Предстоит договориться о
скорейшем введении в действие принятых в СНГ документов путем их ратификации
или осуществления иных внутригосударственных процедур.
Необходимы действенный
контроль за выполнением совместных договоренностей, система санкций и
утверждение процедур разрешения споров в рамках СНГ, в частности, путем
усиления роли Экономического суда.
Повышению эффективности
интеграции способствовало бы реформирование структуры уставных и рабочих
органов СНГ, четкое разграничение их функций и компетенции.
Межгосударственные
согласования остаются основным способом выработки совместных решений в органах
СНГ. По мере углубления интеграции сложатся условия, позволяющие наделить эти
органы правом самостоятельно решать некоторые вопросы регулирования взаимного
сотрудничества.
3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ
РЫНКОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ
Социально-экономическая
ситуация, сложившаяся в СНГ, обусловливает актуальность исследования
современного состояния общих рынков товаров, инвестиций, финансово-кредитных
ресурсов, ценных бумаг, обоснования перспектив их развития. Практическая
значимость реализации этих задач определяется необходимостью стабилизации
социально-экономического положения стран СНГ, перевода их экономик на
постиндустриальный путь на основе совместного использования
производственно-экономических, научно-технологических, природно-ресурсных и
социально-культурных потенциалов государств, повышения их конкурентности и
эффективности. Решение данных проблем обусловлено также неотлаженностью
реализации межгосударственных соглашений о создании зоны свободной торговли,
Платежном союзе, поддержке производственной кооперации, формировании общего
аграрного рынка, рынка топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), о тарифной
политике при работе транспортных систем и др.
Нынешнее состояние общих
рынков стран Содружества не соответствует ни задачам стабилизации
социально-экономического развития государств и их национальным интересам, ни
имеющимися возможностями. Ослабление хозяйственных связей привело к резкому
падению производства ВВП и уровня жизни населения, к утере позиций СНГ в
мировом сообществе. Постепенно утрачиваются рынки стран Содружества, снижается
конкурентоспособность их экономик. При отсутствии государственной поддержки
отечественных предприятий, в том числе выпускающих экспортную продукцию,
значительно ухудшились условия торговли, структура экспорта и импорта,
ухудшились показатели эффективности вывоза изделий перерабатывающей
промышленности, усилилась сырьевая направленность экспорта. Наращивание
объемов вывоза «любой ценой» сопровождается валютной утечкой и
декапитализацией экспортного производства.
В 1997 г. сократилось
производство топливно-энергетических ресурсов, нефтехимической и другой
продукции, а также мяса, молока, картофеля по сравнению с 1996 г. По отдельным
продуктам питания доля импорта из третьих стран составляет в среднем по СНГ до
40%. Это диктует необходимость создания общего рынка продовольствия наших
стран, а также осуществления более скоординированной политики по рынку ТЭР,
конструкционных материалов, нефтехимической продукции, цветным металлам и др.
Разная скорость
реформирования экономик порождает неэквивалентный межотраслевой обмен как
внутри отдельных государств, так и по Содружеству в целом. В результате этого,
а также из-за несовершенства национальных законодательств взаимная торговля в
ряде случаев ведется по ценам, значительно превышающим стоимость экспорта и
импорта в третьи страны.
