на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Проблемы миграции и ее современное состояние

На фоне прогрессирующего сокращения численности коренного населения страны прогнозируется дальнейшее усиление демографического давления на Россию со стороны государств с избыточным населением, в первую очередь Китая. Значительный и практически нерегулируемый миграционный приток из государств - участников СНГ уже испытывают промышленно развитые центральные и южные регионы России.

Наиболее сложная миграционная обстановка складывается в Южном федеральном округе. Значительную миграционную нагрузку испытывают Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области. Так, миграционный прирост населения Краснодарского края в 1989-2004 гг. составил 503600 человек (10, 9 % населения), а общее количество населения, по данным последней переписи, - 5130200 человек (3-е место в России после Москвы и Московской области).

В условиях дефицита рабочей силы и невозможности его полной компенсации за счет внутренней миграции и естественного прироста населения существует объективная необходимость в восполнении трудовых ресурсов.

Несмотря на принимаемые меры, сохраняется неблагоприятная динамика незаконной иммиграции в страну. Существующая система контроля за въездом в Российскую Федерацию, выездом из неё и пребыванием иностранных граждан на её территории не позволяет эффективно регулировать иммиграционный процесс, располагать объективными данными о количестве иностранных граждан, реально находящихся в стране. Государственная статистика в этой сфере не обеспечивает необходимой достоверности данных.

Между тем количество иностранных граждан, проследовавших через Государственную границу РФ, исчисляется десятками миллионов и продолжает нарастать. Также увеличивается количество лиц, не пропущенных через Государственную границу: за последние 4 года - более чем в 3 раза. Среди них были задержаны несколько сотен миссионеров, представителей нетрадиционных религиозных экстремистских учений.

Следовательно, необходимо оперативное решение вопросов по межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о реадмиссии. Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС межгосударственному регулированию процесса внешней трудовой миграции, связанному с формированием Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Большое значение для борьбы с незаконной миграцией имеет расширение географии международных договоров Российской Федерации о . Особенно актуальным это представляется в свете требований, предъявляемых Евросоюзом к Российской Федерации, в обмен на достижение договоренностей по упрощению визовых формальностей и введению в перспективе безвизового режима с государствами ЕС.

Практические меры в миграционной сфере органами государственной власти осуществляются ненадлежащим образом:

в большинстве субъектов РФ не выполняются нормы Федерального закона о необходимости создания Центров временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства;

не в полной мере обеспечен надлежащий контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка пребывания на территории Российской Федерации;

не на должном уровне обеспечен контроль за работодателями и иностранной рабочей силой;

не создан интегрированный центральный банк данных по учёту иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

На сегодняшний день реализация государственной миграционной политики на федеральном и региональном уровнях осуществляется без её увязки с демографической политикой России при неудовлетворительном ресурсном обеспечении нескольких разобщённых программ и планов.

Одна из них связана с решением проблемы государственной поддержки вынужденных переселенцев и беженцев. На начало текущего года на учете в ФМС России состояло свыше 130 тыс. вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье (50, 9 тыс. семей). Вместе с тем расходы федерального бюджета на жилищное обустройство этой категории мигрантов резко сокращены. Если в 2002 г. выделялось 991 млн. руб., то в 2004 и 2005 г. - уже по 250 млн. руб. Для решения же данной проблемы в целом требуется 29 млрд. руб., что при нынешнем уровне финансирования может растянуться на 116 лет.

За последние 2 года наведён порядок в учёте внутриперемещённых лиц. Снято с учёта свыше 110 тыс. человек, что позволило сэкономить около 2 млрд. руб. из средств федерального бюджета, выделявшихся на их содержание. Только в Чеченской Республике подразделениями ФМС России проверено по учётам более 150 тыс. человек, обратившихся за получением компенсации за утраченное жильё и имущество. Выявлено 12627 незаконных обращений, что позволило сэкономить более 4, 4 млрд. руб. Работа в этом направлении продолжается.

Едва обозначается поддержка добровольной миграции в Россию из государств - участников СНГ, хотя некоторые субъекты федерации, органы государственной власти и организации прилагают определённые усилия. Так, с 6-часовым вещанием в сутки работает радиостанция «Содружество», функционирует Интернет-сайт ФМС России, ряд программ в поддержку соотечественников принят Правительством Москвы, Центром стратегических исследований в миграционной сфере в Приволжском федеральном округе.

К сожалению, на государственном уровне до сих пор не разработаны схемы оптимального расселения потенциальных мигрантов из числа соотечественников и иностранных граждан, мы не знаем их общего количества и потребностей в них рынка труда.

Вывод очевиден: без федеральной целевой миграционной программы реализация государственной миграционной политики и в перспективе обречена на половинчатость и фрагментарность.

Отсутствие скоординированной государственной миграционной политики является первопричиной многих недостатков в осуществлении региональной миграционной политики.

Далека от совершенства система квотирования. Так, заявляемые большинством субъектов РФ квоты на приглашение иностранных граждан для трудовой деятельности нередко занижаются и существенно расходятся с реальной ситуацией на рынке труда. Регионы не имеют чёткого представления о требуемом количестве трудящихся-мигрантов, что не позволяет оценить потребности страны в целом в иностранной рабочей силе. Очевидно, что прошлогодняя квота в 213 тыс. человек и нынешняя, на 1000 человек её превысившая, не соответствуют реальным потребностям страны в трудовых ресурсах.

