на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья

По сути дела государство фактически признало бартер как одну из форм расчетов. Часть бартера является результатом государственных соглашений. Недавний пример - бартерная опе­рация по Госнефтегазпрому, по которому всю сумму оплаты услуг за транспортировку газа Рос-сия погашает газом. Вследствие этого возник долг в бюджете в размере 258.7 млн. гривен.

Показателем кризисного состояния является также продолжающийся стремительный рост задолженности по заработной плате, которая за 1997 г. увеличилась на треть и достигла 5 млрд. грн

  Правительство  намерено сократить бюджетные расходы и уменьшить дефицит гос­бюджета с 3.3 до 2.5%. Дополнительные доходы предполагается получить за счет увеличения внешних заимствований и средств от приватизации.

Острая нехватка денег заставила руководство пойти на беспрецедентный шаг. Оно было вы­нуждено разместить евробонды под крайне невыгодные проценты - 16% годовых вместо прогнозировавшихся 9-10%. Это негативно сказывается на внешнем долге республики. Внешний долг по состоянию на 1 ноября 1997 г. достиг 9568 млн. долл. Одним из крупнейших кредиторов Украины является Россия, задолженность ей составляет 2105 млн. доллар том числе "Газпрому" -120 млн. долл. В ближайшее время внешний долг Украины может увеличиться, так как прави­тельству катастрофически не хватает денег для выплат пенсий и заработной платы.

2.2 РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ И СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ

Во многих странах Европы реструктуризация угольной промышленности  представляет собой одну из труднейших социально-экономических  проблем. До второй мировой войны считалось, что наличие запасов отечественного угля является необходимым условием индустриализации  и развития базовых и оборонных отраслей промышленности.  Однако в результате либерализации торговли углем, а также  существенного снижения трансакционных издержек в 60-70-е годы в Западной Европе он превратился в стандартный товар (commodity) и потерял свое стратегическое значение.

Почти во всех постсоциалистических странах решение структурных  проблем угольной промышленности играло центральную (а в некоторых из них - даже решающую) роль при проведении экономических  реформ. Возникающие при этом сложности обусловлены действием ряда факторов:

- с технической точки зрения добыча угля характеризуется высокими  постоянными издержками по поддержанию шахт в рабочем состоянии, а при их закрытии неизбежны крупные расходы;

- с идеологической точки зрения в угольной промышленности  происходили наиболее типичные классовые конфликты, в результате  любые реформы в данном секторе экономики приобретают  большое общественное значение; угледобыча является также одним из немногих видов производственной деятельности, в которой  много людей работают в тяжелых условиях (под землей) и с риском для жизни; по этой причине в отрасли были созданы прочные  материальные стимулы;

- социальный компонент отрасли определяется многофункциональностью  угольных шахт, иначе говоря, тесной взаимосвязью между процессами производства и социальной сферой, а также высокой концентрацией  рабочих мест;

- с политической точки зрения работники угольной промышленности  долгое время представляли собой мощную группу избирателей,  которые могли серьезно повлиять на ход политических событий  в стране;

- геостратегическии аспект связан с желанием многих стран вопреки  экономическим потерям поддерживать отечественное производство  угля для уменьшения зависимости от импорта энергоносителей;

- с экономической точки зрения до недавнего времени существовала  сильная региональная сегментация рынков, что в значительной  степени обусловливало дуополию покупателей угля, в число которых  входят электростанции (для энергетического угля), коксовые батареи и сталелитейные заводы (для коксующегося угля).

При социализме добыча угля была абсолютным приоритетом, на нее не распространялись никакие экономические ограничения. Поэтому  расширение угледобычи происходило без учета издержек и цен. Перерабатывающие отрасли тоже поддерживали высокий спрос на уголь. Так возникла система добычи и потребления угля, которая существовала  независимо от критериев эффективности.

Единственным фактором, лимитировавшим производство угля, являлось физическое наличие его месторождений. Те страны или регионы,  которые ими располагали, автоматически считались "богатыми  сырьем". Не имели значения ни трудности добычи угля, ни качество  его месторождений. Этим объясняется то, что, например, в Украинской  Советской Социалистической Республике добывался уголь с низкой калорийностью - около 3000 ккал/кг. тогда как в других странах ее минимальный показатель составляет 6500 ккал/кг. По территории  СССР уголь транспортировался зачастую на расстояние 3000 - 4000  км, на мировом же рынке предельное расстояние для экономичных (прибыльных) железнодорожных перевозок - около 500 км.[29] При этом игнорировалось загрязнение окружающей среды при сжигании угля.

Процесс трансформации экономической системы имеет особенно серьезные последствия для энергетического сектора. Рост издержек, а также неожиданно возникшая конкуренция со стороны иностранных производителей стали причинами убытков на многих его предприятиях. Особенно сильно это затронуло угольную промышленность. Во всех без исключения постсоциалистических странах производство угля резко упало (табл. 2.2). Но и оставшиеся его объемы сохраняются зачастую лишь благодаря государственным субсидиям.

