на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Финансово-кредитные связи России со странами ближнего зарубежья

Предстоит договориться о скорейшем введении в действие принятых в СНГ документов путем их ратификации или осуществления иных внутригосударственных  процедур.

Необходимы действенный контроль за выполнением совместных  договоренностей, система санкций и утверждение процедур разрешения  споров в рамках СНГ, в частности, путем усиления роли Экономического  суда.

Повышению эффективности интеграции способствовало бы реформирование  структуры уставных и рабочих органов СНГ, четкое разграничение их функций и компетенции.

Межгосударственные согласования остаются основным способом выработки  совместных решений в органах СНГ. По мере углубления интеграции сложатся  условия, позволяющие наделить эти органы правом самостоятельно решать  некоторые вопросы регулирования взаимного сотрудничества.

3.2 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ РЫНКОВ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА СТРАН СНГ

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в СНГ, обусловливает актуальность  исследования современного состояния общих рынков товаров, инвестиций,  финансово-кредитных ресурсов, ценных бумаг, обоснования перспектив  их развития. Практическая значимость реализации этих задач определяется  необходимостью стабилизации социально-экономического положения  стран СНГ, перевода их экономик на постиндустриальный путь на основе совместного использования производственно-экономических, научно-технологических,  природно-ресурсных и социально-культурных потенциалов  государств, повышения их конкурентности и эффективности. Решение  данных проблем обусловлено также неотлаженностью реализации межгосударственных  соглашений о создании зоны свободной торговли, Платежном  союзе, поддержке производственной кооперации, формировании общего аграрного рынка, рынка топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), о тарифной политике при работе транспортных систем и др.

Нынешнее состояние общих рынков стран Содружества не соответствует  ни задачам стабилизации социально-экономического развития государств  и их национальным интересам, ни имеющимися возможностями. Ослабление хозяйственных связей привело к резкому падению производства  ВВП и уровня жизни населения, к утере позиций СНГ в мировом сообществе.  Постепенно утрачиваются рынки стран Содружества, снижается конкурентоспособность их экономик. При отсутствии государственной поддержки  отечественных предприятий, в том числе выпускающих экспортную продукцию, значительно ухудшились условия торговли, структура экспорта и импорта, ухудшились показатели эффективности вывоза изделий перерабатывающей  промышленности, усилилась сырьевая направленность экспорта.  Наращивание объемов вывоза «любой ценой» сопровождается валютной  утечкой и декапитализацией экспортного производства.

В 1997 г. сократилось производство топливно-энергетических ресурсов, нефтехимической и другой продукции, а также мяса, молока, картофеля по сравнению с 1996 г. По отдельным продуктам питания доля импорта из третьих стран составляет в среднем по СНГ до 40%. Это диктует необходимость  создания общего рынка продовольствия наших стран, а также осуществления  более скоординированной политики по рынку ТЭР, конструкционных  материалов, нефтехимической продукции, цветным металлам и др.

Разная скорость реформирования экономик порождает неэквивалентный  межотраслевой обмен как внутри отдельных государств, так и по Содружеству  в целом. В результате этого, а также из-за несовершенства национальных  законодательств взаимная торговля в ряде случаев ведется по ценам, значительно превышающим стоимость экспорта и импорта в третьи страны.

Становление общих рынков сдерживается диспропорциями в развитии производственной, финансово-кредитной, банковской сфер. Особую озабоченность  вызывает диспропорция между потребностями в инвестициях и фактическими их размерами. В 1997 г. общий объем инвестиций в основной  капитал в среднем по странам Содружества составил 29% по отношению  к 1991 г. при потребности в 70%. Внешний долг государств Содружества  на начало 1998 г. достиг около 150 млрд. долл. Для ряда из них отношение  внешнего долга к ВВП превысило критический уровень.[34]

