на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья

Другая состоит в том, что внешний рынок предъявляет  спрос главным образом на российские топливно-сырьевые  ресурсы и полупродукты, почти  не принимая наших готовых изделий вследствие  их низкой конкурентоспособности. В 1997 г. доля минерального сырья и топлива в российском экспорте в «дальнее зарубежье» составила  47 %, черных и цветных металлов - 23,4, тогда как удельный вес машин и транспортных  средств не превышал 8,3, а химических  продуктов - 8,2%. Тем самым объективно  поощряется закрепление топливно-сырьевой специализации России, оттесняемой, таким образом,  на обочину мирового рынка, в ряды развивающихся  стран.

 Рисунок 1. Динамика объемов ВВП (по паритету покупательной способности доллара), внешнего  товарооборота, млрд. долл. (левая шкала) и внешнеторговой квоты России, % (правая шкала). 

Источник: Ю. Шишков Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г., с. 84

 

Рисунок 2. Индексы ВВП, экспорта, внутреннего потребительского и инвестиционного спроса  в России в 1991-1997 гг  (1990 г. = 100 %).

Источник: Ю. Шишков Россия в глобализируемой системе международных хозяйственных связей // РЭЖ № 10 1998 г., с. 85

В то же время состояние экспортоориентированных отраслей, да и всей российской экономики  все больше зависит от конъюнктуры мирового рынка. Это убедительно показало снижение к середине августа 1998 г до рекордно  низкого за последние десять лет уровня (1,5 долл. за баррель) мировых цен на нефть, приведшее к существенным потерям экспортных  доходов России и уменьшению налоговых поступлений в бюджет, что в свою очередь потянуло  за собой цепочку других осложнений, усугубивших и без того тяжелый финансовый кризис. [3]


За последние годы произошло быстрое  насыщение внутреннего рынка новыми для россиян продовольственными и другими потребительскими  товарами. Под давлением конкуренции  извне отечественные производители, оказались перед необходимостью  значительно повышать качество своей продукции, улучшать ее дизайн, расширять  ассортимент, налаживать послесбытовое обслуживание. Впрочем, хлынувший в страну поток зарубежных товаров застал врасплох многих  отечественных производителей готовых изделий.  Промышленность, выпускающая товары широкого потребления, нередко оказывается бессильной противостоять внешним конкурентам  и сдает позиции. Так, например, в первом полугодии 1998 г. в магазинах России ассортимент  импортных парфюмерно-косметических товаров был вдвое более разнообразен, чем отечественных,  электротоваров - в 2,3 раза, фототоваров -  в 4, телевизоров и стиральных машин -  в 10, видеомагнитофонов - в 65 раз[4].

Конечно, рост зависимости от зарубежных поставок товаров бытового назначения решающей  опасности для России не представляет. Гораздо  серьезнее обстоит дело с импортом продовольствия  и машинного оборудования. В результате  сокращения отечественного сельскохозяйственного  производства (почти на 43 % с 1990 г.) даже сравнительно небольшое увеличение  импорта привело к тому, что доля внешних  поставок мяса и других пищевых товаров  во внутреннем потреблении превысила 50 %, перекрыв допустимый предел продовольственной  безопасности страны. Нечто подобное произошло и на рынке станочного оборудования.  Будучи в прошлом одной из ведущих мировых  станкостроительных держав, Россия к 1998 г. сократила производство станков до 17% от уровня 1990 г.[5] Но и эта продукция в основном  поставляется в развивающиеся страны. Внутренние же заказы на отечественные станки  почти отсутствуют: отчасти по причине нехватки  средств на закупку, отчасти из-за того, что они значительно уступают по качеству импортным  аналогам, на приобретение которых российские предприятия получают связанные кредиты иностранных фирм-поставщиков. В результате отечественное станкостроение оказалось  на грани вымирания.

Не менее основательно Россия врастает и в мировую финансовую систему. Прежде всего в качестве заемщика: ее внешний долг увеличился  с 95,3 млрд. долл. (унаследованных в 1991 г. от СССР) до 130,8 млрд. на 1 января 1998 г.[6] Известно, что в условиях рыночной экономики в долг живут все государства (как развивающиеся,  испытывающие дефицит финансовых ресурсов,  так и капиталоизбыточные развитые страны), а самым большим должником в мире являются США, государственный долг которых достигает сегодня около 5,5 трлн. долл. Величина  накопленного Россией долга сравнительно  умеренна: он составляет 128 % от экспортных  доходов страны. Согласно международным меркам, это не выходит за пределы нормы: в 1997-1998 гг. для развивающихся стран соотношение  внешнего долга и экспорта составляло  в среднем около 140 %. С учетом реструктурирования  задолженности в рамках Парижского  и Лондонского клубов международных кредиторов  ежегодные выплаты процентов и погашения  основной суммы российского долга тоже невелики: в 1996 г. они составили 7,5 % от экспортных  доходов страны, в 1997 г. - 7,4 % (у развивающихся стран эта пропорция составляет  в среднем 22,2-22,7 %).

