2. разработка и реализация предложений по
совершенствованию работы пункта пропуска;
3. разработка и утверждение схем пропуска через
Государственную границу Российской Федерации и планов взаимодействия[45].
Пограничный контроль в
пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
осуществляется в целях выявления, предупреждения и пресечения административных
правонарушений, посягающих на установленный режим функционирования
Государственной границы. В рамках осуществления пограничного контроля пограничные
органы при осуществлении служебной деятельности вправе:
- проверять документы у физических лиц на право въезда
в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации;
- проверять документы на транспортные средства, грузы,
товары и животных, делать в указанных документах соответствующие отметки,
изымать недействительные документы;
- производить досмотр (осмотр) транспортных средств и
перевозимых на них грузов в целях обнаружения и задержания нарушителей правил
пересечения Государственной границы Российской Федерации, перемещаемых грузов,
товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (вывозу из
Российской Федерации);
- не пропускать через Государственную границу
иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством
Российской Федерации не разрешен въезд на территорию Российского государства;
- не пропускать через Государственную границу лиц, в
отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение о
запрещении выезда из Российской Федерации;
- осуществлять задержание и личный досмотр лиц, в
отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима
функционирования Государственной границы;
- задерживать с санкции прокурора иностранных граждан
и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной
границы Российской Федерации, в отношении которых приняты решения о передаче их
властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации,
вынесено постановление об административном выдворении за пределы Российской
Федерации;
- задерживать обнаруженные при выполнении возложенных
задач по защите Государственной границы Российской Федерации в пределах
пограничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и
другие незаконно перемещаемые товары, грузы и транспортные средства с передачей
их таможенным органам[46].
Санитарно-карантинный
контроль осуществляется структурными подразделениями Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека[47]
в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации на
автомобильном транспорте, в аэропортах, морских, речных, пограничных
железнодорожных станциях в соответствии с санитарным законодательством РФ и
международными медико-санитарными правилами.
Государственный
ветеринарный и фитосанитарный надзор осуществляется органами Федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору[48] на
железнодорожных и автомобильных вокзалах, станциях, морских и речных портах,
аэропортах и аэродромах, иных специально оборудованных местах для пропуска
через Государственную границу лиц, транспортных средств, животных и продуктов
животноводства. Данный вид государственного контроля осуществляется за
соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере
ветеринарии и карантина растений на Государственной границе РФ, включая
требования по обеспечению охраны территории Российской Федерации от заноса из
иностранных государств и распространения заразных болезней животных и
возбудителей болезней растений, а также ввоза иных грузов, опасных в
ветеринарно-санитарном и фитосанитарном отношении.
Все товары,
транспортные средства и иные предметы, перемещаемые через Государственную
границу Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению таможенными
органами, расположенными в пунктах пропуска через Государственную границу.
Таможенное оформление и таможенный контроль прибывающих на территорию
Российской Федерации транспортных средств и грузов осуществляются органами
Федеральной таможенной службы[49] с
момента уведомления о пересечении Государственной границы Российской Федерации
транспортными средствами и грузами, ввозимыми на таможенную территорию РФ.
Иммиграционный контроль
в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации
осуществляется органами Федеральной миграционной службы[50]
с целью предупреждения неконтролируемой миграции иностранных граждан и лиц без
гражданства на территорию РФ и организации депортации данной категории лиц за
пределы Российской Федерации в предусмотренных законодательством случаях.
Иммиграционному контролю подлежат иностранные граждане и лица без гражданства:
а) въезжающие на территорию Российской Федерации, в том числе ищущие
политического убежища; б) следующие транзитом через российскую территорию в
третьи страны[51].
Транспортный контроль
следующих через Государственную границу Российской Федерации автотранспортных
средств иностранных и российских перевозчиков в автомобильных пунктах пропуска
через Государственную границу РФ имеет целью обеспечить выполнение
международных договоров Российской Федерации в области международного
автомобильного сообщения, а также российского законодательства, регламентирующего
деятельность автомобильного транспорта.
При осуществлении
пропуска через Государственную границу Российской Федерации физических лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных контрольные органы применяют
следующие методы контроля[52]:
проверку документов; устный опрос; получение пояснений; наблюдение;
сопровождение, осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров,
животных; личный досмотр физического лица, следующего через Государственную
границу Российской Федерации, в случаях, если имеются основания предполагать,
что данное лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные к
ввозу на территорию Российской Федерации (вывозу с территории РФ); осмотр помещений
и территории пунктов пропуска через Государственную границу; отбор проб
(образцов) определенного количества грузов и товаров для исследования.
В случае нарушения
режимных правил в пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации виновные лица привлекаются к административной ответственности,
предусмотренной ст. 18.4 КоАП РФ.
Следовательно,
организационно-правовые меры, реализуемые в рамках правового режима
функционирования Государственной границы Российской Федерации, как совершенно
точно отмечает И.С. Розанов[53],
направлены прежде всего на неприкосновенность и надежную охрану Государственной
границы Российской Федерации, недопущение проникновения на территорию страны
членов террористических и иных преступных организаций, лиц, въезд которым в
Россию запрещен, в том числе по причине принятия в отношении их решения о
нежелательности пребывания (проживания) на территории Российского государства.