Решению проблем развития общих рынков Содружества помогут  следующие меры: создание системы государственного маркетинга, при которой государство оказывает помощь предприятиям в определении и активном формировании рынков сбыта соответствующей  продукции, подготовка ежегодных аналитических докладов о социально-экономической ситуации, интеграционных процессах и состоянии  общих рынков в странах СНГ, включая анализ их конъюнктуры по важнейшим товарным группам, оценку фондового рынка, рынка ссудных капиталов, развития банковского, финансово-кредитного, страхового секторов национальных экономик; ежегодная разработка балансов спроса и предложения по важнейшим товарам, представляющим взаимный интерес для стран СНГ, формирование информационного банка данных, обеспечивающего  поиск взаимовыгодных партнеров, содержащего сведения о конъюнктуре  рынков и ценах на них; подготовка и принятие межгосударственных  соглашений (конвенций) о координации рынков ценных бумаг, единых принципах залоговых сделок и страхования рисков, финансовом и товарном  лизинге, единых принципах валютного и экспортного контроля; создание  благоприятных условий для работы двусторонних и многосторонних торгово-промышленных палат, бизнес-центров и представительств в странах  Содружества. Необходимы меры по экономической поддержке товаропроизводителей,  формированию страховых и залоговых фондов, кредитованию  внешнеторговых операций; урегулированию платежно-расчетных отношений между предприятиями и организациями, включая возможное частичное (или полное) погашение задолженностей в имущественной форме и ценными бумагами, а также переоформление части дебиторской задолженности  в государственный долг стран СНГ; созданию благоприятных условий и содействию хозяйствующим субъектам в развитии различных форм совместного предпринимательства; координации внешнеторговой политики,  способствующей улучшению условий для торговли и инвестирования  на многосторонней субрегиональной и двусторонней основе.

Потребуются также методические рекомендации и модели для анализа и оценки конъюнктуры сегментов рынков отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, рынков инвестиций, а также организационно-методическое  обеспечение вопросов, связанных с созданием Зоны свободной торговли, включая: временное применение запретных мер и поэтапной  отмены зафиксированных в общем перечне пошлин, квот, лицензий  и других тарифных и нетарифных ограничений; переход к взиманию НДС по принципу страны назначения товара (работ, услуг); разработка предложений по соблюдению принципа свободы транзита и упрощению процедур таможенного оформления транзитных грузов; улучшение порядка подготовки и принятия межгосударственных соглашений, совместных проектов  и программ на базе технико-экономического обоснования объемов спроса и предложения и бизнес-планов. Критерий реализации совместных мер - их взаимовыгодность для национальных бюджетов. Необходимо также  совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы формирования  и развития общих рынков: ведение банка данных о договорно-правовых и нормативно-законодательных актах; принятие нормативно- правовых актов и законов, создающих условия для свободного перемещения  товаров, услуг, труда и капитала на территории стран СНГ; разработка законов об основах внешнеэкономической деятельности, общих принципах валютного регулирования и валютного контроля, рынке ценных бумаг, транспортной деятельности, о регионах приграничного сотрудничества, ратификация межгосударственных соглашений и других документов, касающихся  экономического сотрудничества наших стран.

Преодоление экономического кризиса и экономическая интеграция  стран Содружества невозможны без регулирования государствами экономических процессов. Наряду с традиционными для рыночной экономики  функциями регулирования денежного обращения, прав собственности,  поддержания правопорядка, внешнеэкономических отношений и т.д. активизация государственного регулирования должна проходить по следующим  направлениям: формирование новой системы отношений собственности,  специфической для многоукладной экономики, становление малого  и среднего предпринимательства; развитие конкурентоспособных хозяйствующих  структур, способствующих взаимодействию науки и производства;  формирование финансового и фондового рынков, инфраструктуры

рыночной экономики в целом, обеспечение социальных гарантий. Реализации  задач государственного регулирования производства будут содействовать:  разработка стратегии экономического и социального развития стран СНГ, концепции единой научно-технической политики, ориентированной на переход к новым, более высоким технологическим укладам. Важно определить  цели экономического взаимодействия, методы их реализации с учетом  разных уровней и форм интеграционного сближения, приоритетов экономической  и социальной политики, этапов достижения результатов. Приоритеты  могут быть конкретизированы в комплексных и целевых программах,  которые будут совместно разрабатываться и осуществляться.

Необходимо создание системы законов о регулировании экономики государством,  чтобы закрепить его роль в условиях новых экономических отношений.  Для преодоления кризисных явлений и обеспечения экономического  роста потребуются серьезные изменения в финансовой и денежно-кредитной политике государств Содружества. Прежде всего имеются в виду меры по повышению доходов бюджета - налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины, увеличение доходов неналогового характера. Целесообразны  снижение бремени налогообложения до уровня не более 35% вновь созданной стоимости, упрощение налоговой системы, перераспределение  тяжести налогообложения малоимущих граждан на лиц с высокими и сверхвысокими доходами. Активизация неналоговых источников дохода бюджета предполагает увеличение поступлений в него части природной ренты, акцизов на потребление вредных для здоровья и природной среды товаров, прибыли от использования государственной собственности.

