Себестоимость
в целом за 2008 и 2009 гг. рассчитывалась по следующей формуле:
Себ=
(Рпас + Рг)/(Оп + Ог), (2.9)
Где
Себ – себестоимость, в р. на 1 км
Рпас
– расходы по пассажирским перевозкам, в млн. р.
Рг
– расходы по грузовым перевозкам, в млн. р.
Оп
– объем по пассажирским перевозкам, в млн. пасс-км
Ог
– объем по грузовым перевозкам, в млн. т-км
Таким
образом, себестоимость составила:
Себ2008
=(82708+12406,2)/(241,8+465,4)=29,2
Себ2009
=(11703,7+15514,3)/(251,8+611,5)=31,5
Из
таблицы 2.7 видно, что за отчетный период произошло увеличение объемов перевозок
и в то же время резкое увеличение себестоимости пассажирских перевозок на 35,9 %.
Общее увеличение объемов перевозок и увеличение себестоимости по пассажирским перевозкам
привело к росту расходов.
Необходимо
отметить, что на Белорусской железной дороге уделяется много внимания планированию
эксплуатационных расходов, что предполагает глубокий и комплексный анализ хозяйственной
деятельности дороги с целью выявления резервов снижения эксплуатационных расходов.
Для
анализа эксплуатационных расходов используют информацию о затратах на перевозки
в предыдущем периоде, о темпах роста грузооборота и пассажирооборота и показателей
работы подвижного состава, данные калькуляции расходов по видам перевозок и типам
тяги, ряд других сведений, сообщаемых Управлению дороги отделениями в виде справок.
Данные
о расходах ежеквартально и в целом за г. приводятся в отчете о производственно –
финансовой деятельности дороги и ее отделений. В этом отчете расходы сгруппированы
по хозяйствам, статьям и элементам затрат. В процессе доаналитической обработки
исходной информации они подвергаются дополнительной группировке: выделяют расходы,
зависящие от размеров движения, группируют их по видам перевозок (грузовые, пассажирские),
затем из расходов по каждому виду перевозок выделяют затраты, связанные с определенным
типом тяги, и общие для всех типов тяги. После чего зависящие от размеров движения
расходы группируют по измерителям работы подвижного состава, а расходы, независящие
от размеров движения, показывают по каждому хозяйству по статьям и элементам затрат.
2.5.5 Факторный
анализ прибыли по основному виду деятельности
Рассмотрим
динамику прибыли по годам и выполнение дорогой плана прибыли за 2009 г., с учетом
ее структуры по видам деятельности. Данные представлены в таблице 2.8.
Таблица
2.8 - Динамика прибыли и выполнение плана прибыли
Прибыль в млн.р. |
2007 г. |
2008 г. |
План на
2009 г.
|
2009 г. |
Выполнение плана, в % |
Изменение к 2008 г.,
в млн. р.
|
Изменение к 2008 г.,
в %
|
Перевозки |
3132 |
3409 |
3049 |
4007 |
131,4 |
598 |
117,5 |
ПВД |
154 |
213 |
194 |
392 |
202,1 |
179 |
184,0 |
ИТОГО |
3286 |
3622 |
3243 |
4399 |
135,6 |
777 |
121,5 |
Прибыль
от перевозок по сравнению с базисным годом возросла на 17,5 %. Рост прибыли обусловлен
увеличением объема перевозок на 22,1 %. Изменение в структуре перевозок, а именно
рост доли грузовых перевозок привел к росту расходов. Несмотря на незначительный
рост объемов пассажирских перевозок на 4 %, он привел к существенному увеличению
уровня расходов на 41,5 %. Темп роста расходов (32,5 %) опережает темп роста доходов
(30,9 %) на 1,6 пунктов, в результате темп роста себестоимости выше темпа роста
доходной ставки.
Прибыль
по каждому виду деятельности рассчитывалась по следующим формулам:
ППЕР
= ДП – РП, (2.10)
где
ППЕР – прибыль по перевозкам, в млн. р.;
ДП
– доходы по перевозкам, в млн. р.;
РП
– расходы по перевозкам.
ППВД
= ДПВД – РПВД, (2.11)
где
ППВД – прибыль по ПВД, в млн. р.;
ДПВД
– доходы по ПВД, в млн. р.;
РПВД
– расходы по ПВД.
ПР
= ППЕР + ППВД , (2.12)
где
ПР – прибыль от реализации работ, услуг.
Из
таблицы видно, что наибольшую сумму прибыли (около 77%) дорога получает от перевозок.
В отчетном 2009 г. дорога перевыполнила план по прибыли от перевозок на 31,4 %,
а план по подсобно-вспомогательной деятельности перевыполнен в 2 раза. Таким образом,
план по прибыли от реализации работ, услуг перевыполнен на 1156 млн. р.
По
сравнению с прошлым годом в 2008 г. прибыль от реализации работ и услуг Белорусской
железной дороги увеличилась на 777 млн. р.
Структура
прибыли от реализации продукции и услуг представлена на рисунке 2.8.
