на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Учебная деятельность в младшем школьном возрасте. Давыдов

Таким образом, содержание буржуазного школьного образования (как,

впрочем, и образования в других эксплуататорских обществах) имеет два

разных уровня. Первый уровень включает ряд общекультурных умений и навыков.

Хотя этот уровень содержит некоторые элементы теоретических знаний, в целом

же он направлен на утилитарно-прикладную подготовку детей, которые

принадлежат в основном к непривилегированным слоям населения. Второй

уровень так или иначе связан с научно-художественными знаниями и нацелен на

теоретическую подготовку учащихся, являющихся по преимуществу выходцами из

привилегированных сословий. В различии этих двух уровней выделяется прямой

классовый интерес этих сословий, стремящихся к тому, чтобы школьное

образование давало их детям такую подготовку, стимулировало такое

психическое развитие, которые обеспечивали бы им участие в управлении

общественными делами.

Однако следует иметь в виду следующее важное для современных трудящихся

капиталистических стран обстоятельство— это то, что «потребности в

образовании, сформировавшиеся на экономическом фундаменте изменений в

общественном производстве, породили сложную цепь социальных, политических и

культурных изменений в условиях жизни, в облике рабочего класса и всех

трудящихся... Потребности в образовании стали в процессе

воспроизводства в один ряд с потребностями в пище, одежде и т. п.»16.

Естественно, что такое жизненное значение потребности в образовании толкает

трудящихся капиталистических стран к социальной борьбе за создание

общества, в котором они сами и их дети могли бы получить полноценное

современное образование.

С первых лет Советской власти в нашей стране последовательно претворялись

в жизнь ленинские идеи единой, трудовой, политехнической школы — в

кратчайший срок страна шагнула от массовой неграмотности ко всеобщему

среднему образованию молодежи, которое дополняется ее всеобщим

профессиональным образованием. «Впервые в мировой истории создана подлинно

народная школа, обеспечивающая на деле равенство всех граждан в получении

образования... Социализм утверждает высокий авторитет знания и культуру,

честного труда на благо общества»17.

При осуществлении реформы школы (1984) решаются такие задачи, как

повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого

научного уровня преподавания каждого предмета, прочное овладение учащимися

основами наук, усовершенствование учебных планов и программ, методов

обучения и воспитания. При этом необходимо, чтобы человек воспитывался не

просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как

гражданин социалистического общества, занимающий активную жизненную

позицию18.

Таким образом, в отличие от тех тенденций, которые наблюдаются в

буржуазном массовом образовании, во всех звеньях советской школьной системы

углубляется научный уровень образования, совершенствуются методы обучения

школьников. Единство и обязательность полного среднего образования

обеспечивают его получение каждому советскому молодому человеку.

Известно, что многие годы существования Советской власти в нашей стране

обязательным было лишь начальное образование (неполное среднее образование

стало обязательным лишь с 1958 г.19). Вместе с тем в эти годы происходило

постоянное улучшение его содержания и методов, которое было направлено на

углубление идейно-политического, нравственного и умственного воспитания

детей. Однако методика начального обучения в это время, как уже отмечалось,

была связана в основном с теорией эмпирического мышления (см. гл. III), что

мало способствовало формированию у младших школьников полноценной учебной

деятельности и основ теоретического мышления.

Обучение детей по такой методике стимулировало у них по

преимуществу развитие эмпирического мышления (в психологии оно иногда

называется конкретно-наглядным). В психологических исследованиях мышления

младших школьников, проведенных в 50-х гг., были сделаны, например, такие

выводы: «Познавательный опыт младшего школьника ограничен в своем объеме и

носит конкрет^ ный характер, т. е. в нем главным образом отражены свойства

и отношения, лежащие на поверхности явлений действительности. Школьники

этого возраста осознают явления действительности через конкретно-наглядную

призму своего опыта»20. В согласии с этим положением находилась

дидактическая характеристика уровня возможностей мышления младших

школьников: «... На начальном этапе обучения речь идет главным образом о

том, чтобы выделять общие внешние качества предметов, входящих в одно

понятие, и объединять их в определенные понятия. Учащиеся начальной ступени

обучения по существу в состоянии достичь лишь... ступени образования

элементарных понятий»21.

Особенности мышления младших школьников нельзя рассматривать без учета

таковых и у детей дошкольного возраста. Так, наглядно-образное мышление,

как известно, свойственно уже детям 5—6 лет . Старшие дошкольники оперируют

в своих рассуждениях конкретными представлениями, которые возникают у них в

процессе игры и в повседневной жизненной практике23. У детей-дошкольников

появляются зачатки словесно-дискурсивного мышления (например, они уже

строят простейшие формы рассуждений и обнаруживают элементарное понимание

причинно-следственных зависимостей) 24.

Следовательно, начальное обучение «подхватывало» и использовало ту форму

мышления, которая возникала еще у детей-дошкольников. Этот факт отмечается

во многих работах о младших школьниках. Так, типичным являлось следующее

положение: младший школьник «живет конкретными образами и впечатлениями,

нужно систематизировать, обобщать его чувственный опыт и на этой основе

формировать первоначальные арифметические и грамматические понятия»25.

Обучение ребенка в школе арифметике и грамматике предлагалось строить,

опираясь на ту форму умственной деятельности, которая сложилась у него еще

в дошкольном возрасте.

