Если
говорить о политике стран СНГ в области вынужденной миграции, то в ее развитии
на протяжении 1990-х годов можно выделить несколько этапов. Первый, хронологически
охватывающий 1992-1995 гг., характеризовался тем, что государства, столкнувшись
с проблемами вынужденной миграции, осознали, что их решение невозможно на
национальном уровне.
Надежда
на помощь международного сообщества стала основной причиной, подвигнувшей в то
время Азербайджан, Армению, Россию и Таджикистан на присоединение к Конвенции
ООН о статусе беженцев 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. Не меньшие, и как казалось, обоснованные надежды возлагались на перспективы конструктивного
сотрудничества стран СНГ: в сентябре 1993 г. было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, которое предусматривало создание
специального Межгосударственного фонда помощи беженцам и вынужденным
переселенцам. Одновременно было заключено Соглашение о первоочередных мерах по
защите жертв вооруженных конфликтов, несколько ранее - Соглашение по вопросам, связанным
с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов, позднее
- Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.
По сути, весь этот период прошел под знаком балансирования между упованиями на
помощь международного сообщества и сотрудничества в рамках СНГ. В большинстве
случаев, принимающие страны готовы были идти на любое сотрудничество, позволявшее
им снизить бремя политических и социально-экономических издержек, связанных с
приемом и обустройством вынужденных мигрантов. Хотя и внутри этой группы
имелись противоречия: одни государства были более заинтересованы в решении
проблем беженцев, другие – внутренних перемещенных лиц.
Следующий
этап, 1995-1996 гг., характеризуется социально-политической стабилизацией в
странах СНГ и прекращением вооруженных действий в зонах наиболее кровавых
конфликтов: армяно-азербайджанского, абхазского, таджикского, что
способствовало резкому сокращению потоков вынужденных мигрантов из государств
Закавказья и Таджикистана. Военные действия в зонах не столь масштабных
приднестровского и югоосетинского конфликта были прекращены в 1992 г., причем практически все беженцы и перемещенные лица вернулись в места постоянного проживания
на территории Молдовы уже осенью 1992 г. Определенную роль в снижении масштабов
иммиграции в Россию сыграла и эскалация войны в Чечне. На смену вынужденным
миграциям приходят миграции по иным, социально-экономическим мотивам. На этом
этапе перед странами СНГ встала задача приведения национального законодательства
о вынужденных мигрантах в соответствие с международными нормами и соглашениями.
Последний
этап, начало которого приходится на 1997 г., характеризуется неуклонным сокращением численности беженцев и перемещенных лиц, наиболее уязвимых групп
вынужденных мигрантов на пространстве СНГ.
Наиболее
впечатляющим было снижение числа беженцев в России: в 1998-2000 гг. их
численность снизилась в 9 раз: на 1 января 2001 г. в России было 26 тысяч беженцев, тогда как в начале 1998 г. - 235 тысяч. Причиной неуклонного сокращения их численности в России является утрата статуса беженцами, прибывшими
в страну в начале 1990-х гг., в соответствии с действующим законодательством;
приток новых претендентов на статус не покрывает это выбытие.
По
иным причинам сокращалась численность беженцев в других принимающих
государствах СНГ. Масштабной сокращение численности беженцев в 2000г. имело
место в Армении и Азербайджане, например, в основном за счет их натурализации.
Вместе с тем, сокращение численности беженцев в традиционных принимающих
странах СНГ сопровождается ростом их численности в центральноазиатских
государствах СНГ, на границах которых обстановка накаляется: Казахстане, Таджикистане,
Узбекистане.
В
качестве положительной тенденции можно отметить начавшийся процесс репатриации
вынужденных мигрантов на родину. Так, в 2003 г. продолжалось возвращение в места постоянного проживания беженцев – осетин из Грузии, проживающих на территории
Российской Федерации. Количество лиц, возвратившихся в Южную Осетию, увеличилось
по сравнению с 2007 г. почти в 3 раза. Правда, в абсолютном исчислении эти
цифры не очень велики: в 2007 г. на родину вернулось 52 семьи в составе 151
человека. Аналогичный процесс наблюдается и в отношении внутриперемещенных лиц.
В 2007г. на территорию Чеченской республики из Республики Ингушетия вернулось
12, 3 тыс. человек. В документах соответствующих органов подчеркивается, что
репатриация граждан носит исключительно добровольный характер. Однако
значительное число людей остаются вынужденными мигрантами. На 1 января 2004 г. по данным регистрационного учета численность внутриперемещенных лиц, находящихся в местах
временного размещения на территории России составляет 255, 3 тыс. человек.
