто воспроизводящими Они требуют от учащихся сложной

аналитико-синтетической деятельности.

3. Вставка букв, слов или расстановка знаков препинания на ряд правил в

сочетании с объяснением выполняемых действий. Это практическое задание

является еще более сложным, так как требует непременного воспроизведения

формулировки того или иного грамматического правила и аргументированного

его применения, в то время как при объяснении готовых написаний или

расставленных знаков препинания и расстановке знаков или вставке букв, слов

без их объяснения при самостоятельном выполнении заданий учащихся не всегда

основательно анализируют структуру предложений и вникают в смысл

применяемых правил.

4. Тренировочные диктанты (объяснительный, предупредительный,

выборочный и т.д.), если они ставят целью совершенствование умений и

навыков по применению целого ряда правил правописания и охватывают своим

содержанием материал целого ряда уроков и тем. Например, такой словарный

диктант. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель

предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова.

Не велик ..., да краснеет нос. (Мороз)

... любит чистоту. (Посуда)

Чужбина — калина, родина — ... (Малина)

...человек добро помнит. (Русский)

5. Грамматический разбор (морфологический или синтаксический),

требующий анализа различных грамматических форм и конструкций, вновь

изучаемых и уже изученных учащимися. Это одно из самых продуктивных

грамматических упражнений, способствующих как совершенствованию знаний,

умений и навыков учащихся, так и развитию их мышления и речи. Разбор может

быть как частичным, так и полным. Применяется он при закреплении материала

русского языка систематически.

III. В Практике обучения русскому языку широкое применение находят

работы, в которых сочетание воспроизводящих и творческих элементов идет не

только по линии органического соединения их в одном задании, как, например,

в работах на преобразование и в работах на многозначное применение, но и по

линии сочетания, комбинирования в одной работе, в одном упражнении заданий

различного характера. В таких работах может иметь место и задание чисто

воспроизводящего характера, и задание на преобразование объекта. Могут

одновременно даваться и другие задания. Такого рода работы скорее всего

можно условно назвать комбинированными.

Работы комбинированного характера широко используются как в учебных

пособиях и учебниках русского языка, так и непосредственно в практике

закрепления материала. Например, в работе предлагается из данных простых

предложений образовать сложные предложения, записать их, расставляя знаки

препинания (задание на преобразование сочетается с заданием на практическое

применение правил правописания).

Творческие работы по русскому языку, как и другим школьным предметам,

служат уже не столько цели овладения учебным материалом (хотя это задача

ими, несомненно решается), сколько цели повышения активности и

самостоятельности учащихся, развития у них инициативы и творческого подхода

к решению конкретных вопросов; они учат высказывать свою точку зрения,

выбирать и находить способ действия.

В практике обучения русскому языку можно выделить такие виды работ

творческого характера, применяемых при закреплении теоретической части того

или иного материала, как составление сложного развернутого плана по

содержанию ряда уроков или целой темы программы, ответы на вопросы,

требующие сравнительных характеристик различных грамматических явлений с

охватом значительного по объему материала; ответы на проблемные вопросы и

т.п. Все эти виды работ требуют от учащихся самостоятельного, в

значительной степени творческого подхода.

Из практических творческих работ считаем целесообразным указать

следующие.

1. Творческий диктант обучающего характера.

Этот вид работы в методике русского языка утвердился как упражнение

творческого характера, хотя он, действительно, является переходным от чисто

орфографических и пунктуационных упражнений к специальным упражнениям,

направленным и на развитие речи учащихся, к работам с большей степенью их

самостоятельности и инициативы.

В том понимании творческого диктанта, в каком его дает вслед за М.В.

Ушаковым Т.А. Ладыженская, творческое начало в деятельности учащихся во

время диктанта выражено достаточно ясно. Учащиеся поставлены в такие

условия, в которых они должны самостоятельно подбирать слова и строить

конструкции, вставлять их в нужном месте диктуемого текста, решать вопросы

о написании слов и расстановке знаков препинания, причем в условиях

довольно ограниченного времени.

Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных.

Задание – написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные.

Например:

Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как

сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают

(разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он

натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер

шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.