p>Расширять зону восприятия ребенка посредством зрения, слух; осязания. Предлагать вниманию предметы разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкие, упругие и т. п. ). Способствовать эстетическому восприятию красочно оформленных игрушек, красивой посуды, цветущего растения и т. п. Развивать моторную координацию рук. Способствовать появлению умения брать и удерживать игрушку из любого положения (сбоку, над головой), дотягиваться до игрушки, предмета (подготовка к ползанию ходьбе). Развивать понимание речи взрослого, способность вслушиваться в произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим. Поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека ("Где мама? "), предметы, постоянно находящиеся в определенном месте ("Где часы? "). С 8-9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в разных местах помещения. Продолжать развивать предпосылки активной речи. Учить подражать новым звукосочетаниям: да-да и др. (к 8 месяцам), разным интонациям голоса взрослого (к 8-9 месяцам). Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать с взрослыми в играх-развлечениях: "Идет коза рогатая", "Сорока-белобока", "Прятки" и др. ; поддерживать положительно-эмоциональное состояние каждого ребенка. В играх-занятиях с подгруппой детей побуждать их выполнять со знакомыми игрушками ряд действий: кукла Ляля идет - топ-топ, пляшет - ля-ля, уходит - до свидания. Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетаниям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой: ав-ав - собачка лает, ам-ам - собачка ест. Знакомить с именами взрослых и детей; расширять ориентировку в окружающем, играя в прятки. Активизировать речевые проявления детей (звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях ("Поехали- поехали" и др. ). Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам. Стимулировать дальнейшее развитие рук, манипуляцию с предметами, самостоятельное ползание (к 7 месяцам). Учить ползать, подзывая к себе и привлекая игрушкой (с 6 месяцев). Стремиться к тому, чтобы малыш к 7 месяцам активно и подолгу ползал. Поддерживать стремление ребенка самостоятельно присаживаться из лежачего положения, а затем садиться, вставать и опускаться, держась руками за опору (к 8 месяцам). Способствовать развитию умения переступать вдоль барьера, придерживаясь за него руками, переходить от одного предмета к другому. Поддерживать попытки ребенка вползать по скату на горку и спускаться с нее (8 месяцев), подниматься на горку по лестнице, держась за перила (9 месяцев), перелезать через бревно, влезать в ящики (с 8-9 месяцев). Упражнять в сохранении равновесия в разных положениях (сидя, стоя, переступая). Игры-занятия с подгруппой детей. Объединять детей для упражнений (ползанье, переступание), использовать мячи разных размеров, а также воздушные шары, крупные сюжетные и музыкальные игрушки. Приобщать к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Способствовать эмоционально-положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии, сыгранные на разных музыкальных инструментах (дудочка, губная гармошка, металлофон и др. ). Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки. Стимулировать пропевание звуков и подпевание слогов. Способствовать проявлению активности при восприятии плясовых мелодий. Продолжать учить с помощью взрослых выполнять следующие движения: хлопать в ладоши, притопывать и слегка приседать, сгибать и разгибать в коленях ноги, извлекать звуки из шумовых инструментов.
Период от 9–10 до 12 месяцев
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Совершенствовать зрительные, слуховые и тактильные ощущения. Предлагать послушать звучание барабана, дудочки; гладить, мять предметы из разных материалов; различать холодную и горячую воду понимать, что шарик катится, проваливается в круглую лунку, что на кубик можно поставить кубик и т. п. В играх-занятиях с подгруппой детей предлагать озвученные взрослым или "говорящие" игрушки ("Чудесный мешочек"), планировать игры-развлечения ("Ладушки", "Прятки" и т. п. ). Расширять ориентировку в окружающем, способность понимания речи взрослого. Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; находить игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев), выполнять простые поручения ("Найди куколку", "Покорми собачку"); к 11-12 месяцам показывать игрушки одного названия, но отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д. ). Учить узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом; вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок. Учить понимать смысл слов можно - нельзя, хорошо - плохо. Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться первыми облегченными словами, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка - ав-ав, спит - бай-бай), и полными (мама, папа, дядя, баба и т. д. ). Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать всевозможные показы сюжетных игрушек в действиях, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок), давать детям поручения ("Возьмите мячики! " и т. д. ). Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и к детям, вызывать радость от восприятия живого объекта. Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам. Совершенствовать ранее освоенные движения. К 10-11 месяцам учить ходить, придерживаясь за предметы, переходить от одного предмета к другому; идти при поддержке за обе руки, спокойно подниматься и опускаться по лестнице и горке, приседать на корточки, взбираться на невысокие предметы, свободно вставать и опускаться. Игры-занятия с подгруппой детей. Закреплять умения детей стоять и ходить, ориентироваться в окружающем пространстве (игры "Найди по голосу.... (кошку)", "Достань с горки игрушку", "Собери раскатившиеся шарики", "Догони собачку" и др. ). Поддерживать и закреплять чувство удовлетворения от совместных действий, радостного сопереживания. Способствовать достижению определенного результата в действиях с предметами (вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, выдвигать и задвигать ящики, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия специального столика). Организовывать игры с дидактической коробкой. Учить выполнять первые игровые действия с сюжетными игрушками: "Покачай, покорми, потанцуй.... ". Развивать движения пальцев, предлагая собрать кусочки ваты, бумаги и т. д. , катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни, и т. д. Предлагать действия с предметами разного размера. Эти же задания предлагаются для игр-занятий с подгруппой детей. Способствовать возникновению чувства удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характера (веселая - спокойная, быстрая - медленная). Пробуждать интерес к звучанию металлофона, флейты, детского пианино и др. Побуждать подражать отдельным певческим интонациям взрослого (а-а-а.... ), откликаться на песенно-игровое действие взрослых ("Кукла пляшет", "Сорока-сорока", "Прятки"), по-разному реагировать на музыку плясового характера, состоящую из двух контрастных частей (медленная и быстрая). Активно и самостоятельно прихлопывать в ладоши, помахивать рукой, притопывать ногой, приплясывать, ударять в бубен, играть с игрушкой, игрушечным роялем. 4. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ II ГОДА ЖИЗНИ
4. 1. Характеристика возраста
В условиях правильного гигиенического ухода, питания и воспитательных мероприятий, дети второго года жизни за каждый месяц прибавляют в весе 170—190 г, вырастают на 1 см. К двум годам вес ребенка в среднем достигает 12–12, 7 кг, рост — 85— 86 см. У двухлетнего ребенка —20 молочных зубов. Увеличивается работоспособность нервной системы: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3—4 ч, во втором —4—5 ч. Соответственно уменьшается суточное время сна — с 14 до 12, 5ч. В первые 2—3 мес. второго года жизни сохраняются особенности физического и психического развития, характерные для предшествующего этапа. Совершенствуются уже приобретенные ребенком движения, действия с предметами, речевые реакции. В это время в основном продолжается педагогическая работа, начатая с детьми в конце первого года жизни. Темп психического и физического развития детей на втором году жизни менее интенсивен, чем на первом. Поэтому программа воспитания в детском саду предусматривает изменение режима дня, задач и методов воспитания не поквартально (через каждые 3 месяца), а по полугодиям.
