В рамках реализации Программы
реструктуризации ОАО "Воркутауголь" осуществляется ряд мероприятий по
реструктуризации шахтного фонда за счет средств господдержки и собственных
источников финансирования: в 1995 году планировалось выполнить работы по
реконструкции 5-ти шахт с освоением 77,8 млн. руб. капитальных вложений,
фактически профинансировано 70.8 млн.руб. (91,1%), в 1996 году, соответственно
271,6 млн.руб. - 110,1 млн.руб. (40,6%), в 1997 году - 382,3 млн. руб. - 26,3
млн. руб. (6,8 %), в 1998 году - 373,1 млн. руб. - 9 млн. руб. (2,4 %). Из
приведенных цифр видно, что практически в течение З-х лет Программа
реструктуризации в части реконструкции действующих шахт не выполняется,
произошло структурное изменение: "Общество" было вынуждено для
предотвращения "срыва" реконструкции шахт начиная с 1997 года вести
основной объем работ за счет собственных средств: 1997 г. - 62,7 млн. руб.,
1998 г. - 67,2 млн. руб.
Из-за отсутствия
выделяемых инвестиций на реконструкцию обогатительных фабрик в период
1995-1997 гг. практически не проводились работы по реконструкции ОФ ш.
"Воркутинская" и ЦОФ "Печорская". Удельный вес средств
господдержки в доходах ОАО "Воркутауголь" снизился с 42 % в 1994 году
до 16 % в 1998 году, что вызвало резкий рост дефицита платежеспособности
предприятия.
Финансово-экономическая
ситуация, сложившаяся в ОАО "Воркутауголь" отражает общую тенденцию в
развитии всей угольной отрасли, связанную со снижением уровня господдержки
отрасли с 1993 по 1998 гг. с 8,0 % до 1,0 % валового внутреннего продукта, что
не отвечает уровню проводимых структурных преобразований.
В результате затраты на
техническое перевооружение, не терпящие переноса на более позднее время и
напрямую связанные с безопасностью работ сведены к минимуму.
Ситуация осложняется
организационными возможностями по созданию и модернизации оборудования,
соответствующего мировому уровню, что уже сегодня не позволяет восполнить
интенсивный износ основных фондов (см. справка по износу очистных комплексов и
проходческих комбайнов).
Определенные сложности в
реконструкции угольной отрасли вызваны произошедшими глобальными
общественно-политическими изменениями, формированием новых государств,
созданием СНГ, что привело к разрушению основанной на кооперации и интеграции
экономики бывшего СССР, разрыву сложившихся макроэкономических связей,
деформации баланса между отраслями, производителями и потребителями отдельных
видов продукции. В результате промышленная база по производству основной
номенклатуры горношахтного оборудования, расходных материалов и запчастей оказались
на Украине, частично в Белоруссии.
Протекционисткая
политика, проводимая независимыми государствами, вызвала рост затрат на
приобретение столь необходимого горно-шахтного оборудования за счет роста на 80
% ж.д. тарифов, введения непомерных таможенных пошлин, сборов, включая налог
на добавленную стоимость.
В настоящее время
таможенные платежи составляют от 30 % до 45 % от стоимости приобретаемого
оборудования.
В свою очередь,
машиностроительные заводы Украины простаивают, сокращают объемы производства
из-за низкой покупательской способности местной угольной промышленности, из-за
резкого падения объемов добычи простаивают углеобогатительные комплексы,
снижаются объемы выпуска кокса, металла, что ведет к сокращению ВВП Украины в
целом.
Теме не менее, несмотря
на наличие экономических трудностей, ОАО "Воркутауголь" продолжает
сотрудничать с заводами Украины (см. Приложение 1) .
В целях выхода из
сложившейся ситуации необходимо в кратчайшие сроки заключение
межправительственных соглашений, регулирующих взаимовыгодное сотрудничество
производителей стран СНГ, а так же расширение прямых контактов с субъектами
Российской Федерации по примеру соглашения о сотрудничестве между
Правительством Республики Коми и Республикой Беларусь.
