К
отраслям с высокими темпами роста производства продукции относятся пищевая, топливная,
химическая и нефтехимическая отрасли промышленности.
Таблица
2.4. Удельный вес отраслей промышленности в общих объемах производства, численности
занятых и фонда оплаты труда (по данным 2008 года)
Отрасли промышленности |
Удельный
вес в общем
объеме
производства, %
|
Удельный
вес занятых в
производстве, %
|
Доля фонда
оплаты труда
отраслей в
его общем
объеме, %
|
Вся промышленность |
100, 0 |
100, 0 |
100, 0 |
Электроэнергетика |
27, 6 |
15, 0 |
21, 1 |
Топливная |
5, 6 |
6, 1 |
8, 6 |
Химическая и
нефтехимическая
|
20, 7 |
13, 6 |
25, 0 |
Машиностроение и
металлообработка
|
10, 5 |
23, 2 |
15, 0 |
Деревообрабатывающая |
0, 9 |
0, 8 |
0, 5 |
Производство
строительных материалов
|
2, 8 |
5, 4 |
3, 6 |
Легкая |
1, 0 |
4, 1 |
1, 5 |
Пищевая |
20, 7 |
21, 9 |
16, 4 |
Стекольная и
фарфоро-фаянсовая
|
2, 6 |
2, 8 |
2, 3 |
В
настоящее время проблемы социально-демографического развития являются для
Ставрополья одними из наиболее острых. Достаточно отметить, что впервые за
последнее десятилетие миграционный прирост населения не перекрыл его
естественную убыль. Некоторое снижение смертности в 1998 году сменилось ее
ростом в 2006, 2007 и 2008 годах. За исследуемый период естественная убыль
населения края возросла на 4 тыс. человек, если в 2005 году она составляла 8, 6
тыс. человек, то в 2008 году - 12, 6 тыс. человек.
Средняя
продолжительность жизни населения в Ставропольском крае на протяжении всех
анализируемых лет была выше, чем в среднем по России, на 1 - 1, 5 года, как
мужчин, так и женщин. Однако средняя продолжительность жизни населения края в
2008 году составила 67, 8 лет и снизилась по сравнению с 2005 годом на 0, 3
года. (Справочно: средняя продолжительность в среднем по России - 67, 2 года, в
Южном федеральном округе - 67, 7 лет.) Мужчины не доживают в среднем до
пенсионного возраста, а женщины «переживают» их на 11, 6 лет, достигая возраста
73, 8 года. Аналогичная ситуация складывается и в целом по России, и в Южном
федеральном округе - женщины живут дольше мужчин на 11, 9 и 10, 9 лет
соответственно.
В
настоящее время соотношение мужчин и женщин в общей численности населения
составляет соответственно 47 и 53 процента, что соответствует процентному
соотношению количества мужчин и женщин как в целом по России, так и в Южном
федеральном округе. Но уже сейчас наблюдается значительный перекос между
численностью мужчин и женщин равных возрастных групп. Если мальчиков рождается
приблизительно на 10 процентов больше, чем девочек, а в трудоспособном возрасте
число мужчин и женщин практически равно, то в возрасте старше трудоспособного
численность женщин почти в два раза превышает численность мужчин. Это является
еще одним свидетельством демографического и социального неблагополучия. Следует
также отметить, что число лиц в старшем трудоспособном возрасте постоянно
растет, что свидетельствует о старении трудоспособной части населения.
Северокавказский
регион в силу своего географического положения, благоприятных
природно-климатических условий, богатого экономического потенциала, развитой
социальной и транспортной инфраструктуры традиционно обладал большой
привлекательностью для переселенцев из других регионов страны.
Вследствие
прозрачности границ со странами СНГ, в регионе существует феномен незаконной
миграции, отмечено появление значительного числа иностранных граждан и лиц без
гражданства, чье пребывание не легализовано.
Миграционные
процессы, происходящие в течение последних восьми лет в Ставропольском крае, приобрели
значение факторов, оказывающих существенное влияние на социально-политическую, экономическую,
демографическую ситуацию, межнациональные отношения, состояние рынка труда, санитарно-эпидемиологическую
и криминогенную обстановку.
На
Ставропольский край ежегодно приходится до 10 процентов общего миграционного
прироста России, при этом проживает здесь около 2 процентов ее населения.
В
структуре миграционного прироста Ставропольского края определяющим является
Северо-Кавказский регион. Так, доля Чеченской Республики, Республики Северная
Осетия - Алания, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Дагестан в нем
составила 55 процентов.
В
Ставропольском крае (с 1 июля 1992 года) официально было зарегистрировано 78, 4
тыс. вынужденных переселенцев, или 10 процентов всего миграционного потока
России. По причине истечения срока действия статуса вынужденного переселенца с
регистрационного учета в Ставропольском крае снято 54, 2 тыс. человек, общая
численность имеющих статус вынужденного переселенца в крае составляет 24, 2
тыс. человек.
Из
общего количества 58 процентов мигрантов прибыло из Чеченской Республики, 28 %
- из Казахстана, 9 % - из Узбекистана, 10 % - из Азербайджана. Из общей
численности вынужденных переселенцев более 5 тыс. человек (22 %) составляют
дети в возрасте до 16 лет и 7, 5 тыс. человек (31 %) - старше трудоспособного
возраста.
По
национальному составу удельный вес русского населения составляет 81, 7 % от
общего числа вынужденных переселенцев, 5, 3 % - армяне, 3, 8 % - ногайцы, По
уровню образования 12, 5 % мигрантов имеют высшее образование, 30, 6 % - незаконченное
высшее и среднее специальное, 56, 9 % - среднее. Только 38, 4 % переселенцев
имеют работу, 29, 4 % - пенсионеры, 27, 9 % находятся на иждивении.
