В 1
квартале 2009 года в крае родилось 7826 детей, коэффициент рождаемости (число
родившихся на 1000 населения) увеличился по сравнению с январем-мартом 2008
года на 1, 7 % (таблица 1). В сельской местности он на 17, 4 % выше показателя
по городской местности. Наибольшее число детей (почти 65 %) родили женщины в
возрасте 20-29 лет, 2, 6 % детей рождены несовершеннолетними мамами. Среди
новорожденных 49 % - первенцы, 35 % – вторые дети, 11 % – третьи, 5 % – более
высокого порядка рождения. Каждый четвертый ребенок рожден вне
зарегистрированного брака, при этом только 36 % этих детей были признаны
отцами.
Число
умерших по краю за январь-март на 22 % превысило число родившихся, и составило
9559 человек. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года уровень
смертности (число умерших на 1000 населения) снизился на 2, 7 %. Основными
причинами смерти явились заболевания системы кровообращения (58 % умерших), новообразования
(13 %) и неестественные причины (8 %). На 16 % возрос уровень младенческой
смертности, каждый второй ребенок умер по причине перинатальной смертности, каждый
четвертый – по причине врожденных аномалий.
Таблица
2.6 Браки и разводы по Ставропольскому краю
|
Человек |
Январь-март 2009 г. в % к
январю-марту
2008 г.
|
На 1000 населения |
январь-март
2009 г.
|
январь-март
2008 г.
|
прирост (+), снижение (-) |
январь-март
2009 г.
|
январь-март
2008 г.
|
Зарегистрировано браков |
3371 |
3460 |
-89 |
97, 4 |
5, 1 |
5, 1 |
Зарегистрировано разводов |
2893 |
2843 |
50 |
101, 8 |
4, 3 |
4, 2 |
В 1
квартале 2009 года в крае официально зарегистрирован 3371 брак, более четверти
браков – повторные (таблица 2.6). Большинство женщин и мужчин (56 %) заключают
брак в возрасте 20-29 лет. Количество разводов составило 2893, более трети из
них пришлись на браки, длившиеся от 1 до 5 лет, а наименьший удельный вес в
общем числе зарегистрировавших развод (12 %) составляют семьи, прожившие 15-19
лет. Индекс разводимости составил 86 разводов в расчете на 100 браков, и возрос
в сравнении с январем–мартом 2008 года (82). 60 % распавшихся семейных пар
имели 2230 детей в возрасте до 18 лет.
В
январе-марте 2009 года на постоянное жительство в край прибыли 5177 человек, выехали
из края 3646 человек, миграционный прирост населения составил 1531 человек.
Внутрикраевая миграция снизилась по сравнению 1 кварталом 2008 года на 30 %, и
составила 4872 человека. Объем межрегиональной миграции также снизился на 20 %.
В потоках международной миграции преобладают прибывающие в край, и среди них –
мигранты их стран СНГ (Приложение 2). Данные о динамике миграции населения
Ставропольского края представлены в Приложении В.
На
начало 2009 года в Ставропольском крае статус вынужденного переселенца имели
1971 человек (1064 семьи). В течение года в миграционных службах края
осуществлялись только плановые мероприятия по снятию с регистрационного учета вынужденных
переселенцев, обращений граждан с ходатайством о признании вынужденными
переселенцами не было. В 2008 году сняты с учета по причине истечения срока
предоставления статуса 99 человек (53 семьи), по другим причинам – 2 человека
(2 семьи). Снятие с учета в связи с переселением в другие регионы России и в
связи с лишением статуса не зарегистрировано.
Отдельные
характеристики вынужденных переселенцев, проживающих на территории
Ставропольского края по состоянию на 1 января 2009 года представлены в
Приложении Г. Так с 20.03.1993 г. регистрируются обращения лиц, ходатайствующих
о признании их беженцами. На начало 2009 г. зарегистрировано 70 человек, подавших такие ходатайства (в т.ч. 35 – из Грузии, 33 – постоянно проживавших в
Афганистане, 2 – из Литвы). Статус беженцев в крае имеют 2 женщины, покинувшие
Узбекистан. Учёт обращений и предоставление временного убежища осуществляется с
2001г. Всего, с начала регистрации, в миграционные службы края обратились 59
человек (56 – из Афганистана, 2 – из Грузии, 1 – из Туркмении). За 2008г.
заявления получены от 45 человек, из них 43 вынужденно покинули Афганистан, 2 –
Грузию. На 1 января 2009г. статус получивших временное убежище в крае имели 68
человек, из них 66 человек ранее проживали в Афганистане, по одному выехали из
Грузии и Кувейта.
