Для реализации
обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации разработана Концепция
формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной
сфере, которая представляет собой определенный законодательством Российской
Федерации порядок и содержание деятельности федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, направленной на обеспечение интересов личности,
общества и государства на Государственной границе и приграничной территории
Российской Федерации, отвечает современным требованиям и характеризуется
высокой способностью государства обеспечивать эффективную защиту интересов личности,
общества и государства от внешних и внутренних угроз, проявляющихся в
пограничной сфере России[36].
Защита Государственной
границы Российской Федерации является частью системы обеспечения безопасности
Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики и
представляет собой совокупность мер политического, организационно-правового,
дипломатического, экономического, оборонного, пограничного, разведывательного,
контрразведывательного, оперативно-розыскного, таможенного, природоохранного,
санитарно-эпидемиологического, экологического и иного характера,
осуществляемого федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления в целях прогнозирования, выявления, локализации и ликвидации
внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечения ее
интересов в пограничной сфере. Заключается в согласованной деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления по осуществлению полномочий в
сфере защиты и охраны Государственной границы, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, и направлена на обеспечение жизненно
важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве.
Меры по защите границы принимаются в соответствии с ее статусом.
Как отмечает С.С.
Байманов, по своему содержанию понятие «защита Государственной границы
Российской Федерации» включает в себя практически все составные компоненты
пограничной деятельности, в том числе и установление пограничного режима[37].
Данное понятие определяется законом как часть системы обеспечения безопасности
и реализации пограничной политики и заключается в согласованной деятельности
субъектов защиты Государственной границы, осуществляемой ими в пределах своих
полномочий путем принятия политических, организационно-правовых,
дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных,
контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных,
санитарно-эпидемиологических, санитарно-экологических и иных мер.
В пределах
государственной территории, примыкающей к Государственной границе на суше, в
воздушном и водном пространстве, устанавливается специальный правовой режим
функционирования Государственной границы Российской Федерации, направленный
преимущественно на обеспечение интересов государственной (национальной)
безопасности. Пограничный режим представляет собой совокупность нормативно
установленных правил относительно:
1) содержания
Государственной границы, то есть установки, сохранения, поддержания в исправном
состоянии и контрольных осмотров пограничных знаков, оборудования и содержания
пограничных просек, проведения совместных с сопредельными государствами
проверок прохождения Государственной границы;
2) пересечения
Государственной границы лицами и транспортными средствами, а также перемещения
через нее грузов, товаров и животных в установленных пунктах пропуска в
пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного
порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений
(международных полетов) либо в иных местах, определяемых международными или
внутригосударственными нормативными правовыми актами. В частности, воздушные
суда при выполнении международных полетов пересекают Государственную границу по
специально выделенным воздушным коридорам пролета[38];
3) осуществления на
Государственной границе или вблизи нее (в пределах пятикилометровой полосы
местности), в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во
внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации
хозяйственной, промысловой, исследовательской, изыскательской и иной
деятельности, а также проведения массовых общественно-политических, культурных
и других мероприятий в пределах территории поселений и межселенных территорий,
прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью, российским
берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов
на указанных водоемах;
4) разрешения с
иностранными государствами пограничных инцидентов.
Указанные правила,
установленные Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации», регулируют[39]:
- деятельность федеральных, региональных и
муниципальных органов управления по обеспечению безопасности государства и
защите национальных интересов в пограничной сфере (в пределах приграничной территории);
- деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации по
осуществлению охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном
пространстве и подводной среде.
Следовательно, правовой
режим функционирования Государственной границы РФ характеризует юридическую
природу общественных отношений в пограничной сфере, содержит требования к
установлению, изменению прохождения, содержанию и пересечению Государственной
границы, принципы осуществления пограничной, хозяйственной, промысловой,
исследовательской, изыскательской и иных видов деятельности на Государственной
границе, вблизи нее (в пределах пятикилометровой полосы местности), в
российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних
морских водах, территориальном море Российской Федерации и закрепляет систему
организационно-правовых средств, необходимых для их реализации. Рассматриваемый
режим, как и большинство административно-правовых режимов, устанавливаемых в
интересах обеспечения государственного суверенитета и национальной безопасности[40],
является организационно-правовой основой общей системы обеспечения безопасности
Российской Федерации в международной, военной и пограничной сферах. С его помощью
реализуются меры по защите Государственной границы Российской Федерации, охране
экономических и иных законных интересов Российского государства в пределах
приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа.