В
2008 году вынужденные переселенцы расселялись в основном в г. Буденновске и
Буденновском районе, г. Георгиевске и Георгиевском районе, г. Ставрополе, г.
Невинномыске, в районах: Кочубеевском, Кировском, Нефтекумском, Шпаковском.
Действия
Правительства края, направленные на улучшение социально-экономического
положения края, подразделяются на меры финансового характера и
организационно-правового характера. К первым относятся мероприятия по
привлечению средств из федерального бюджета путем участия в федеральных целевых
программах, разработка и реализация краевых целевых программ, мероприятия
налогово-бюджетной политики. Ко вторым относятся меры организационного
характера, а также совершенствование и расширение нормативно-правовой базы.
Анализ
сильных и слабых сторон Ставропольского края, а также угроз и возможностей, определяемых
внешними факторами показал следующее.
Сильные
стороны (внутренние факторы) рассматриваются как конкурентные преимущества, на
базе которых может быть основана долгосрочная стратегия устойчивого развития
экономики и социальной сферы Ставропольского края.
Слабые
стороны - это те действующие факторы, которые снижают эффективность проводимой
органами государственной власти Ставропольского края экономической и социальной
политики.
Угрозы
- это те отрицательные факторы, которые реально могут затормозить темпы
экономического и социального развития Ставропольского края. Формально эти
факторы не зависят от действий Правительства края. Однако, их правильная оценка
и принятие упреждающих мер на федеральном и межрегиональном уровне по
инициативе и при участии органов исполнительной и законодательной власти края
могут реально снизить их негативный эффект.
Оценка
возможностей Ставропольского края имеет, в основном, положительный вектор, определяемый,
в частности, политикой федерального центра и складывающейся конъюнктурой
межрегиональных рынков Российской Федерации.
Сильные
стороны (внутренние факторы):
1.
Выгодное географическое положение для продвижения товаров в Закавказье, страны
Ближнего и Среднего Востока, Индию.
2.
Благоприятные почвенно-климатические условия для развития сельскохозяйственного
производства. Наличие четырех почвенно-климатических зон, создающих возможности
для диверсификации агробизнеса и повышения его устойчивости к изменению
конъюнктуры рынка.
3.
Значительные запасы нефти, газа, минеральных вод, нерудных материалов, позволяющие
создавать новые производственные мощности с гарантированными рынками сбыта
производимой продукции.
4.
Концентрация крупнейших на Северном Кавказе мощностей, генерирующих
электроэнергию в объемах, превышающих в 3 раза существующую потребность края, что
является одним из определяющих факторов при размещении дополнительных
производственных мощностей.
5.
Развитая сеть транспортных коммуникаций. Высокая плотность автомобильных дорог
(коэффициент плотности автодорог в 3, 3 раза выше, чем в среднем по России), наличие
двух международных аэропортов, регионального участка Северо-Кавказской железной
дороги создают необходимые условия для организации транзитного товаропотока и
транспортного обслуживания существующих и вновь создаваемых производств.
6.
Наличие на территории края уникального особо охраняемого эколого-курортного
региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод обеспечивает
конкурентную базу для развития санаторно-курортных и туристических услуг.
7.
Развитие услуг связи и современной телекоммуникационной инфраструктуры, опережающей
темпы роста экономики края в целом. Наличие кольцевой волоконно-оптической
линии с полным охватом территории.
8.
Достаточный уровень концентрации кредитных ресурсов банков для реализации
крупномасштабных проектов.
Слабые
стороны (внутренние факторы):
1.
Производственная плотность значительно ниже плотности населения края (объем ВРП
на душу населения составляет лишь 53 процента от среднероссийского уровня, а
плотность населения в 5 раз превышает среднероссийский уровень).
2.
Низкая инвестиционная привлекательность края для проведения активных
структурных преобразований в экономике.
3.
Низкая степень освоения отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов края.
4.
Ухудшение качества сельскохозяйственных земель.
5.
Концентрация производственных мощностей основных отраслей промышленности на
незначительном количестве организаций.
6.
Высокая степень износа основных фондов организаций.
7.
Неразвитость и отсутствие некоторых элементов рыночной и производственной
инфраструктуры.
8.
Относительно низкий уровень квалификации рабочей силы.
9.
Деформированная структура внешнеторгового оборота (удельный вес экспорта в ВРП
края в 2001 г. составил 12 процентов или в 3 раза меньше, чем доля экспорта в
ВВП России).
10.
Низкий уровень менеджмента для обеспечения высоких темпов роста
конкурентоспособности организаций.
11.
Дотационность бюджета Ставропольского края.
12.
Высокий уровень бедности населения и высокая степень дифференциации уровня его
доходов.
Потенциальные
возможности (внешние факторы):
1.
Проводимая в Российской Федерации налоговая политика позволяет:
снизить
налоговое бремя на товаропроизводителей и создать условия для легализации
бизнеса;
дебюрократизировать
экономику, создать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, выровнять
условия конкуренции.
2.
Реформа системы межбюджетных отношений формирует объективные подходы к
выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
3.
Постоянное повышение жизненного уровня и покупательской способности населения России
является дополнительным финансовым источником для развития санаторно-курортного
комплекса Кавказских Минеральных Вод.
Угрозы
(внешние факторы):
1.
Географическая близость к зонам политической нестабильности в регионах
Северного Кавказа и Закавказья.
2.
Снижение объемов инвестиций, поступающих из-за пределов территории края.
3.
Недостаточный уровень государственного регулирования миграционных процессов.
4.
Неэффективность существующего механизма финансового оздоровления организаций.
5.
Неразвитость фондового рынка и высокая ставка рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации в сравнении со средней рентабельностью основных
отраслей экономики края.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|