Для использования возможностей наглядно-образного мышления младших

школьников и для его совершенствования (управления) адекватным считался

метод обучения, основанный на применении

принципа наглядности. «Наглядность облегчает ребенку понимание

нового... потому что ребенок, поступающий в школу, мыслит конкретно»26. П.

П. Блонский указывал, что «школьные программы младших классов не устают

твердить о развитии детской наблюдательности, а методика — о наглядности в

обучении маленьких школьников» . Если же и шла речь о развитии детского

мышления в процессе начального обучения, то при этом чаще всего имелось в

виду повышение уровня произвольного и целенаправленного восприятия-

наблюдения28.

При этом некоторые исследователи обнаружили тот факт, что начальное

обучение не влияет сколько-нибудь существенно на умственное развитие детей.

«Это явление, — отмечал Б. Г. Ананьев, — заслуживает особого и пристального

изучения, так как свидетельствует о том, что в практике начального

обучения... не полностью преодолены противоречия между обучением и

развитием»29. Л. В. Занков писал: «Наши наблюдения и специальные

обследования... свидетельствуют о том, что достижение хорошего качества

знаний и навыков в начальных классах не сопровождается существенными

успехами в развитии учащихся»30.

Слабое влияние начального обучения на умственное развитие детей было

связано прежде всего, на наш взгляд, с тем, что дети овладевали учебным

материалом по преимуществу посредством эмпирического абстрагирования и

обобщения, которые не могли служить должной основой для качественных

сдвигов в развитии мышления младших школьников31.

Характеризуя приведенную выше схему развития мышления от дошкольников до

младших школьников, Д. Б. Эльконин писал: «В действительности эта схема

отражает лишь вполне определенный и конкретный путь умственного развития

детей, протекающего в конкретно-исторических формах той системы обучения (в

широком смысле этого слова), внутри которой—во всяком случае на начальных

этапах — главенствующее место занимают эмпирические сведения и слабо

представлены способы усвоения знаний, опосредствованные подлинными

понятиями как элементами теории предмета»32.

После введения в нашей стране обязательного неполного, а затем и полного

среднего образования существенно изменилось значение начальной школы в

жизни детей. Если раньше для многих из них начальное обучение было не

только первой, но и последней ступенью образования, то теперь каждый

ребенок продолжает учиться в школе еще несколько лет. Для нормального

пребывания в средней школе все дети должны иметь склонность к учению, а

затем и потребность в учении и умение учиться. Эта потребность и умение

могут быть сформированы у детей именно в младшем школьном возрасте

(отметим, что перед прежней начальной школой такие психолого-педагогические

задачи не стояли).

В конце 60-х гг. была осуществлена перестройка начального образования,

одна из целей которой состояла в том, чтобы повысить его роль в психическом

развитии детей. Эта цель в последующем достигалась, в частности,

посредством повышения теоретического уровня начального обучения и

расширения учебного материала, усвоение которого младшими школьниками

способствовало формированию у них умения учиться33.

Новые задачи, вставшие перед начальной школой в системе целостного

среднего образования, повлияли на проблематику ряда направлений психолого-

педагогической науки, представители которых проводили в Москве, Киеве,

Минске, Тбилиси, Ереване, Харькове и других городах нашей страны

экспериментальные исследования связи обучения и воспитания младших

школьников с их психическим развитием34.

В этих исследованиях были затронуты существенные вопросы, относящиеся к

анализу психолого-педагогической сущности учебной деятельности, проблемы

развивающего начального обучения. Результаты этих исследований, по нашему

мнению, сыграли положительную роль для усовершенствования учебно-

воспитательного процесса в начальной школе.

Необходимость изменения содержания и методов начального обучения нашла

свое выражение в подходе ведущих специалистов в этой области к процессу

формирования понятий у младших школьников. Так, М. Н. Скаткин приводит

конкретный случай образования у третьеклассников понятия «плод», в процессе

которого дети раскрыли происхождение, связи и функции реальных плодов.

Такое понятие строится не в соответствии с требованиями формальной логики,

поскольку для нее при образовании понятия «плод» достаточно абстрагировать

и перечислить общие для всех плодов внешние признаки35. «Путем одной только

абстракции, — пишет М. Н. Скаткин, — нельзя образовать это понятие, как бы

много отдельных плодов мы не сравнивали между собой; для образования этого

понятия необходимо рассматривать плод не только с внешней стороны, не

изолированно от целого растения, а в связи с целым растением, как его

органическую часть и брать плод не статически, а в развитии, движении,

изменении»36. Здесь описаны особенности теоретических понятий и показаны

возможности их формирования в процессе начального обучения37.

М. Н. Скаткин полагает, что неправильно понимать усвоение знаний детьми

только как пассивное восприятие и заучивание сообщаемых в готовом виде

истин. «Между тем процесс усвоения знаний может проходить и в результате

самостоятельного поиска путем решения познавательной задачи. А решать

несложные познавательные задачи способен даже ученик I класса... Решение

задач служит одним из средств овладения системой знаний по тому

или иному учебному предмету и в то же время способствует развитию

самостоятельного творческого мышления» .

Указьшая на необходимость включения в процесс обучения младших школьников

самостоятельного решения ими познавательных задач, М. Н. Скаткин вместе с

тем говорит о возможности и эффективного использования в школе так

называемого проблемного изложения знаний. Суть такого изложения состоит в

том, что учитель не только сообщает детям конечные выводы науки, но и в

какой-то мере воспроизводит путь их открытия («эмбриологию истины»). При

этом учитель «.демонстрирует перед учащимися самый путь научного мышления,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.