3.
Совершенствование управления миграцией в Cтавропольском крае и Российской
Федерации в целом
3.1.
Анализ состояния современной миграционной политики и предложения по ее
совершенствованию
Особенности
развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие
обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство
России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для
осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования
миграционных процессов в Российской Федерации».[2]
Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ.[3] В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 23 февраля 2002 года[4]
функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы
Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое
подразделение – Федеральная миграционная служба МВД России. Одними из главных
ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и
борьба с незаконной миграцией.
Основная
работа по выявлению незаконных мигрантов и применению к ним норм об
административной ответственности возложена подразделения по делам миграции
министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел
субъектов Российской Федерации. Структура управления миграционными потоками на
федеральном и региональном уровнях (на примере Ставропольского края) показана в
Приложении 2.
Федеральные
государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД,
УВД субъектов Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об
административных правонарушениях по статьям Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях[5], предусматривающих
ответственность за следующие правонарушения:
предпринимательская
детальность без государственной регистрации или без специального разрешения
(лицензии);
невыполнение
законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего
производство по делу об административном правонарушении;
заведомо
ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или
заведомо неправильный перевод;
нарушение
иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в
Российской Федерации. В этом ряду также нарушение должностным лицом организации,
принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, или лицом без гражданства,
либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или
лиц без гражданства в Российской Федерации;
нарушение
правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей
силы;
нарушение
иммиграционных правил;
нарушение
беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания;
незаконная
деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей;
неповиновение
законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего
государственный надзор (контроль);
невыполнение
в срок законного предписания (постановления, представления) органа
(должностного лица), осуществляющего государственный надзор;
непринятие
мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению
административного правонарушения;
непредставление
сведений (информации);
осуществление
деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения
(лицензии).
В
своей деятельности по выявлению нарушений иностранными гражданами или лицами
без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и правил привлечения и
использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы сотрудники
Управления по делам миграции тесно сотрудничают с другими службами и
подразделениями УВД.[6]
Координационным
органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти РФ
и ее субъектов по реализации единой государственной миграционной политики, является
Правительственная комиссия по миграционной политике. При разработке и
реализации государственной и региональной миграционной политики органы
исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти
субъектов сотрудничают с международными организациями, в первую очередь с УВКБ
ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ.
В
разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС
России призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти:
Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России, Минюст России, МВД
России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруда России, Минздрав
России, Минобразования России, Минкультуры России и другие заинтересованные
органы власти. [7]
Для
проведения регулярных проверок мест предполагаемого скопления нелегальных
мигрантов, таких, как вокзалы, рынки, стройки, формируются группы из
сотрудников управления по делам миграции, управления по борьбе с экономическими
преступлениями, паспортно-визового управления, патрульно-постовой службы, участковыми
инспекторами.
Для
реализации государственной миграционной политики Правительство Российской
Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно
предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий.
В
настоящее время в ходе работы Межведомственной рабочей группы по
совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации
разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в
Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[8]
Миграционная
политика учитывает основные положения Комплексного плана мероприятий по
регулированию миграционных процессов в Российской Федерации в 1998-2000 годах и
Федеральной миграционной программы, утвержденной Указом Президента Российской
федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе».[9] Государственная
миграционная политика Российской Федерации основывается нормах международного
права и международных договорах, положениях Конституции РФ и выражается в
федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и соглашениях между
федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и в их
деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных
государств.[10]
Российская
Федерация за последние десять лет стала участником большинства международных
договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на
свободу передвижения.
В
соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[11]
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры
Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В
нее входит международный Билль о правах человека, который включает Всеобщую
декларацию прав человека, Международный пакт о защите гражданских и
политических прав и Факультативные протоколы к нему. Эти документы образуют
основу для признания и соблюдения прав человека в контексте международного
права, включающего в себя принцип гуманного обращения с беженцами, вынужденными
переселенцами и лицами, ищущими убежище. Также следует отметить документы, к
которым Россия присоединилась, вступая в Совет Европы. Например, Конвенция о
защите прав человека и основных свобод и протокол № 4 (март 1998г.).
Российская
Федерация официально объявила о своем присоединении к Конвенции о статусе
беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев 13 ноября 1992 г. При этом Россия взяла на себя абсолютно все обязательства по Конвенции и протоколу без
каких-либо оговорок.
В
целях создания единого для государств СНГ правового поля Главами государств
Содружества в 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным
переселенцам уделяется незаслуженно мало внимания. Даже поверхностный анализ
текста показывает, что правовой потенциал этого документа до конца не
востребован.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|