Систему организационно-правовых
средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений
в пограничной сфере при введении специального режима функционирования
Государственной границы Российской Федерации, составляют:
1. Нормативно-правовая
регламентация порядка деятельности государственных органов, физических,
должностных и юридических лиц при установлении режима функционирования
Государственной границы Российской Федерации, осуществляемая посредством
принятия нормативных правовых актов международного и внутригосударственного
характера. Правовые нормы, устанавливающие особый порядок регулирования
общественных отношений в пограничной сфере, содержатся:
- в международных
договорах о Государственной границе Российской Федерации с сопредельными государствами,
соглашениях о деятельности пограничных представителей, о сотрудничестве и
взаимодействии по пограничным вопросам (в том числе контртеррористическом
сотрудничестве в области безопасности границ, информационном взаимодействии,
совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним
акваторий на пограничных реках, упрощенном порядке пересечения Государственной
границы, взаимодействии пограничных войск при возникновении кризисных ситуаций
на Государственной границе);
- в законодательных
нормативно-правовых актах Российской Федерации, устанавливающих статус и
правовой режим функционирования Государственной границы Российской Федерации[41],
внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской
Федерации[42],
правовые основы, принципы и направления деятельности органов государственной
власти по обеспечению национальных интересов Российской Федерации на Государственной
границе РФ и приграничной территории[43];
в) в нормативных
правовых актах подзаконного характера по вопросам правового регулирования в
пограничной сфере. В частности, указами Президента Российской Федерации
регламентируются вопросы совершенствования порядка пересечения Государственной
границы Российской Федерации, сохранения и рационального использования
природных ресурсов территориальных вод, континентального шельфа и экономической
зоны РФ. Правительство Российской Федерации посредством издания постановлений
определяет перечень пунктов пропуска через Государственную границу РФ,
утверждает порядок применения оружия и боевой техники при защите
Государственной границы на суше, воздушном пространстве и подводной среде,
разрабатывает меры по предотвращению проникновения на территорию Российской
Федерации членов зарубежных террористических организаций, ввоза оружия и
средств диверсий в установленных пунктах пропуска.
2. Организационное
обеспечение надлежащей реализации мер по защите Государственной границы
Российской Федерации посредством создания системы государственных органов,
уполномоченных формировать и поддерживать режим функционирования
Государственной границы Российской Федерации[44]. В
соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» полномочиями в рассматриваемой сфере правового регулирования
обладают Президент РФ и высшие органы государственной власти Российской
Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной
власти субъектов РФ, пограничные органы, Вооруженные Силы РФ, иные войска и
воинские формирования, органы муниципального управления, юридические лица,
общественные объединения, а также граждане РФ (в качестве внештатных
сотрудников пограничных органов или в составе добровольных народных дружин).
3. Введение режимных
правил пересечения Государственной границы, перемещения через нее грузов,
товаров и животных, осуществления на Государственной границе Российской
Федерации и в пограничной зоне хозяйственной, промысловой, исследовательской,
изыскательской и иной деятельности, проведения в пределах пятикилометровой
полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья
Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов
массовых общественно-политических, культурных и иных мероприятий. Указанными
правилами предусматриваются определенные изъятия (ограничения) из общепринятых
норм. В частности, устанавливаются определенные запреты при следовании от Государственной
границы до пунктов пропуска через нее на сухопутной территории, в российской
части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, территориальном море и
воздушном пространстве:
а) не допускаются
высадка людей, выгрузка грузов, товаров и животных и прием их на транспортные
средства;
б) заход в порты,
посадка в аэропортах, на аэродромах, не открытых Правительством Российской
Федерации для международного сообщения;
в) заход в закрытые для
плавания или временно опасные для плавания районы, залет в закрытые для полетов
районы, о которых сообщено для всеобщего сведения;
г) осуществление
хозяйственной, промысловой или иной деятельности, связанной с пересечением
Государственной границы Российской Федерации, без разрешения пограничных
органов, содержащего сведения о месте и времени пересечения Границы, характере
производимых работ, количестве участников и используемых промысловых и иных
судах;
д) выезд (проход) лиц и
транспортных средств в пограничную зону без документов, удостоверяющих
личность, индивидуальных (коллективных) пропусков, выдаваемых пограничными
органами;
е) допуск лиц к
транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в
период осуществления пограничного и иных видов контроля.
4. Установление особой
системы контроля за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный
характер правил режима функционирования Государственной границы Российской
Федерации и ответственности в рамках рассматриваемого правового режима. В целях
недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения
законности пересечения Государственной границы и перемещения через нее грузов,
товаров и животных в установленных пунктах пропуска через Государственную
границу Российской Федерации осуществляются пограничный, таможенный и иные виды
государственного контроля.
Контрольно-надзорные
полномочия в пунктах пропуска через Государственную границу реализуются
подразделениями органов пограничного, таможенного, санитарно-карантинного,
иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного и транспортного контроля, координирующими
совместные усилия по вопросам поддержания режима функционирования
Государственной границы Российской Федерации по следующим направлениям:
1. совместный анализ складывающейся обстановки в
пункте пропуска, прогнозирование тенденций по изменению пассажирского и
грузового потоков, возможных нарушений правил пересечения Государственной границы
Российской Федерации физическими лицами и перемещения через нее транспортных
средств и грузов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|