1. Совершенствование
международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации.
Протяженность
государственной границы Российской Федерации составляет 61089,56 км, из них более 13658 км (22,35%) приходится на участки границы, не оформленные в
международно-правовом отношении.
Незавершенность
процесса международно-правового оформления отдельных участков государственной
границы Российской Федерации снижает эффективность действующей системы
обеспечения национальных интересов Российского государства в пограничном
пространстве и затрудняет пограничную деятельность федеральных, региональных и
муниципальных структур, наделенных полномочиями в области защиты
государственной границы.
Вместе с тем Российская
Федерация, не предъявляя территориальных претензий ни к одному из соседних
государств, стремится к последовательному и бесконфликтному завершению процесса
международно-правового оформления границ со всеми сопредельными государствами, используя
договорно-правовой способ их оформления с учетом положений основополагающих
принципов международного права, изложенных в Уставе Организации Объединенных
Наций и документах СБСЕ, в числе которых, имеющих особо важное значение, выделим
принципы взаимного уважения государственного суверенитета, неприкосновенности и
целостности государственной территории, мирного разрешения пограничных
вопросов, уважения прав и свобод человека и гражданина.
2. Обеспечение
национальной пограничной безопасности.
Обеспечение пограничной
безопасности осуществляется посредством согласованной планомерной деятельности
государственных и муниципальных органов управления, направленной на
противодействие внутренним и внешним угрозам, проявляющимся в пограничной
сфере, их нейтрализацию, а также устранение причин их возникновения.
Вместе с тем
сформировавшаяся исключительно под воздействием политических факторов система
обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере
ориентирована преимущественно на охрану государственной границы войсковыми
методами. Что значительно затрудняет оперативно-служебную деятельность
пограничных органов и не позволяет адекватно реагировать на проявляющиеся
факторы невоенного характера, удельный вес которых среди угроз национальной
безопасности достаточно велик.
3. Развитие
межгосударственного пограничного сотрудничества.
В рамках осуществления
международного пограничного сотрудничества Российской Федерации находят свою
реализацию важнейшие задачи пограничной политики Российской Федерации:
- по созданию условий для обеспечения суверенитета и
территориальной целостности Российской Федерации, ее пограничной безопасности;
- установлению и закреплению в международно-правовом
отношении государственной границы;
- защите жизненно важных интересов Российской
Федерации в ее морских пространствах;
- межгосударственному сотрудничеству по предотвращению
военной опасности, кризисов и конфликтов в пограничном пространстве Российской
Федерации;
- предотвращению, исходя из жизненно важных интересов государства
в пограничном пространстве, попыток международной изоляции России со стороны
отдельных иностранных государств и военно-политических блоков;
- обеспечению интересов и безопасности России на
внешних границах государств - участников СНГ на международно-договорной основе.
Наиболее широкие
перспективы развития приобретает в последнее время пограничное сотрудничество.
Успешно развивается сотрудничество Российской Федерации с США, Японией, Китаем,
Монголией. Российской Федерацией со многими из этих государств были заключены
двусторонние и многосторонние договоры по пограничным вопросам. Приоритетными
формами международной пограничной деятельности по-прежнему остаются
сотрудничество с зарубежными партнерами по вопросам совместной охраны отдельных
участков границы, обмен информацией, совместные встречи и консультации на
уровне руководителей пограничных служб и региональных представителей
заинтересованных стран, взаимные визиты кораблей, обмен делегациями. Имеющаяся
практика совместной охраны государственных границ находит свое проявление в
следующем.
1. Используются каналы
погранпредставительской деятельности в целях содействия органам государственной
власти России в реализации пограничной политики государства. Следует
подчеркнуть, что институт официальных погранпредставителей пограничной службы
России является принципиально новой структурой в системе межгосударственного
пограничного сотрудничества российских пограничников с иностранными коллегами,
которая помогает не только координировать усилия по охране границы, но и
оперативно решать многие вопросы в пограничной сфере.
2. Осуществляются
мероприятия по принятию органами береговой охраны действенных мер к пресечению
ввоза в порты данных стран природных ресурсов, незаконно добытых в российском
территориальном море и исключительной экономической зоне. Данная форма
взаимодействия используется при охране морских биоресурсов России и Японии,
биологических баз Тихого океана, Японского и Охотского морей, за счет которых
на данный момент и ведется основной промысел рыбопродуктов обеих стран.
3. Взаимодействие
пограничных структур стран в войсковом и информационном плане.
4. Координация
совместных действий при поиске, преследовании и задержании судов-нарушителей.
5. Проведение
международных встреч представителей пограничных ведомств, в ходе которых
вырабатываются проекты совместных документов о взаимодействии пограничников на
море.
6. Проведение
совместных специальных тактических учений пограничных кораблей России, Кореи и
Японии по пресечению террористической деятельности, спасению людей и терпящих
бедствие судов на море.
4. Обеспечение
национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств -
участников СНГ.
Сегодня на
государственной границе Российской Федерации, в пограничном пространстве
страны, на внешних границах государств - участников СНГ проявляется весь спектр
внешних и внутренних угроз национальной безопасности. Южные участки наших
границ, а также ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и
межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма.