Противоречивость современной миграционной ситуации и в иллюзорном представлении о том, что МВД России и ФМС России принадлежит ведущая роль в расчёте потребностей страны в трудовых ресурсах, что проблемы с наличием в стране трудоспособного населения нет. И это несмотря на то, что в некоторых субъектах РФ (Приморский и Краснодарский края, Москва и др.) трудовые мигранты вытесняют граждан России из отдельных секторов экономики.

С учётом вышеизложенного приоритетными направлениями совершенствования государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

утверждение стратегических интересов Российской Федерации в государственной миграционной политике применительно конкретно к каждому миграционному процессу в его пространственно-временном и системном измерении с учетом реалий демографической ситуации, а также сложившихся международных отношений;

обеспечение приоритетности иммиграционной направленности государственной миграционной политики, ориентированной на замещение естественной убыли населения;

дальнейшее совершенствование структуры и модели функционирования миграционной системы Российской Федерации с целью реализации принципов адекватности, адаптивности, интеграции, целостности и экономичности при государственном регулировании миграционных процессов;

селективная направленность государственной миграционной политики на обеспечение миграционной привлекательности Российской Федерации для бывших соотечественников и квалифицированной иностранной рабочей силы;

усовершенствование механизма административно-правового регулирования расселенческого процесса в стратегически важных «точках роста» (возрождения) геополитической значимости России, основанного на пространственной динамике человеческих ресурсов;

обеспечение результативности борьбы с незаконной миграцией;

создание условий для легализации иностранных граждан и лиц без гражданства, длительное время находящихся на территории России с нарушением правил пребывания;

разработка региональных миграционных программ в субъектах РФ, учитывающих особенности их демографического развития и складывающейся миграционной обстановки.

Определённый интерес представляют внесенные Президентом США Дж.Бушем в Конгресс предложения об очередной широкомасштабной амнистии нелегально находящихся в стране иностранцев (официально, около 8 млн человек). В пользу иммиграционной реформы приводятся статистические прогнозы, по которым до 2020 г. американской экономике потребуется более 10 млн иностранных рабочих. Предполагается, что вывод «нелегалов» из подполья упростит контроль за иммиграционной средой, позволит точнее разобраться с наличием в стране иностранцев, их основными категориями.

Таким образом, для внесения корректив в государственную миграционную политику Российской Федерации в совокупности первоочередных мер административно-правового и организационно-технического характера представляется обоснованным предусмотреть создание Государственной комиссии по демографической, миграционной политике и трудовым ресурсам. Государственные интересы в сфере миграции в настоящее время, как никогда прежде, отражает системный подход к человеческим ресурсам.

При этом надо учитывать следующие факторы:

а) достаточность собственных ресурсов следует из эффективности функционирования системы воспроизводства населения (демографический аспект);

б) из структуры населения именно его трудоспособная часть обеспечивает общее благосостояние страны;

в) миграция - сфера, которая при достаточности собственного трудоспособного населения перераспределяет его ресурсы внутри страны и является преимущественно внутренней; при недостатке собственных трудовых ресурсов делает акцент на их приток извне (внешняя миграция - иммиграция).

В этой связи возникает необходимость в уточнении Концепции демографического развития РФ до 2015 г., а также в разработке Плана действий по ее реализации. Несомненно, интересы национальной безопасности страны прежде всего отражают государственные интересы - ввиду разобщённости общественных групп в России, интересы которых вряд ли ориентированы на национальную безопасность; то же самое можно считать характерным для ещё более разобщённых личных интересов граждан России.

Без реализации изложенного системного подхода вряд ли мы сможем минимизировать экономические потери от нелегальной трудовой деятельности. Отсутствуют эффективные экономические рычаги в регулировании миграционных процессов. С учётом окончания в 2009 г. Плана мероприятий по реализации Концепции регулирования миграционных процессов вытекает необходимость в разработке и введении в действие нового Плана мероприятий по реализации новой редакции Концепции в 2010-2014 гг. Это позволит перенести акценты в реализации государственной миграционной политики на приоритетные задачи:

всестороннюю поддержку иммиграционного процесса в Российскую Федерацию для замещения естественной убыли населения путём создания благоприятных внутренних и внешних условий, содействующих миграционной привлекательности страны; направленных на стимулирование процесса добровольного переселения в Россию соотечественников из-за рубежа;

обеспечение открытости и доступности системы отбора трудовых мигрантов в экономику России для привлечения квалифицированных специалистов из-за рубежа и содействия конкурентоспособности российских граждан на рынке труда;

формирование у населения страны толерантного отношения к мигрантам для их социальной интеграции и адаптации;

эффективное использование инструмента международных отношений для реализации государственных интересов Российской Федерации в сфере миграции;

для устранения издержек в государственном регулировании миграционных процессов повысить эффективность функционирования системы противодействия незаконной миграции.

К первоочередным политическим задачам мы также относим безотлагательное определениецелесообразности проведения на территории Российской Федерации мероприятий по легализации отдельных категорий иностранных граждан, пребывающих на территории Российской Федерации с неоформленным правовым (иммиграционным) статусом. С этой целью к концу года мы рассчитываем на ввод в эксплуатацию интегрированного центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации, который уже располагает более 12 млн. единиц миграционных сведений. К его перспективным элементам относятся и разрабатываемые паспорта с биометрическими параметрами.

Вместе с тем непосредственно в регионах страны, на уровне местного самоуправления нам не обойтись без комплекса целенаправленных мер на формирование у местного населения толерантного отношения к мигрантам.

3.2. Государственный программно-целевой подход по содействию добровольного переселения в Российской Федерации соотечественников: содержание и оценка перспектив реализации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.