на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Проблемы миграции и ее современное состояние

К отраслям с высокими темпами роста производства продукции относятся пищевая, топливная, химическая и нефтехимическая отрасли промышленности.

Таблица 2.4. Удельный вес отраслей промышленности в общих объемах производства, численности занятых и фонда оплаты труда (по данным 2008 года)

Отрасли промышленности

Удельный

вес в общем

объеме

производства, %

Удельный

вес занятых в

производстве, %

Доля фонда

оплаты труда

отраслей в

его общем

объеме, %

Вся промышленность 100, 0 100, 0 100, 0
Электроэнергетика 27, 6 15, 0 21, 1
Топливная 5, 6 6, 1 8, 6

Химическая и 

нефтехимическая

20, 7 13, 6 25, 0

Машиностроение и

металлообработка

10, 5 23, 2 15, 0
Деревообрабатывающая 0, 9 0, 8 0, 5

Производство 

строительных материалов

2, 8 5, 4 3, 6
Легкая 1, 0 4, 1 1, 5
Пищевая 20, 7 21, 9 16, 4

Стекольная и 

фарфоро-фаянсовая

2, 6 2, 8 2, 3

В настоящее время проблемы социально-демографического развития являются для Ставрополья одними из наиболее острых. Достаточно отметить, что впервые за последнее десятилетие миграционный прирост населения не перекрыл его естественную убыль. Некоторое снижение смертности в 1998 году сменилось ее ростом в 2006, 2007 и 2008 годах. За исследуемый период естественная убыль населения края возросла на 4 тыс. человек, если в 2005 году она составляла 8, 6 тыс. человек, то в 2008 году - 12, 6 тыс. человек.

Средняя продолжительность жизни населения в Ставропольском крае на протяжении всех анализируемых лет была выше, чем в среднем по России, на 1 - 1, 5 года, как мужчин, так и женщин. Однако средняя продолжительность жизни населения края в 2008 году составила 67, 8 лет и снизилась по сравнению с 2005 годом на 0, 3 года. (Справочно: средняя продолжительность в среднем по России - 67, 2 года, в Южном федеральном округе - 67, 7 лет.) Мужчины не доживают в среднем до пенсионного возраста, а женщины «переживают» их на 11, 6 лет, достигая возраста 73, 8 года. Аналогичная ситуация складывается и в целом по России, и в Южном федеральном округе - женщины живут дольше мужчин на 11, 9 и 10, 9 лет соответственно.

В настоящее время соотношение мужчин и женщин в общей численности населения составляет соответственно 47 и 53 процента, что соответствует процентному соотношению количества мужчин и женщин как в целом по России, так и в Южном федеральном округе. Но уже сейчас наблюдается значительный перекос между численностью мужчин и женщин равных возрастных групп. Если мальчиков рождается приблизительно на 10 процентов больше, чем девочек, а в трудоспособном возрасте число мужчин и женщин практически равно, то в возрасте старше трудоспособного численность женщин почти в два раза превышает численность мужчин. Это является еще одним свидетельством демографического и социального неблагополучия. Следует также отметить, что число лиц в старшем трудоспособном возрасте постоянно растет, что свидетельствует о старении трудоспособной части населения.

Северокавказский регион в силу своего географического положения, благоприятных природно-климатических условий, богатого экономического потенциала, развитой социальной и транспортной инфраструктуры традиционно обладал большой привлекательностью для переселенцев из других регионов страны.

Вследствие прозрачности границ со странами СНГ, в регионе существует феномен незаконной миграции, отмечено появление значительного числа иностранных граждан и лиц без гражданства, чье пребывание не легализовано.

Миграционные процессы, происходящие в течение последних восьми лет в Ставропольском крае, приобрели значение факторов, оказывающих существенное влияние на социально-политическую, экономическую, демографическую ситуацию, межнациональные отношения, состояние рынка труда, санитарно-эпидемиологическую и криминогенную обстановку.

На Ставропольский край ежегодно приходится до 10 процентов общего миграционного прироста России, при этом проживает здесь около 2 процентов ее населения.

В структуре миграционного прироста Ставропольского края определяющим является Северо-Кавказский регион. Так, доля Чеченской Республики, Республики Северная Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан в нем составила 55 процентов.

В Ставропольском крае (с 1 июля 1992 года) официально было зарегистрировано 78, 4 тыс. вынужденных переселенцев, или 10 процентов всего миграционного потока России. По причине истечения срока действия статуса вынужденного переселенца с регистрационного учета в Ставропольском крае снято 54, 2 тыс. человек, общая численность имеющих статус вынужденного переселенца в крае составляет 24, 2 тыс. человек.

Из общего количества 58 процентов мигрантов прибыло из Чеченской Республики, 28 % - из Казахстана, 9 % - из Узбекистана, 10 % - из Азербайджана. Из общей численности вынужденных переселенцев более 5 тыс. человек (22 %) составляют дети в возрасте до 16 лет и 7, 5 тыс. человек (31 %) - старше трудоспособного возраста.

По национальному составу удельный вес русского населения составляет 81, 7 % от общего числа вынужденных переселенцев, 5, 3 % - армяне, 3, 8 % - ногайцы, По уровню образования 12, 5 % мигрантов имеют высшее образование, 30, 6 % - незаконченное высшее и среднее специальное, 56, 9 % - среднее. Только 38, 4 % переселенцев имеют работу, 29, 4 % - пенсионеры, 27, 9 % находятся на иждивении.