4. 2. Ведущие линии развития
Во второй год жизни ребенка следует расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Учить понимать слова, обозначающие названия предметов, действия с ними и их качества. Учить понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого. Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития восприятия, мышления, внимания, памяти. Обучать действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением. Подражать игровым действиям взрослого, отображать по памяти в игре знакомые жизненные ситуации. Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить, выполнять просьбы и поручения взрослых. Отмечать примеры доброжелательного отношения ребенка к сверстникам. Побуждать к сочувствию и отзывчивости. Учить бережно относиться к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие. Обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов, учить рассматривать картинки, иллюстрации. Приобщать детей к художественному слову. Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Устанавливать взаимосвязь музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку. Активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений.
4. 3. Организация жизни
Дети второго года жизни по психофизиологическим особенностям и возможностям распределяются на две подгруппы: первая - с 1 года до 1 года 6 месяцев; вторая - с 1 года б месяцев до 2 лет. С учетом оптимальной продолжительности активного бодрствования и обеспечения необходимого по длительности сна детям каждой возрастной подгруппы рекомендуется свой режим. Дети первой подгруппы спят днем два раза, а с 1 года 6 месяцев их переводят на один дневной сон. Ночной сон ребенка длится 10-11 часов. Режимы составлены так, чтобы по возможности развести время бодрствования и сна каждой подгруппы (когда дети первой подгруппы спят, дети второй подгруппы бодрствуют, и наоборот). Небольшое число одновременно бодрствующих позволяет уделить внимание каждому ребенку, чаще общаться с ним, следить за его состоянием, поведением, настроением и воздействовать на детей с учетом их индивидуальных и типологических различий. Для каждой возрастной подгруппы разработан режим для холодного и теплого времени года. В холодный период бодрствование детей первой подгруппы организуется в помещении группы. Прогулка предусмотрена в вечернее время (с родителями). Дети второй подгруппы один - два раза в день гуляют на воздухе. На фоне самостоятельной деятельности детей проводятся режимные процессы, оздоровительно-закаливающие мероприятия, специально организованные игры-занятия. В теплое время года жизнь детей всей группы организуется на специально оборудованном озелененном участке. В помещении проводятся кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры. Примерные режимы дня для детей второго года жизни (с 12-часовым пребыванием)
Холодный период года 1 год – 1 год 6 мес. 1 год 6 мес. – 2 года Дома Подъем, утренний туалет 6. 30-7. 30 6. 30-7. 30 В дошкольном учреждении. Прием детей, игра 7. 00-8. 00 7. 00-8. 00 Подготовка к завтраку, завтрак 7. 30-8. 30 7. 30-8. 30 Самостоятельная деятельность 1-е занятие 8. 30-9. 30 8. 30-9. 20 8. 50-9. 05-9. 20 Подготовка к сну, 1-й сон 9. 30-12 Подготовка к прогулке, прогулка 9. 20-11. 00 Возвращение с прогулки, игры 11. 00-11. 30 Подготовка к обеду, обед 11. 30-12. 00 Постепенный подъем, обед 12. 00-12. 30 Подготовка к сну, сон 12. 00- 15. 00 Самостоятельная деятельность 1-е занятие (по подгруппам) 12. 30-14. 30 13. 00-13. 10-13. 20 2-е занятие (по подгруппам) 13. 50-14. 00-14. 10 Подготовка ко сну, 2-й сон 14. 30-16. 00 – Постепенный подъем, полдник 16. 00-16. 30 15. 00-15. 30 Самостоятельная деятельность, 16. 30-18. 20 15. 30-16. 30 2-е занятие (по подгруппам) – 16. 00-16. 15-16. 30 Подготовка к прогулке, прогулка 16. 30-18. 00 Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность – 18. 00-18. 20 Подготовка к ужину, ужин 18. 20-18. 40 18. 20-18. 40 Самостоятельная деятельность, уход домой 18. 40-19. 00 18. 40-19. 00 Дома Прогулка 19. 00-20. 00 1900-20. 00
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|