В рамках решения
проблем, возникающих в процессе реализации пограничной политики, РФ со многими
государствами были заключены двусторонние и многосторонние договоры по
пограничным вопросам, которые условно можно подразделить на четыре блока[54].
1. Договоры,
устанавливающие основы регулирования и поддержания режима государственной
границы (заключены с Финляндией, Монголией, Кореей, Украиной).
Данные договоры
заключаются в целях поддержания стабильности на границе между сопредельными
государствами, спокойствия в приграничных районах, дальнейшего укрепления и
развития сотрудничества и взаимной помощи. В них детально урегулированы
вопросы, связанные с прохождением линии государственной границы, установлением
и восстановлением пограничных обозначений (пограничных и створных знаков),
пересечением государственной границы, пользованием пограничными водами и
пересекающими линию границы железными, шоссейными дорогами, а также
коммуникационными сооружениями, закреплением статуса пограничных
уполномоченных.
2. Договоры, особо
регламентирующие пограничные экономические связи, порядок сношений в
приграничных районах, ведения хозяйственной деятельности (охота, рыболовство,
сельское и лесное хозяйство, горное дело, охрана окружающей природной среды) в
приграничных районах. Например, Договор между СССР и Монгольской Народной Республикой
о режиме советско-монгольской государственной границы, сотрудничестве и
взаимной помощи по пограничным вопросам (Москва, 26 ноября 1980 г.); Соглашения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о режиме
российско-китайской государственной границы (Пекин, 27 мая 1994 г.), о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и
прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (Пекин, 9 дек. 1999 г.).
3. Соглашения,
заключенные с целью повышения пропускной способности пунктов пропуска и
создания надлежащих условий для пересечения государственной границы физическими
лицами, транспортными средствами и товарами, а также упрощения порядка
пересечения государственной границы между отдельными государствами. В
частности, соглашения, заключенные Российской Федерацией с Эстонией, Румынией,
КНР.
4. Соглашения,
заключаемые между государствами по вопросам пограничного сотрудничества.
Подобные договоры и соглашения были заключены со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона (Республикой Вьетнам, Монгольской Народной
Республикой), государствами - участниками СНГ (Республиками Казахстан,
Узбекистан, Молдова, Беларусь, Азербайджанской Республикой, Украиной), с
Латвийской Республикой, с рядом государств Восточной Европы (Румынией,
Болгарией, Словацкой Республикой), а также с Республиками Индия и Намибия.
Причем сотрудничество по пограничным вопросам между названными государствами
осуществляется в основном в целях обеспечения надежной охраны государственной
границы по следующим направлениям:
- взаимодействие по вопросам охраны государственной
границы в пунктах пропуска через нее;
- борьба с незаконной миграцией, контрабандой оружия,
боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ и радиоактивных материалов, наркотических
средств и психотропных веществ;
- оказание содействия в обмене информацией и опытом
организации охраны границы;
- оказание содействия в подготовке кадров и
специалистов пограничных ведомств.
На основании
проведенного в данной главе исследования можно сформулировать следующее понятие
пограничного режима - это совокупность правил, регулирующих международные и
национальные общественные отношения, возникающие на основе правоотношений по
поводу содержания, пересечения Государственной границы лицами и транспортными
средствами, перемещения через нее грузов, товаров и животных, пропуска лиц,
транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на Государственной
границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной,
промысловой и иной деятельности, а также разрешения с иностранными
государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил в ходе
правоприменительного процесса между правоохранительными органами России,
сопредельными государствами как субъектами международного права, а также
физическими и юридическими лицами, и влекущий за правонарушения все виды
юридической ответственности.
В отношении режима
функционирования Государственной границы Российской Федерации международными и
внутригосударственными нормативными правовыми актами определены: назначение
режима; система государственных и муниципальных органов управления,
общественных институтов, участвующих в его осуществлении; система разрешений,
предписаний, запретов, предусмотренных данным режимом; контроль за соблюдением
режимных правил и ответственность за их нарушение.
Несовершенство правовых
основ пограничного режима связывается с незавершенностью законодательного
обеспечения в данной сфере, что находит выражение в следующем:
- не приняты важнейшие законодательные акты в области
пограничной политики (проекты Федеральных законов "О пограничной
деятельности", "О статусе и защите государственной границы Российской
Федерации", "О приграничном сотрудничестве в Российской
Федерации", "О государственной поддержке социально-экономического
развития приграничных территорий Российской Федерации");
- не урегулированы правовые отношения с иностранными
государствами по пограничным вопросам, что не способствует завершению процесса
правового урегулирования с сопредельными государствами;
- не завершено международно-правовое оформление
сухопутных и морских участков государственной границы Российской Федерации.
Вместе с тем правовые
основы осуществления пограничного режима формируются и задаются на основе
положений государственной пограничной политики Российской Федерации, а также
существующих политических, экономических и военно-стратегических основ
обеспечения военной безопасности государства. Из этого вытекает необходимость
дальнейшего совершенствования действующей нормативной правовой базы,
закрепляющей режим функционирования государственной границы Российской
Федерации, существующих международно-правовых основ оформления границ между
государствами, порядка реализации международного пограничного сотрудничества в
целях усиления коллективной безопасности и совместной обороны государств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|