Совершенствованию бюджетной политики и смягчению бюджетного кризиса помогут: упорядочение расходной части бюджета путем расширения  расходов на выполнение функций государства с одновременным ростом  доходной части; прекращение практики извлечения сверхдоходов из обслуживания бюджетных денежных потоков, соответствие бюджетной деятельности приоритетам государственной экономической, структурной, научно-технической и социальной политики; разработка правовых норм, устанавливающих ответственность органов исполнительной власти за реализацию  закона о бюджете. Чтобы осуществить перечисленные меры необходимы  принятие Бюджетного и Налогового кодексов, закона о преодолении  бюджетного кризиса, внесение поправок в ряд действующих законов, а также унификация национальных законодательств в области внешнеторгового,  таможенного, валютно-финансового и налогового регулирования.

Преодоление бюджетного кризиса позволит перейти к активной промышленной,  инвестиционной и научно-технической политике. Промышленная  политика включает: определение приоритетов долгосрочного технико-экономического  развития, их реализацию на основе государственных гарантий, инвестиционных и научно-технических программ, роста конкурентоспособности  предприятий. Она создает условия для развития интеграционных  процессов в промышленности путем разнообразных форм кооперации,  интеграции, специализации производственных, научно-исследовательских,  торговых и финансовых организаций. Государственная политика не должна подменять предпринимательскую инициативу, а формировать предпосылки для инвестиционной активности и экономического подъема на основе освоения перспективных технологий. Для реализации промышленной  политики необходимо разработать прогноз развития промышленности  стран Содружества.

Особое значение для экономики России приобретает продуманная государственная политика в сфере топливно-энергетического комплекса как стабилизирующего фактора. С учетом того, что доля страны в мировой добыче нефти и угля составляет 12%, а газа - 28%, развитие топливно-энергетических отраслей является одним из важнейших  условий подъема народного хозяйства. Вместе с тем продолжающиеся  неплатежи, растущие дебиторская и кредиторская задолженности, просчеты в денежно-кредитной и налоговой политике привели производителей  ТЭКа к финансовому кризису, углубившемуся из-за необоснованной реструктуризации (особенно угольной отрасли).

Стали неотложными задачи разработки единой государственной политики  в сфере топливно-энергетического комплекса страны - гаранта ее экономической  безопасности, поэтапного осуществления мер в денежно- кредитной, инвестиционной, структурной и научно-технической сфере и налогообложении, способствующих защите интересов отечественных товаропроизводителей.

В денежно-кредитной политике важно предусмотреть: механизм реструктуризации задолженности предприятий комплекса бюджетам всех уровней  с учетом встречной задолженности потребителей, финансируемых из соответствующих бюджетов; возможность для поставщиков энергоресурсов сокращать задолженность потребителей, начисляя при этом налоговые сборы  и платежи, исходя из фактических поступлений за энергоносители, уменьшение топливно-энергетическим предприятиям размеров штрафов и пени за долги по налоговым платежам в бюджет с учетом ставок рефинансирования,  действовавших в период образования задолженности, исключив при этом пени и штрафы, соответствующие неплатежи бюджетных организаций  за поставленные энергоресурсы, отсрочку предприятиям комплекса до 10 лет уплаты пени и штрафов в бюджеты всех уровней без условий, определенных  постановлением Правительства РФ от 14 апреля текущего года, законодательное оформление государственных гарантий по оплате энергоресурсов предприятиями и организациями, финансируемыми из бюджета государства и субъектов Федерации, а также по поставкам продукции комплекса  в соответствии с перечнем предприятий, утвержденным правительством;  активизацию формирования и согласования графиков погашения странами СНГ долгов перед российскими поставщиками энергоносителей, более жесткую увязку предоставления экономической помощи в виде кредитов  государствам Содружества с погашением ими долговых обязательств; разработку принципов интеграции в топливно-энергетических отраслях стран СНГ на взаимовыгодной основе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.