Зарубежные займы при разумном их использовании  способны смягчить остроту финансовых  и социальных проблем в период кризиса и вывести страну на траекторию экономического подъема. Предоставление России финансовых ресурсов находится и в русле интересов самих стран-кредиторов, поскольку при нынешней степени экономической взаимозависимости потрясения на российских валютном и фондовом  рынках, как показали события августа 1998 г., немедленно и весьма болезненно сказываются  на финансовых рынках Германии, США, Франции и других государств. Крах же реформ в России чреват непредсказуемыми последствиями для ее больших и малых партнеров.

Крупные внешние займы по линии МВФ и Всемирного банка получали в свое время Мексика  и некоторые другие страны, сумевшие благодаря  этому успешно выйти из финансового кризиса и за полтора-два года обеспечить высокий  экономический рост. У нас же нарастание  внешнего долга сопровождается хроническим  дефицитом федерального бюджета, сокращением  инвестиций в реальный сектор экономики  и почти неуклонным свертыванием производства. Это значит, что Правительство  России так и не научилось рационально  использовать поддержку мирового экономического  сообщества, «проматывая» полученные кредиты на текущее латание бюджетных дыр и поддержание курса рубля.

Врастание России в мировое хозяйство происходит  и по линии обмена капиталовложениями. Сначала это был односторонний вывоз отечественного  капитала за границу, начавшийся еще в 60-х годах, когда в СССР ослаб контроль за «теневой» экономикой и несколько расширились  внешнеэкономические связи, и интенсифицированный  в годы «перестройки». К моменту распада СССР за его пределами оказалось около  100 млрд. долл. отечественного капитала[7]. Продолжился этот процесс и в ходе рыночных реформ. Общий объем вывезенных в 90-х годах  из России капиталов точно не известен. По оценкам Центрального банка РФ, он составил от 50 до 80 млрд. долл., по данным Интерпола, - 150-300 млрд.[8] Большая часть этих капиталов  используется непроизводительно: вкладывается  в недвижимость, оседает на счетах зарубежных  банков и т.п.

Однако с началом реформ трансграничное движение капиталов стало двусторонним: несмотря  на продолжающийся кризис, с 1992 г. в российскую экономику сначала робко, а потом активнее потекли прямые иностранные инвестиции,  т.е. долгосрочные вложения в уставной капитал совместных либо полностью принадлежащих  нерезидентам предприятий на территории  нашей страны. В 1992 г. приток таких инвестиций составил 700 млн. долл., в 1993 г. - 900 млн., в 1994 г. - 640 млн., в 1995 г. - 2016 млн., в 1996 г. - 2479 млн., в 1997 г. - уже 6241 млн. долл. К началу 1998 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций  в России достиг 13 млрд. долл., а общее  число совместных или чисто иностранных предприятий приблизилось к 26 тыс.

Обмен прямыми инвестициями - такая же обычная практика стран рыночной экономики, как и товарный обмен. В 1996 г приток подобных  капиталов в промышленно развитые страны  составил в среднем 0,9 % их ВВП, в том числе  в США - 1,0 %, Францию - 1,4, Нидерланды -  2,0, Швецию - 2,2. Норвегию - 2,5, в Англию - 2,8 %. У стран с переходной экономикой  этот показатель выше: в среднем за 1996 г. он составил здесь 1,5 %, в том числе в Польше - 3,3 %, Венгрии - 4,4, Латвии - 6,5, Китае - 4,9 %, в России же он не превысил 0,6 % ВВП.

