p>На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. В первом полугодии малыш прибавляет в весе 600–700г. , а во втором – 400–500г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2–3 см. К концу года вес его составляет 10– 10. 5 кг, а рост – 74 – 75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7 – 8 мес. Начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20 – 30 мин. В первый месяц жизни до 3, 5ч к концу года. 3. 2 Ведущие линии развития В первый год жизни ребенка следует обратить внимание на развитие: сенсорики ребенка: формирования ощущения и восприятия (зрительного, слухового, тактильного); движений (перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба); предметных действий(узнавание некоторых предметов, действия с ними в соответствии со свойствами – закрывание, открывание, складывание, прокатывание и др. ); речи(понимание речи взрослого, подражание речи, активное использование некоторых звуковых сочетаний, первых слов). 3. 3 Организация жизни детей Первый год жизни детей делится на четыре качественно отличающиеся друг от друга возрастных периода: от рождения до 2. 5 – 3 месяцев; от 2. 5 – 3 до 5 – 6 месяцев; от 5 – 6 до 9 – 10 месяцев; от 9 – 10 до 12 месяцев. Для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста. Режим устанавливается на сутки, согласовывается с режимом ребенка в домашних условиях. Он должен четко соблюдаться родителями и в будни, и в выходные дни. Изменение продолжительности сна, бодрствования и количества кормлений в течение суток Возраст
Кормление Бодрствование Дневной сон кол-во интервал, час. длительность, час. кол-во периодов длительность, час. 1-3 мес. 3-5-6 мес. 5-6-9 мес. 9мес –1год 7 6 5 5-4 3 3, 5 4 4-4, 5 1-1, 5 1, 5-2 2-2, 5 2, 5-3 4 4-3 3 2 2-1, 5 2-1, 5 2-1, 5 2-2, 5
Длительность ночного сна постоянна (10-11 часов). В первой группе раннего возраста дети живут по двум (иногда трем) режимам, что позволяет избежать скученности детей, предотвращает возникновение конфликтных ситуаций, способствует повышению качества воспитательно-оздоровительной работы. Работа с небольшой подгруппой детей обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Примерный режим дня До 2, 5-3мес. От 2, 5-3 до 5-6 мес. От 5-6 до 9-10 мес. От 9–10до 12 мес. Дома Подъем по мере пробуждения Бодрствование 6. 00-7. 00 6. 00-7. 30 6. 00-8. 00 6. 30-9. 00 Кормление 6. 00 6. 00 6. 00 В дошкольном учреждении Прием детей 7. 00-8. 00 7. 00-8. 00 Сон на воздухе 7. 00-9. 00 7. 30-9. 30 8. 00-10. 00 Кормление 9. 00 9. 30 10. 00 7. 30 Бодрствование 9. 00-10. 00 9. 30-11. 00 10. 00-12. 00 7. 30-9. 00 Игры-занятия 9. 30-9. 40 10. 00-10. 30 10. 30-11. 30 8. 00-8. 40 Сон на воздухе 10. 00-12. 00 11. 00-13. 00 12. 00-14. 00 9. 00-11. 30 Кормление 12. 00 13. 00 14. 00 11. 30 Бодрствование 12. 00-13. 00 13. 00-14. 30 14. 00-16. 00 11. 30-14. 00 Игры-занятия 12. 20-12. 40 13. 30-14. 00 14. 30-15. 30 12. 00-13-30 Сон на воздухе 13. 00-15. 00 14. 30-16. 30 16. 00-18. 00 14. 00-16. 00 Кормление 15. 00 16. 30 18. 00 16. 00 Уход детей домой 15. 00-19. 00 16. 00-19. 00 Дома Бодрствование 15. 00-16. 00 16. 30-18. 00 18. 00-20. 00 16. 00-20. 00 Сон 16. 00-18. 00 Кормление 18. 00 19. 00-19. 45 Бодрствование 18. 00-19. 00 Сон 19. 00-20. 00 18. 00-19. 30 Бодрствование 20. 00-21. 00 19. 30-21. 00 Купание 20. 45 20. 30 19. 45 19. 45 Кормление 21. 00 20. 45 Ночной сон 21. 00-6. 00 21. 00-6. 00 20. 00-6. 00 20. 00-6. 30 Ночное кормление 24. 00 (3. 00) 23. 30 (3. 00) 22. 00 (3. 30) 23. 00 до 10 мес.
Перевод ребенка на новый режим осуществляется с учетом возраста, состояния здоровья и симптомов поведения: ребенок сохраняет активность к моменту укладывания на сон, медленно засыпает, рано просыпается и т. д. Недопустимы: ранний перевод ребенка на режим более старшей возрастной подгруппы, а также задержка его на режиме младших детей. Показателями соответствия режима возрастным и индивидуальным возможностям ребенка являются его деятельное, активное поведение во время бодрствования, хороший аппетит, глубокий и достаточный по времени сон.
Сон Создавать условия для глубокого и продолжительного сна.
Сон проходит на веранде или в спальне с открытыми окнами, вне помещения, где бодрствует другая возрастная подгруппа. Детей после болезни и в период адаптации приучать ко сну на свежем воздухе постепенно.