ГЛАВА III
ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ
3.1 ОБЩИЕ ЗАДАЧИ СТРАН
СНГ В ФОРМИРОВАНИИ ВЕУТРЕННИХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Серьезные трудности для
углубления интеграции возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в
содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства,
неустойчивости национальных валют, хронических неплатежей и преимущественно
бартерного характера взаимной торговли. В результате физический объем взаимного
товарооборота за 1992-1997 гг. сократился в 3,1 раза. Характерно и то, что это
происходит на фоне более медленного сокращения совокупного валового продукта,
который за данный период уменьшился примерно в 1,7 раза. Удельный вес взаимного
товарооборота стран СНГ в общем объеме их внешней торговли снизился в 2,6 раза
- с 78,6 % в 1991 г. до 30,8 % в 1997 г.[33]
Ослабевает взаимодействие национальных экономик, а внутренние
воспроизводственные процессы становятся все менее взаимодополняемыми и
взаимосвязанными. Это ведет к переориентации внешнеэкономических приоритетов
на рынки третьих стран, откуда черпается большая часть инвестиционных
ресурсов, финансовой помощи и товарного импорта.
Существенные различия в
законодательствах, хозяйственных механизмах препятствуют формированию общего
рыночного пространства. Экономические интересы все чаще расходятся,
обусловливая различные подходы к целям, формам и методам развертывания
интеграционных процессов.
Низкая эффективность
деятельности СНГ во многом определяется слабостью институционального и
правового механизма сотрудничества. Отсутствуют четкие цели интеграции, многие
положения соглашений и договоров носят декларативный характер, большинство из
которых не выполняется. Недостает контроля за реализацией договоренностей.
Серьезным просчетом было
чрезмерное увлечение интеграцией на межгосударственном и межотраслевом уровнях
без должного внимания развитию объединительных связей на микроуровне.
Предпринимательские и банковские структуры слабо вовлечены в интеграционную
деятельность. Не созданы экономические и правовые условия, которые бы
заинтересовывали их в работе на рынках друг друга. Не отработан механизм государственной
поддержки такой деятельности, включая предоставление льготных кредитов и
транспортных тарифов, скидки в налогообложении. Не стимулируются связи на
уровне малого и среднего бизнеса.
Следовательно, без
серьезных изменений Содружество может превратиться в конкурирующие
субрегиональные блоки. Важнейшая альтернатива связана с движением по пути
реальной интеграции, помогающая государствам СНГ развивать передовые отрасли
производства, стать равноправными партнерами в мировом хозяйстве. Такая
перспектива обусловлена особенностями развития мировой экономики на пороге XXI
в. и опытом хозяйственной интеграции. Межгосударственная экономическая
интеграция, создание и развитие все новых региональных образований -
неотъемлемая черта современных мирохозяйственных связей. Интеграционные
группировки становятся более влиятельными субъектами мирового хозяйственного
процесса, чем отдельные государства.
Странам Содружества
предстоит сделать выбор между двумя путями приобщения к мировому хозяйству:
решать эту задачу практически в одиночку, что для большинства из них может
обернуться поглощением одним из формирующихся мировых «полюсов», или ускорить
создание собственного интегрированного сообщества, способного играть
самостоятельную роль в международных делах. Прямая интеграция стран СНГ в
мировую экономику ведет к превращению их в периферию внешнего рынка.
Невозможен и масштабный выход на международные финансовые и товарные рынки,
которые в основном заняты и распределены.
Но несмотря на трудности,
интеграционные процессы будут развиваться, поскольку у стран Содружества
имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная
кооперация, взаимодополняемые природные и другие ресурсы, общие задачи в
формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов,
демократических институтов, межгосударственных отношений. Есть и другие
факторы, определяющие объединительную тенденцию. При этом следует учитывать
желание и политическую волю всех стран Содружества всемерно углублять
равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Целесообразно определить
приоритетные интеграционные задачи, решение которых обеспечит поэтапное
продвижение по пути формирования Общего рынка, и в первую очередь создание
благоприятных условий для развития хозяйственных связей в рамках СНГ. Речь идет
о программе согласованных мер, учитывающей процессы, происходящие в экономиках
стран СНГ, с их одновременной интеграцией в систему мирохозяйственных связей, а
также между собой в субрегиональные союзы. Осуществление таких мер зависит от
степени согласованности интересов партнеров. Анализ свидетельствует, что они
сегодня совпадают во многих социально-экономических областях, в первую очередь
в топливно-энергетическом, транспортном, агропромышленном комплексах, в
создании режима свободной торговли, в развитии производственной кооперации,
финансово-банковском секторе, научно-технической сфере.