Потребность России в притоке прямых инвестиций  очень велика. Ведь только для первичной  модернизации ключевых отраслей промышленности (обрабатывающей, топливной, металлургической)  до 2000 г потребуется почти 150 млрд. долл., а потребность в них на ближайшие 15 лет составляет от 800 до 2500 млрд. долл.[9] Основную массу этих финансовых ресурсов предстоит, конечно, мобилизовать внутри страны.  Вместе с тем предполагается возможность ежегодного привлечения до 10 млрд. долл. прямых  инвестиций извне. Но на международном рынке производительных капиталов, годовой объем которого оценивается в 200 млрд. долл., идет острая борьба за иностранные инвестиции между десятками стран-претендентов. Побеждает  тот, кто может создать благоприятный инвестиционный  климат: обеспечить политическую  и экономическую стабильность, грамотную систему налогов, гарантии репатриации прибыли  и основного капитала. Россия, увы, не может  похвастать успехами ни в одной из этих областей.  В 1997 г. в мировом рейтинге инвестиционных  рисков она находилась лишь на 79 месте,  сильно уступая Чехии (37 место), Китаю (40), Венгрии (41), Польше (47 место) и ряду других стран с переходной экономикой. Осенний ( 1998 г.) финансовый и банковский крах отбросил  Россию далеко назад даже с этого непрестижного  места.

Сложнее обстоит дело с иностранными портфельными инвестициями, т.е. с вложениями  капиталов нерезидентов в отечественные акции  и долговые ценные бумаги. Такие капиталы весьма подвижны: под влиянием тех или иных причин они могут быстро и широкомасштабно хлынуть на фондовый рынок страны с целью скупки их владельцами акций перспективных компаний или выгодных облигаций, но в случае малейшего ухудшения конъюнктуры столь же быстро покинуть этот рынок. Приходя в страну, такой «блуждающий» капитал подпитывает оборотные  фонды ее предприятий, расширяет возможности  их маневра в условиях всеобщего дефицита  финансовых ресурсов. Поэтому приток иностранных портфельных инвестиций в принципе  желателен. До последних лет он был невелик  и не мог оказывать серьезного влияния на российскую экономику.

Ситуация изменилась с появлением в 1993 г на отечественном рынке ценных бумаг государственных  краткосрочных обязательств (ГКО), а позднее - облигаций федерального займа (ОФЗ) и других долговых обязательств государства  на очень выгодных для покупателей условиях.  Вначале этот общепринятый в мировой практике инструмент пополнения бюджета занимал  в России скромное место. Но далее эмиссия  государственных ценных бумаг вышла за разумные пределы. Приток портфельных инвестиций  извне стал быстро расти, а их доля в общем импорте иностранных капиталов стремительно  увеличилась. Их пирамида стала с невероятной скоростью расти. К августу 1998 г. общий объем рынка ГКО-ОФЗ достиг около 400 млрд. руб. (64 млрд. долл.). На погашение  долгов уходила все большая часть доходов  федерального бюджета. Заимствование ресурсов таким способом завело страну в тупик,  и в июле 1998 г. пришлось прекратить эмиссию очередных порций ГКО и ОФЗ. Это вызвало бегство отечественных и иностранных портфельных инвестиций с рынка государственных  ценных бумаг и закономерно завершилось в конце августа финансовым крахом.

Все вышесказанное свидетельствует: врастание  России в мировую экономику - процесс сложный и небезопасный.

Стратегия врастания России в мирохозяйственную  систему была и остается единственно правильной. Это подтверждается всем мировым опытом, в особенности опытом большинства развивающихся стран. Эмпирический факт: на протяжении  двух десятилетий (с 1970 г. по 1989 г.) у развивающихся стран с закрытой экономикой среднегодовой темп экономического роста составил  0,69 %, с открытой - 4,49 %[10]. В пользу открытости  убедительно свидетельствует и практика  наших ближайших соседей, долгие десятилетия,  также изолированных от мировой экономики, -  Китая, Польши, Венгрии, Чехии, Эстонии  и др.

1.2 ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА ПУТИ РАЗВИТИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕИНТЕГРАЦИИ СТРАН СНГ

1.2.1 Проблемы адаптации стран СНГ к изменившимся экономическим условиям

В 90-е гг. XX в. произошел исторически беспрецедентный  по масштабам распад единого народнохозяйственного  комплекса целостного государства СССР на многочисленные  усеченные хозяйства новых государств, имеющий  геополитическое и геостратегическое значение. Перед молодыми государствами встала проблема адаптации  к резко изменившимся условиям с целью обеспечения  своей экономической безопасности и придания позитивным процессам устойчивого и необратимого характера.  По определению Межведомственной комиссии по экономической безопасности Совета Безопасности РФ, «экономическую безопасность можно понимать как возможность  и готовность экономически обеспечить достойные  условия жизни и развития личности, социально-экономическую  и военно-политическую стабильность общества  и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз» (Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности  Российской Федерации, утвержденные Межведомственной  комиссией 13 января 1995 г.)[11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.