3. 4 Организация бодрствования
Необходимо создать условия для активного бодрствования каждого ребенка: с 2 месяцев - в манеже; с 7-8 месяцев - за барьером на полу. Осуществлять целенаправленное обучение в играх-занятиях, речевое общение с каждым ребенком. Поощрять активное обращение ребенка к взрослому, а также умение самостоятельно занять себя. Поддерживать положительное эмоциональное состояние детей, предупреждать появление отрицательных привычек (сосание пальцев, раскачивание и т. п. ). В период бодрствования предлагать каждому ребенку разнообразные игрушки для освоения необходимых ему навыков. Своевременно обновлять и усложнять игровой материал. Следить за порядком в группе, убирать разбросанные детьми игрушки на место, систематически обрабатывать их. Побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, к активным речевым реакциям. Для поддержания активности менять виды деятельности. Следить, чтобы дети подолгу не оставались в статичной позе, не мешали друг другу. Организовывать места для игр с теми игрушками, которым дети отдают явное предпочтение. На протяжении бодрствования обеспечивать спокойную обстановку, чтобы каждый ребенок мог слышать взрослых, себя, прислушиваться к голосовым проявлениям других детей (гулению, лепету). Во время бодрствования взрослым необходимо обеспечить разнообразную самостоятельную деятельность детей, проводить индивидуальные и подгрупповые обучающие игры-занятия и режимные процессы. Массаж и гимнастику проводит специалист.
3. 5 Обучение детей Период от 0 до 2, 5–3 месяцев. Необходимо:
Вызывать ступенчатое слежение глаз за медленно движущейся игрушкой (10-15 дней). Помочь ребенку фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням). Вызывать у ребенка первую улыбку (к 1 месяцу). Способствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц). Ласково разговаривать с ребенком, держа его в вертикальном положении, вызывать длительное сосредоточение взгляда малыша на лице взрослого (2 месяца). Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к 3 месяцам), прислушиваться к его голосу, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребенка "комплекс оживления' (яркая улыбка, гуление и т. п. ). Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению к нему; вызывать первые гортанные звуки. Упражнять в умении удерживать голову при укладывании на живот и в вертикальном положении на руках у взрослого (с 15–20 дней). Закреплять умение длительно удерживать голову, лежа на животе и опираясь на предплечья, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого (к 3 месяцам), развивать хватание, кисть руки. Ребенка, удерживающего голову, поддерживать под мышки в вертикальном положении, вызывать отталкивание ногами от твердой поверхности с целью развития упора ног (3 месяца). Вызывать слуховое сосредоточение у ребенка, побуждать к определению источника звучания (погремушки, колокольчики, шумовые коробочки, место пения взрослого). Способствовать формированию умения вслушиваться в звук, положительно и эмоционально реагировать на него (улыбка, гуление и др. ).
Период от 2, 5–3 до 5–6 месяцев. Необходимо:
Закреплять и обогащать зрительные и слуховые реакции детей при виде близкого человека, яркой игрушки. Поощрять попытки взглядом, поворотом головы находить источник звука (разговаривающий взрослый, звучащая игрушка и т. п. ). Совершенствовать умение следить за перемещающимися объектами и сосредоточивать взгляд на неподвижных предметах, находясь в разных положениях (лежа на спине, животе; на руках у взрослого). Узнавать мать, воспитателя, радоваться, увидев их (к 4 месяцам). Развивать эмоциональный отклик на различные интонации речи знакомого взрослого (ласковая, веселая, строгая). Следить за тем, чтобы под воздействием зрительных, слуховых, ориентировочных реакций у ребенка формировались новые умения: наталкивание на низко висящую игрушку, попытка захватить, ощупать ее (к 3 месяцам). Развивать зрительно-моторную координацию рук, когда ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает и удерживает ее, манипулирует ею (к 4 месяцам). Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как основы понимания речи. Побуждать детей прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого. Побуждать искать взглядом один за другим привлекательные для ребенка предметы ("Где часики? ", "А где неваляшка? "). Формировать предпосылки активной речи. В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: в 4-5 месяцев - певучие гласные (гуление), в 5-6 месяцев - отдельные слоги (ба, ма, па). Произносить звуки, отдельные слоги вслед за ребенком, побуждать к повторному их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата. Развивать движения, подготавливающие к ползанию. Закреплять умение лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Стимулировать развитие кисти руки, захватывание предметов, повороты на бок (4 месяца), со спины на живот (5 месяцев), с живота на спину (6 месяцев). Развивать упор ног. Помогать ребенку упираться ногами в твердую поверхность при поддержке под мышки (5 месяцев). Развивать равновесие. Упражнять в сохранении равновесия, покачивая малыша, удерживая его в горизонтальном и вертикальном положениях. Активизировать умение ребенка захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею (с 4 месяцев). Учить брать игрушку из рук взрослого (5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, на руках у взрослого), перекладывать ее из одной руки в другую (6 месяцев). Необходимо способствовать развитию восприятия музыки; развивать слуховое внимание; вызывать эмоциональную отзывчивость на пение взрослых и звучание инструментальной музыки, доступной детям Период от 5–6 до 9–10 месяцев. Необходимо:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|