В 2008 году вынужденные переселенцы расселялись в основном в г. Буденновске и Буденновском районе, г. Георгиевске и Георгиевском районе, г. Ставрополе, г. Невинномыске, в районах: Кочубеевском, Кировском, Нефтекумском, Шпаковском.

Действия Правительства края, направленные на улучшение социально-экономического положения края, подразделяются на меры финансового характера и организационно-правового характера. К первым относятся мероприятия по привлечению средств из федерального бюджета путем участия в федеральных целевых программах, разработка и реализация краевых целевых программ, мероприятия налогово-бюджетной политики. Ко вторым относятся меры организационного характера, а также совершенствование и расширение нормативно-правовой базы.

Анализ сильных и слабых сторон Ставропольского края, а также угроз и возможностей, определяемых внешними факторами показал следующее.

Сильные стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития экономики и социальной сферы Ставропольского края.

Слабые стороны - это те действующие факторы, которые снижают эффективность проводимой органами государственной власти Ставропольского края экономической и социальной политики.

Угрозы - это те отрицательные факторы, которые реально могут затормозить темпы экономического и социального развития Ставропольского края. Формально эти факторы не зависят от действий Правительства края. Однако, их правильная оценка и принятие упреждающих мер на федеральном и межрегиональном уровне по инициативе и при участии органов исполнительной и законодательной власти края могут реально снизить их негативный эффект.

Оценка возможностей Ставропольского края имеет, в основном, положительный вектор, определяемый, в частности, политикой федерального центра и складывающейся конъюнктурой межрегиональных рынков Российской Федерации.

Сильные стороны (внутренние факторы):

1. Выгодное географическое положение для продвижения товаров в Закавказье, страны Ближнего и Среднего Востока, Индию.

2. Благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельскохозяйственного производства. Наличие четырех почвенно-климатических зон, создающих возможности для диверсификации агробизнеса и повышения его устойчивости к изменению конъюнктуры рынка.

3. Значительные запасы нефти, газа, минеральных вод, нерудных материалов, позволяющие создавать новые производственные мощности с гарантированными рынками сбыта производимой продукции.

4. Концентрация крупнейших на Северном Кавказе мощностей, генерирующих электроэнергию в объемах, превышающих в 3 раза существующую потребность края, что является одним из определяющих факторов при размещении дополнительных производственных мощностей.

5. Развитая сеть транспортных коммуникаций. Высокая плотность автомобильных дорог (коэффициент плотности автодорог в 3, 3 раза выше, чем в среднем по России), наличие двух международных аэропортов, регионального участка Северо-Кавказской железной дороги создают необходимые условия для организации транзитного товаропотока и транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.

6. Наличие на территории края уникального особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод обеспечивает конкурентную базу для развития санаторно-курортных и туристических услуг.

7. Развитие услуг связи и современной телекоммуникационной инфраструктуры, опережающей темпы роста экономики края в целом. Наличие кольцевой волоконно-оптической линии с полным охватом территории.

8. Достаточный уровень концентрации кредитных ресурсов банков для реализации крупномасштабных проектов.

Слабые стороны (внутренние факторы):

1. Производственная плотность значительно ниже плотности населения края (объем ВРП на душу населения составляет лишь 53 процента от среднероссийского уровня, а плотность населения в 5 раз превышает среднероссийский уровень).

2. Низкая инвестиционная привлекательность края для проведения активных структурных преобразований в экономике.

3. Низкая степень освоения отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов края.

4. Ухудшение качества сельскохозяйственных земель.

5. Концентрация производственных мощностей основных отраслей промышленности на незначительном количестве организаций.

6. Высокая степень износа основных фондов организаций.

7. Неразвитость и отсутствие некоторых элементов рыночной и производственной инфраструктуры.

8. Относительно низкий уровень квалификации рабочей силы.

9. Деформированная структура внешнеторгового оборота (удельный вес экспорта в ВРП края в 2001 г. составил 12 процентов или в 3 раза меньше, чем доля экспорта в ВВП России).

10. Низкий уровень менеджмента для обеспечения высоких темпов роста конкурентоспособности организаций.

11. Дотационность бюджета Ставропольского края.

12. Высокий уровень бедности населения и высокая степень дифференциации уровня его доходов.

Потенциальные возможности (внешние факторы):

1. Проводимая в Российской Федерации налоговая политика позволяет:

снизить налоговое бремя на товаропроизводителей и создать условия для легализации бизнеса;

дебюрократизировать экономику, создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, выровнять условия конкуренции.

2. Реформа системы межбюджетных отношений формирует объективные подходы к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

3. Постоянное повышение жизненного уровня и покупательской способности населения России является дополнительным финансовым источником для развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод.

Угрозы (внешние факторы):

1. Географическая близость к зонам политической нестабильности в регионах Северного Кавказа и Закавказья.

2. Снижение объемов инвестиций, поступающих из-за пределов территории края.

3. Недостаточный уровень государственного регулирования миграционных процессов.

4. Неэффективность существующего механизма финансового оздоровления организаций.

5. Неразвитость фондового рынка и высокая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сравнении со средней рентабельностью основных отраслей экономики края.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.