Можно
констатировать, что в России, с одной стороны, за 1991-2002 гг. была создана
определенная законодательная база, давшая свободу передвижению российских
граждан, с другой стороны, ужесточающая меры против миграции из стран ближнего
и дальнего зарубежья. И эта двойственность отношения к миграции, как и
непонимание основных закономерностей международной миграции, привели к тому, что
за эти годы так и не была сформирована концепция эффективной миграционной
политики.
В 2000 г. ФМС была ликвидирована, и функции управления миграционными процессами были переданы
Министерству по делам Федерации, национальной и миграционной политики. Уже само
название Министерства предопределяло понимание миграции как внутреннего, а не
международного процесса. В октябре 2001 г. Министерство было упразднено и через несколько месяцев осуществление миграционной политики было включено в
компетенцию Министерства внутренних дел РФ. С передачей функций регулирования
миграционных процессов в ведение МВД РФ, все внимание «вдруг» стало вращаться
вокруг нелегальной миграции при том, что все остальные формы миграционного
движения опять остались «за бортом». Собственно, в этом заключается еще один
миф, который стал складываться в мире, в том числе в России, после трагических
событий 11 сентября 2001 г. в США.
2.
Анализ состояния миграции и миграционных проблем на примере Ставропольского
края
2.1.
Миграционные процессы в современной России
Миграция
представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в
громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая
этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке
труда. Миграция – явление, неизбежным следствием которого становится усложнение
экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности.
Крупные города и густонаселенные регионы России наиболее интересны для
мигрантов, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как
в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне
безработицы порядка 5, 5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным
Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году
их число достигнет прочти 20 % от населения страны. Такая «перспектива»
развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.
Особой
проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из
трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная
занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто
работает, разрешение на работу имеют менее 30 %, а регистрацию по месту
жительства – около 50 % да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в
разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение:
43
% – на стройках (чернорабочие, каменщики и бетонщики и т. д.);
21
% – торгуют на вещевых и продуктовых рынках;
14
% – ремонтируют квартиры и прочие объекты недвижимости;
8 %
– работают слесарями в автосервисе;
6 %
– трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе;
5 %
– работают водителями общественного странспорта;
3 %
– офисные работники.
Часто
миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную
криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников,
объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов.
В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах
миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по
совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних
дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых
иностранными гражданами в России увеличилось в 2, 5 раза. При этом удельный вес
граждан СНГ составляет более 90 процентов. Анализ угроз национальной
безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя
и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ,
моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением
нелегальных мигрантов. Все это порождает массу проблем для власти и общества.
На заседании Совета безопасности России в октябре прошлого года было
констатировано, что проблемы незаконной иммиграции и связанная с нею
криминальная деятельность, достигли масштаба угроз национальной безопасности.
Основной
поток незаконной миграции около (90 %) в Россию идет из стран СНГ, (10 %) - из
стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность
незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону,
Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская
и Оренбургская области) варьирует от 0, 5 до 3 % населения, в Москве она
составляет более 10 %. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов
в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов
показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39 %), туристическим (31 %) и
учебным (11 %). Часть респондентов (16 %) въехала в Россию без виз, используя
безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3 %).
Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах
показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются: а)
на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и
российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты
пропуска Москвы и Санкт-Петербурга; б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская
граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные
пункты пропуска Москвы и Санкт-ПетербургаВ последние годы многие страны мира, особенно
Европы, страдают от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук. В
нашей стране, контуры этой проблемы стали вырисовываться, начиная с 80-х годов,
когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него
поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в
полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион
человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и
60 тысяч женщин. Уменьшение числа работающего населения по отношению к
пенсионерам приведет к перенапряжению системы социального обеспечения и
дефициту на рынке труда. В ежегодном американском докладе-прогнозе (Mapping the
Global Future) развития ситуации в мире до 2020 года, подготовленном
авторитетным Национальным советом по разведке США, авторам исследования
достаточно пессимистичным видится демографическое будущее России: «Продолжится
существующая тенденция снижения рождаемости и сокращения продолжительности
жизни, что может серьезно повлиять на политическое развитие, а также на
трудовые ресурсы и здоровье людей».
Очевидно,
что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в
рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим
возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым
дефицитным ресурсом. Миграция населения (прежде всего трудовая) – нормальное и
даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа
трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния
миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником
роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий
является миграция.
В
создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно
становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция
сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее
трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов,
не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время
избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую
карту страны ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны
опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против
решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на
известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и
доведение населения России до 300 млн. человек. В своем ежегодном послании
Федеральному Собранию РФ В.В. Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в
стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое –
снижение смертности. Второе – эффективная миграционная политика. И третье –
повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить
проблему без увеличения рождаемости», – указывает бывший глава государства. Для
этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать
нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей,
– заявил премьер - министр РФ, – у России, существует огромный потенциал».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|