Свободному перемещению
товаров и услуг поможет ускорение реализации соглашения о создании зоны
свободной торговли. Необходимо устранить технические барьеры и другие
ограничения, мешающие развитию взаимных торговых связей, договориться об
основных принципах координации внешнеторговой политики и защиты внутреннего
рынка. Чтобы создать приоритетные условия и заинтересованность в торговых
связях, требуется установить порядок взимания косвенных налогов, в том числе
поэтапного сокращения и отмены НДС и акцизов на экспортируемые внутри
Содружества товары и услуги, обеспечить полную отмену таможенных пошлин,
налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных
ограничений во взаимной торговле.
Для формирования общего
рыночного пространства важно согласование взаимосвязанных направлений
реформирования и структурных преобразований экономики. Такую работу могли бы
проводить экономические ведомства стран СНГ при содействии Межгосударственного
экономического комитета Экономического союза. В частности, это касается
прогнозов и программ экономического развития и взаимных хозяйственных связей на
среднесрочную перспективу. Полезно было бы договориться о разработке
совместного прогноза, в особенности в рамках Таможенного союза, что помогло бы
проводить согласованные изменения в структуре национальных экономик, облегчить
поиск взаимовыгодных вариантов развития специализации и кооперации
производства. Результатом такой работы должны стать как межгосударственные, так
и инвестиционные программы, подготавливаемые на уровне предприятий и
ФПГ.
Главное направление
интеграции - всемерная поддержка на национальном и межгосударственном уровнях
процессов организации и деятельности предпринимательских структур малого и
среднего бизнеса, СП, МФПГ и т.д. Важно стимулировать создание и развитие
технологических цепочек, товарных и финансовых потоков, направленных на
рациональное перепрофилирование ранее сложившейся производственной, финансовой,
научной, коммерческой и иной деятельности. Большое значение имеет
сотрудничество предпринимательских союзов, торговых палат, объединений
промышленников и финансистов.
Неотложной задачей
является устранение расхождений в действующих в странах СНГ нормативно-правовых
положениях, устанавливающих режим деятельности совместного
предпринимательства. В национальных инвестиционных программах следует
предусматривать меры по поддержке и стимулированию на льготных условиях
проектов, направленных на обеспечение взаимодействия предпринимателей стран
СНГ. Важно решить вопросы создания фондов страхования инвестиций, поддержки
крупных проектов и малого бизнеса, в том числе на совместной основе.
Интеграционным связям препятствуют
взаимные неплатежи государств и предприятий, преимущественно бартерный характер
торговли. Поэтому необходим действенный механизм платежно-расчетных отношений,
основанный на привлечении потенциала коммерческих банков, использовании
вексельной системы, долговых обязательств, реструктуризации задолженности
предприятий.
Нужен также механизм
погашения долгов стран Содружества в имущественной форме путем их обмена на
находящиеся в государственной собственности акции предприятий, представляющих
взаимный интерес. Важны согласованное установление официальных курсов валют, их
поддержка, единообразные условия их конвертации, содействие банкам в развитии
сети филиалов. Целесообразны взаимная конвертируемость национальных валют,
прежде всего в рамках Таможенного союза, постепенный переход к совместному
регулированию их курсов, что облегчает введение во взаимных расчетах
многостороннего клиринга. Опыт создания платежной системы, накопленный
Таможенным союзом, можно использовать для формирования мультивалютных расчетов
в масштабах всего Содружества.
Крупным резервом
сотрудничества являются экономические связи между регионами стран СНГ. Поэтому
необходимы адекватные права территориальных образований в организации
торговых, производственных, инвестиционных, научно-исследовательских и других
отношений на региональном уровне. Целесообразны меры по государственной
поддержке межрегионального и приграничного сотрудничества, созданию
благоприятных организационно-правовых, финансово-экономических, внешнеторговых
и других условий для развития прямых связей между регионами стран СНГ.
Необходимо привести
правовую базу интеграции в соответствие с требованиями современного этапа
развития стран СНГ и задачами реформирования их деятельности. Сегодня она уже
включает свыше тысячи документов многостороннего характера, многие из которых
устарели и нуждаются в существенном пересмотре. В то же время по ряду
направлений сотрудничества ощущается правовой вакуум. В этой связи следует
провести инвентаризацию всей договорно-правовой базы, определить документы,
которые востребованы жизнью и должны быть реализованы, отклонить не
соответствующие нынешним реалиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|