Табл. 2.2

Производство угля в России и в Украине

(каменный и бурый уголь, млн. т)

Годы

Российская Федерация

Украина

1989 409 145
1990 394 131
1991 353 109
1992 237 105
1993 305 91
1994 271 76
1995 262 66
1996 255 54
1997 244 54

Источник: И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98 с. 94

Табл. 2.3

Затраты на добычу угля (долл. / т)

Россия около 35 -40
Украина около 50

Источник: И. Лунина Реструктуризация угольной промышленности: Европейский опыт и ситуация в Украине // Вопросы экономики 5-98 с. 94

Украина бедна запасами угля, разработка которого экономически выгодна. После краха социализма стало ясно, что международная конкурентоспособность  украинского угля низка. Плохое его качество, тяжелые условия добычи, невысокая производительность труда на предприятиях отрасли, а также дальность перевозок стали факторами увеличения издержек производства в угольной промышленности Украины. Уже сегодня производственные затраты почти 1/3 шахт превышают устанавливаемые  государством расчетные цены на уголь. В то же время эти цены (около 50 долл. за 1 т) выше, чем цена импортируемого угля.

Еще рано говорить о том, что спад угледобычи в Украине прекратился.  По всей видимости, ее объем будет составлять 35-50 млн. т обогащенного угля. Но такая стабилизация может быть достигнута лишь за счет высоких затрат на реструктуризацию предприятий отрасли.  Значительный рост производства угля - до уровня, запланированного  энергетической программой правительства (около 115 млн. т)[30], представляется маловероятным.

Несмотря на резкое падение объемов производства угля в Украине,  численность занятых в отрасли сокращается очень медленно: с 967,2 тыс. человек в 1990 г. до 634,5 тыс. человек в 1997 г. При этом производительность труда в отрасли снизилась со 170,4 т на одного занятого в 1990 г. до 119,6 т на одного занятого в 1997 г.[31] Таким образом,  угольная промышленность Украины утратила важное конкурентное  преимущество, связанное с относительно низкой заработной платой  при высоком уровне квалификации работников.

Однако самый серьезный недостаток реформы в угольной промышленности  заключается в поверхностности процессов дерегулирования.  Правда, образованы 19 холдинговых компаний, 6 производственных  объединений и 16 самостоятельных шахт. До последнего времени государство прямо контролировало процессы планирования производства и сбыта и утверждения цен. Принцип горизонтального выравнивания издержек производства приводил к тому, что "хорошие"  шахты теряли свои инвестиционные средства, а "плохие" - чрезмерно субсидировались. Централизованное (в рамках отрасли) распределение (продажа) угля и система расчетных цен лишали шахты с лучшими производственными и горногеологическими условиями  стимулов к снижению затрат и росту эффективности производства,  а также препятствовали созданию условий для их самофинансирования ( накоплению средств или получению кредитов под будущие  прибыли). С другой стороны, система, при которой у предприятий  отсутствует право выбора (или необходимость поиска) потребителей  своей продукции, означает, что фактически уголь продается под гарантию правительства, что, в свою очередь, позволяет им требовать затем от него средства на выплату заработной платы. Тем самым проблема взаимной задолженности предприятий перекладывается на государство,  а следовательно, четкое разделение финансов предприятий и финансов государства становится невозможным.

До 1997 г. сохранялось жесткое регулирование внешнеторговой деятельности предприятий угольной промышленности Украины. Существовал  специальный режим экспорта угля в основном через государственную  организацию "Укруглесбыт". Импортируемый уголь облагался  пошлиной в 3-5 долл. за 1 т. Такое регулирование внешней торговли оправдывалось тем, что уголь является "стратегическим" товаром. Но сегодня ситуация изменилась. Уголь можно легко импортировать  из различных стран. Безусловно, за отечественным углем следует сохранить определенное место в энергообеспечении страны, однако значение украинского угля будет и дальше снижаться.

2.3 Государственное финансирование угольной промышленности Украины в 1992-1998 гг.

В последние годы угольная промышленность была одним из основных (наряду с агропромышленным комплексом) получателей бюджетных  средств. Прямые бюджетные расходы на ее финансирование в 1992-1997 гг. составляли от 0,66 до 3,36% ВВП страны (см. табл. 2.4). Эти расходы не учитывают налоговых льгот, которые тоже следует рассматривать как субсидии.

Кроме прямого бюджетного финансирования, предприятия угольной  промышленности в 1992-1994 гг. пользовались дополнительной финансовой поддержкой из отраслевого фонда финансового регулирования.  В 1992-1993 гг. налог на доход (прибыль) предприятия уголь ной промышленности поступал в отраслевой фонд финансового регулирования.  Дополнительные государственные субсидии из этого фонда составили в 1992 г. 0,29 %, в 1993 - 0,43 % ВВП.

Отраслевой фонд финансового регулирования был создан в угольной  промышленности Украины в 1992 г. для финансирования отраслевых  инвестиционных программ, фундаментальных научных разработок,  затрат, связанных с неплановым закрытием шахт и ликвидацией  аварий. В год его создания 80 % соответствующих средств было израсходовано на финансирование инвестиций, но уже в 1994 г. доля последних уменьшилась до 8 %, а расходы на оказание финансовой помощи существенно возросли (составив около 60 % расходов фонда).

Табл. 2.4

Государственные расходы на финансирование угольной промышленности

Украины в 1992-1998 гг., в % к ВВП

1992

1993

1994

1995

1996

1997
(предваритель­ные данные)

1998 Утверждены ВС Украины

Прямые бюджетные расходы

2,29 3,36 3,02 0,66 1,55 2,01 1,33

Средства отраслевого фонда финансового регулирования

0,29 0,43 0,13

Косвенное финансирование вследствие задолженности по налогам и обязательным платежам

0,71 1,60 1,79

Итого государственное финансирование

2,58 3,80 3,15 1,37 3,15 3,80 1,33

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.