Становление общих рынков
сдерживается диспропорциями в развитии производственной, финансово-кредитной,
банковской сфер. Особую озабоченность вызывает диспропорция между
потребностями в инвестициях и фактическими их размерами. В 1997 г. общий объем
инвестиций в основной капитал в среднем по странам Содружества составил 29% по
отношению к 1991 г. при потребности в 70%. Внешний долг государств
Содружества на начало 1998 г. достиг около 150 млрд. долл. Для ряда из них
отношение внешнего долга к ВВП превысило критический уровень.[34]
Решению проблем развития
общих рынков Содружества помогут следующие меры: создание системы
государственного маркетинга, при которой государство оказывает помощь
предприятиям в определении и активном формировании рынков сбыта
соответствующей продукции, подготовка ежегодных аналитических докладов о
социально-экономической ситуации, интеграционных процессах и состоянии общих
рынков в странах СНГ, включая анализ их конъюнктуры по важнейшим товарным
группам, оценку фондового рынка, рынка ссудных капиталов, развития банковского,
финансово-кредитного, страхового секторов национальных экономик; ежегодная
разработка балансов спроса и предложения по важнейшим товарам, представляющим
взаимный интерес для стран СНГ, формирование информационного банка данных,
обеспечивающего поиск взаимовыгодных партнеров, содержащего сведения о
конъюнктуре рынков и ценах на них; подготовка и принятие межгосударственных
соглашений (конвенций) о координации рынков ценных бумаг, единых принципах
залоговых сделок и страхования рисков, финансовом и товарном лизинге, единых
принципах валютного и экспортного контроля; создание благоприятных условий для
работы двусторонних и многосторонних торгово-промышленных палат, бизнес-центров
и представительств в странах Содружества. Необходимы меры по экономической
поддержке товаропроизводителей, формированию страховых и залоговых фондов,
кредитованию внешнеторговых операций; урегулированию платежно-расчетных
отношений между предприятиями и организациями, включая возможное частичное (или
полное) погашение задолженностей в имущественной форме и ценными бумагами, а
также переоформление части дебиторской задолженности в государственный долг
стран СНГ; созданию благоприятных условий и содействию хозяйствующим субъектам
в развитии различных форм совместного предпринимательства; координации
внешнеторговой политики, способствующей улучшению условий для торговли и
инвестирования на многосторонней субрегиональной и двусторонней основе.
Потребуются также
методические рекомендации и модели для анализа и оценки конъюнктуры сегментов
рынков отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, рынков
инвестиций, а также организационно-методическое обеспечение вопросов,
связанных с созданием Зоны свободной торговли, включая: временное применение
запретных мер и поэтапной отмены зафиксированных в общем перечне пошлин, квот,
лицензий и других тарифных и нетарифных ограничений; переход к взиманию НДС по
принципу страны назначения товара (работ, услуг); разработка предложений по
соблюдению принципа свободы транзита и упрощению процедур таможенного
оформления транзитных грузов; улучшение порядка подготовки и принятия
межгосударственных соглашений, совместных проектов и программ на базе
технико-экономического обоснования объемов спроса и предложения и бизнес-планов.
Критерий реализации совместных мер - их взаимовыгодность для национальных
бюджетов. Необходимо также совершенствование нормативно-правовой и
законодательной базы формирования и развития общих рынков: ведение банка
данных о договорно-правовых и нормативно-законодательных актах; принятие
нормативно- правовых актов и законов, создающих условия для свободного
перемещения товаров, услуг, труда и капитала на территории стран СНГ;
разработка законов об основах внешнеэкономической деятельности, общих принципах
валютного регулирования и валютного контроля, рынке ценных бумаг, транспортной
деятельности, о регионах приграничного сотрудничества, ратификация
межгосударственных соглашений и других документов, касающихся экономического
сотрудничества наших стран.
Преодоление
экономического кризиса и экономическая интеграция стран Содружества невозможны
без регулирования государствами экономических процессов. Наряду с традиционными
для рыночной экономики функциями регулирования денежного обращения, прав собственности,
поддержания правопорядка, внешнеэкономических отношений и т.д. активизация
государственного регулирования должна проходить по следующим направлениям:
формирование новой системы отношений собственности, специфической для
многоукладной экономики, становление малого и среднего предпринимательства;
развитие конкурентоспособных хозяйствующих структур, способствующих
взаимодействию науки и производства; формирование финансового и фондового
рынков, инфраструктуры
рыночной экономики в
целом, обеспечение социальных гарантий. Реализации задач государственного
регулирования производства будут содействовать: разработка стратегии
экономического и социального развития стран СНГ, концепции единой
научно-технической политики, ориентированной на переход к новым, более высоким
технологическим укладам. Важно определить цели экономического взаимодействия,
методы их реализации с учетом разных уровней и форм интеграционного сближения,
приоритетов экономической и социальной политики, этапов достижения результатов.
Приоритеты могут быть конкретизированы в комплексных и целевых программах,
которые будут совместно разрабатываться и осуществляться.
Необходимо создание
системы законов о регулировании экономики государством, чтобы закрепить его
роль в условиях новых экономических отношений. Для преодоления кризисных
явлений и обеспечения экономического роста потребуются серьезные изменения в
финансовой и денежно-кредитной политике государств Содружества. Прежде всего
имеются в виду меры по повышению доходов бюджета - налоговая реформа и
укрепление налоговой дисциплины, увеличение доходов неналогового характера.