Естественно, что в таких условиях от укрепления межгосударственного
пограничного сотрудничества и интеграции совместных усилий сопредельных
государств по противодействию угрозам пограничной безопасности в немалой
степени зависит как региональная стабильность в целом, так и стабильность на
внешних рубежах СНГ и государственной границе Российской Федерации.
Локализация,
нейтрализация и предотвращение угроз пограничной безопасности на внешних
границах государств - участников СНГ достигается присутствием российских
пограничных формирований в странах СНГ (на южной границе Армении, на участках
границы с Киргизией и Белоруссией). Обеспечению пограничной безопасности
способствует также завершение формирования международной региональной организации
(Организации Договора о коллективной безопасности), в которую входят Россия,
Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
5. Развитие
социально-экономической и духовной основы жизнедеятельности приграничных
регионов Российской Федерации.
Данное направление
реализуется посредством создания благоприятных условий для
социально-экономического подъема приграничных территорий, роста благосостояния
и духовного развития населения. Одним из определяющих факторов в развитии
экономической и социальной деятельности в приграничных регионах рассматривается
развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между
приграничными территориями Российской Федерации и сопредельных государств.
Приграничное сотрудничество во многом способствует участию регионов в
экономической, социально-культурной, научно-технической интеграции, тем самым
решая проблемы занятости и доходов населения, развития региональных товарных
рынков, привлечения иностранных инвестиций и использования передовых технологий
в сфере регионального развития.
Одной из существенных и
первостепенных задач по реализации важнейших направлений пограничной политики
РФ являлось создание и дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы,
определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государственных и
общественных формирований в области пограничного пространства, разработка и
реализация государственных целевых комплексных программ, формирование и
развитие системы научных знаний в области пограничной политики.
К сожалению, существующая
в Российской Федерации нормативно-правовая база по вопросам пограничного не
отвечает реальным потребностям и характеризуется отсутствием системности
законодательства в рассматриваемой сфере правового регулирования.
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АКТЫ
1.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции
РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства
РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2.
«О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон
от 17 декабря 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712
3.
«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской
Федерации» Федеральный закон от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
4.
"О Государственной границе Российской Федерации" Закон РФ от
01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 31.05.2010) // Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993,
N 17, ст. 594.
5.
«Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» Федеральный
закон от 3 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
6.
"Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации),
реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу
Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 № 482
(ред. от 12.10.2010) // Собрание законодательства РФ, 14.07.2008, № 28, ст.
3381.
7.
«Об утверждении Положения о Федеральной службе в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека» Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 322 // Российская газета. 2004. 8 июля.
8.
«Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному
надзору» Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 // Российская газета. 2004. 15 июля.
9.
«О Федеральной таможенной службе» Постановление Правительства РФ от 21
августа 2004 г. N 429 // Российская газета. 2004. 26 августа.
10.
Положение о Федеральной миграционной службе, утв. Указом Президента РФ
от 19 июля 2004 г. N 928 // Российская газета. 2004. 21 июля.
11.
«Об утверждении Положения об иммиграционном контроле» Постановление
Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. N 1020 // СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2384.
12.
«О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска
лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную
границу Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. N 50 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462.
13.
"О заключении Временного соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Латвийской Республики об упрощенном порядке
пересечения российско-латвийской границы жителями приграничных территорий"
Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1994 г. N 166 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 7 марта 1994 г. № 10. Ст. 843.
14.
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г // Бюллетень международных договоров. 1998. № 1.
15.
Декларация о неприкосновенности границ. Принята 7 августа 1993 г. // Дипломатический вестник. 1993. № 17/18.
16.
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом
Организации Объединенных Наций, принята 24 октября 1970 г. Резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН // Международное публичное право: Сборник
документов. М., 1996. Т. 1. С. 2-8.
17.
Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской
государственной границе (Вместе с "Описанием прохождения...")
(Подписан в г. Москве 27.03.2007) // Собрание законодательства РФ. 18 февраля 2008 г. № 7. Ст. 555.
ЛИТЕРАТУРА
18.
Административное право: Учебник / Под общ. ред. Г.В. Атаманчука. М.,
2003.
19.
Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические
проблемы. М.: изд-во Московского университета, 1997.
20.
Байманов С.С. Правовое регулирование пограничной деятельности // ФСБ России.
Правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по
обеспечению национальной безопасности Российской Федерации: Научно-практический
комментарий / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М., 2006. С. 45.
21.
Бородина Т.Л., Волкова И.Н., Гриценко А.А., Баринов С.Л. Приграничные территории
России и Украины: общая история и разделенное настоящее (географические
подходы) // Трансформация российского пространства: социально-экономические и
природно-ресурсные факторы (полномасштабный анализ). М.: Эслан, 2008.
22.
«О Государственной границе СССР» Закон СССР от 24 ноября 1982 г. // Ведомости ВС СССР. 1982. № 48. Ст. 891.
23.
Каюмова А.Р. Суверенитет и юрисдикция государства: проблемы соотношения
// Конституционное и муниципальное право, 2008, N 9.
24.
Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. М., 1985.
25.
Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и граница СССР. М.: Изд-во
"Международные отношения", 1985.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|