Рисунок
2.8 – Структура прибыли от реализации продукции и услуг
Размер
прибыли от перевозок можно представить в виде:
ППЕР=ДП-РП=О·СДС-О·СЕБ=О(СДС-СЕБ),
(2.13)
где
О – объем перевозок, в млн. пасс-км/т-км;
СДС
– средняя доходная ставка, в р. на 1 пасс-км/т-км;
СЕБ
– себестоимость, в р. на 1 пасс-км/т-км;
Определение
влияния на размер прибыли от перевозок таких факторов как объем перевозок, себестоимость
и средняя доходная ставка осуществлялось методом подстановок по следующим формулам:
∆ППЕР(О)
=О1(СДС0-СЕБ0)-О0(СДС0-СЕБ0),
(2.14)
где
∆ППЕР(О) – влияние на прибыль объема перевозок, в млн. р.;
О1
– объем перевозок в отчетном периоде, в приведенных млн. т-км;
О0
– объем перевозок в базовом периоде, в приведенных млн. т-км;
СДС0
– средняя доходная ставка в базовом периоде, в р. на 1 км;
СЕБ0
– себестоимость в базовом периоде, в р. на 1 км.
∆ППЕР(О)
= 863,3·(34,06 – 29,2) – 707,2·(34,06 – 29,2) =
=
156,1•(34,06 – 29,2)= 758,65 млн. р.
∆ППЕР(СДС)
=О1(СДС1-СЕБ0)-О1(СДС0-СЕБ0),
(2.15)
где
∆ППЕР(СДС) – влияние на прибыль средней доходной ставки, в млн.
р.;
СДС1
– средняя доходная ставка в отчетном периоде, в р. на 1 км;
∆ППЕР(СДС)=
863,3•(36,17 – 29,2) – 863,3•(34,06 – 29,2) =
=
863,3•(36,17-34,06) = 1821,56 млн. р.
∆ППЕР(СЕБ)
=О1(СДС1-СЕБ1)-О1(СДС1-СЕБ0),
(2.16)
где
∆ППЕР(СЕБ) – влияние на прибыль себестоимости, в млн.
р.;
СЕБ1
– себестоимость в отчетном периоде, в р. на 1 км.
∆ППЕР(СЕБ)=
863,3•(36,17 – 31,5) – 863,3•(36,17 – 29,2) =
=
863,3•(29,2-31,5) = -1985,59 млн. р.
Факторный
анализ балансовой прибыли Белорусской железной дороги представлен в таблице 2.9.
Таблица
2.9 - Факторный анализ балансовой прибыли по основному виду деятельности
Факторы изменения балансовой
прибыли |
Алгоритм расчета |
Расчет |
Сумма влияния на балансовую
прибыль (+,-), млн. р. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Изменение балансовой прибыли,
всего
В том числе за счет:
|
ΔПБ=
ПБ1-ПБ0
|
3449-2104 |
1345 |
1. Прибыли от реализации
продукции, услуг
(ΔПР)
|
ΔПР=ПР1-ПР0
|
4399-3622 |
777 |
1.1. Прибыли по перевозкам
(ΔППЕР)
|
ΔППЕР=ППЕР1-ППЕР0
|
4007-3409 |
598 |
1.1.1. Объема перевозок
(ΔППЕР(О))
|
∆ППЕР(О)
=О1(СДС0-Себ0)-О0(СДС0-Себ0)
|
863,3•(34,06 – 29,2) –
707,2•(34,06 – 29,2) |
758,65 |
1.1.2. Средней доходной
ставки (ΔППЕР(СДС))
|
∆ППЕР(СДС)
=О1(СДС1-Себ0)-О1(СДС0-Себ0)
|
863,3•(36,17 – 29,2) –
863,3•(34,06 – 29,2) |
1821,56 |
1.1.3. Себестоимости перевозок
(ΔППЕР(Себ))
|
∆ППЕР(Себ)
=О1(СДС1-Себ1)-О1(СДС1-Себ0)
|
863,3•(36,17 – 31,5) –
863,3•(36,17 – 29,2) |
-1985,59 |
1.2. Прибыли по ПВД (ΔППВД)
|
ΔППВД=ППВД1-ППВД0
|
392-213 |
179 |
2. Прибыли от прочей реализации
(ΔПА)
|
ΔПА=ПА1-ПА0
|
138-54 |
84 |
3. Внереализационных результатов
(ΔПВ)
|
ΔПВ=ПВ1-ПВ0
|
-1088-(-1572) |
484 |
3.1. Штрафов, пени, неустоек,
полученных за вычетом уплаченных (ΔПШ)
|
ΔПШ=ПШ1-ПШ0
|
-818-(-919) |
101 |
3.2. Суммы, причитающиеся
в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением хозяйственных договоров
(ΔПД)
|
ΔПД=ПД1-ПД0
|
-524-(-709) |
185 |
3.3. Прибыль (убытки)
прошлых лет, выявленные в отчетном году (ΔПУ)
|
ΔПУ=ПУ1-ПУ0
|
254-56 |
198 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|