Целесообразны снижение бремени налогообложения до уровня не более 35% вновь
созданной стоимости, упрощение налоговой системы, перераспределение тяжести налогообложения
малоимущих граждан на лиц с высокими и сверхвысокими доходами. Активизация
неналоговых источников дохода бюджета предполагает увеличение поступлений в
него части природной ренты, акцизов на потребление вредных для здоровья и
природной среды товаров, прибыли от использования государственной
собственности.
Совершенствованию
бюджетной политики и смягчению бюджетного кризиса помогут: упорядочение
расходной части бюджета путем расширения расходов на выполнение функций
государства с одновременным ростом доходной части; прекращение практики
извлечения сверхдоходов из обслуживания бюджетных денежных потоков,
соответствие бюджетной деятельности приоритетам государственной экономической,
структурной, научно-технической и социальной политики; разработка правовых
норм, устанавливающих ответственность органов исполнительной власти за
реализацию закона о бюджете. Чтобы осуществить перечисленные меры необходимы
принятие Бюджетного и Налогового кодексов, закона о преодолении бюджетного
кризиса, внесение поправок в ряд действующих законов, а также унификация
национальных законодательств в области внешнеторгового, таможенного,
валютно-финансового и налогового регулирования.
Преодоление бюджетного
кризиса позволит перейти к активной промышленной, инвестиционной и
научно-технической политике. Промышленная политика включает: определение
приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, их реализацию на
основе государственных гарантий, инвестиционных и научно-технических программ,
роста конкурентоспособности предприятий. Она создает условия для развития
интеграционных процессов в промышленности путем разнообразных форм
кооперации, интеграции, специализации производственных,
научно-исследовательских, торговых и финансовых организаций. Государственная
политика не должна подменять предпринимательскую инициативу, а формировать
предпосылки для инвестиционной активности и экономического подъема на основе
освоения перспективных технологий. Для реализации промышленной политики
необходимо разработать прогноз развития промышленности стран Содружества.
Особое значение для
экономики России приобретает продуманная государственная политика в сфере
топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора. С учетом того,
что доля страны в мировой добыче нефти и угля составляет 12%, а газа - 28%,
развитие топливно-энергетических отраслей является одним из важнейших условий
подъема народного хозяйства. Вместе с тем продолжающиеся неплатежи, растущие
дебиторская и кредиторская задолженности, просчеты в денежно-кредитной и
налоговой политике привели производителей ТЭКа к финансовому кризису,
углубившемуся из-за необоснованной реструктуризации (особенно угольной
отрасли).
Стали неотложными задачи
разработки единой государственной политики в сфере топливно-энергетического
комплекса страны - гаранта ее экономической безопасности, поэтапного
осуществления мер в денежно- кредитной, инвестиционной, структурной и
научно-технической сфере и налогообложении, способствующих защите интересов
отечественных товаропроизводителей.
В денежно-кредитной
политике важно предусмотреть: механизм реструктуризации задолженности
предприятий комплекса бюджетам всех уровней с учетом встречной задолженности
потребителей, финансируемых из соответствующих бюджетов; возможность для поставщиков
энергоресурсов сокращать задолженность потребителей, начисляя при этом
налоговые сборы и платежи, исходя из фактических поступлений за
энергоносители, уменьшение топливно-энергетическим предприятиям размеров
штрафов и пени за долги по налоговым платежам в бюджет с учетом ставок
рефинансирования, действовавших в период образования задолженности, исключив
при этом пени и штрафы, соответствующие неплатежи бюджетных организаций за
поставленные энергоресурсы, отсрочку предприятиям комплекса до 10 лет уплаты
пени и штрафов в бюджеты всех уровней без условий, определенных постановлением
Правительства РФ от 14 апреля текущего года, законодательное оформление
государственных гарантий по оплате энергоресурсов предприятиями и
организациями, финансируемыми из бюджета государства и субъектов Федерации, а
также по поставкам продукции комплекса в соответствии с перечнем предприятий,
утвержденным правительством; активизацию формирования и согласования графиков
погашения странами СНГ долгов перед российскими поставщиками энергоносителей,
более жесткую увязку предоставления экономической помощи в виде кредитов
государствам Содружества с погашением ими долговых обязательств; разработку
принципов интеграции в топливно-энергетических отраслях стран СНГ на взаимовыгодной
основе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|