Возникновение современных проблем в
практике и теории прокурорско-надзорной деятельности в уголовном процессе во
многом также вызвано активной пропагандистской деятельностью некоторых
правоведов, характеризующих прокуратуру как порождение тоталитарного
государства, который не поддается реформированию и подлежит если не ликвидации,
то резкому ограничению путем изъятия главной функции — надзора за законностью.
На наш взгляд, место и назначение
прокуратуры в системе российских государственно-правовых институтов заключается
в следующем. Во-первых, прокуратура Российской Федерации — самостоятельный
государственный орган, обладающий рядом конституционно закрепленных признаков.
Во-вторых, она является необходимым элементом разделения и взаимодействия
властей, становления и развития демократического правового государства.
В-третьих, прокуратура служит одним из эффективных институтов, составляющих
основу государственности: как единая централизованная система в силу своей
универсальности она максимально приспособлена к обеспечению надзора за
единообразным исполнением законов на территории всей России. В-четвертых,
главной целью функционирования прокуратуры является правозащитная деятельность;
однако органы прокуратуры не только осуществляют защиту прав и свобод человека
и гражданина, но и защиту общества и государства, т. е. защиту публичного
интереса. В-пятых, прокуратура — важный субъект формирования государственной
правовой и криминологической политики. Причем в отличие от других
правоохранительных органов, рассматривающих преступление как единство факта и
его уголовно-правовой оценки, она распространяет свой интерес не только на
преступление и преступника как элементы явления преступности, но и выявляет
тенденции и закономерности процесса нарушаемости закона, что позволяет
прокуратуре обосновать социальную обусловленность закона и предвидеть его
эффективность.
Прокурор, осуществляя надзор за
соблюдением федеральной Конституции и действующих на территории РФ законов, как
никто другой, обладает возможностью на основе анализа практики применения
законодательства и состояния соблюдения законности видеть недостатки тех или
иных законов либо необходимость законодательного регламентирования возникающих
общественных отношений и процессов[108].
Одной из существенных проблем в
определении статуса прокурорского надзора и роли "прокуратуры в уголовном
процессе в осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением
законов является соотношение судебной власти и прокурорского надзора. С одной
стороны, на прокуратуру возложено осуществление надзора за соблюдением
Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации
законов. С другой стороны, в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре» названы органы, в
отношении которых осуществляются надзорные функции прокуратуры, и среди них не
упоминаются органы судебной власти.
Действительно, участвуя в процессе,
прокурор является равноправной стороной и в ходе процесса не осуществляет
надзора за судом. Однако при этом прокурор не перестает быть представителем
органа надзора, и в отличие от адвоката он в определенных случаях не только
вправе, но и обязан отказаться от обвинения или поддержания предъявленного им
иска, если пришел к выводу, что результаты судебного рассмотрения не
подтвердили собранных материалов, причем, независимо от позиции лица, в
интересах которого предъявлен иск.
Еще одна проблема связана с
совершенствованием прокурорского надзора. Несомненно, что прокурору
предоставлены достаточно широкие полномочия по осуществлению надзора за
соблюдением законности, но не выработано четкого и должным образом работающего
механизма по их реализации, что отрицательно сказывается на эффективности и
оперативности надзора и принимаемых мер.
Нельзя не остановиться еще на одной
проблеме — совершенствованию координирующей роли прокурора в борьбе с
преступностью. Закон «О прокуратуре РФ» обязывает Генерального прокурора РФ и
подчиненных ему прокуроров координировать деятельность по борьбе с
преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности,
органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других
правоохранительных органов.
Мировой опыт борьбы с преступностью
показывает, что положительные результаты могут быть достигнуты только при
условии совершенствования профилактики и предупреждения самых разнообразных
форм и видов противоправного поведения человека, уяснения механизмов их
взаимосвязей и взаимозависимостей. Преступные проявления возникают не на пустом
месте, нередко им предшествуют правонарушения, которые не являются
криминальными, однако способствуют совершению преступлений, существенно
затрагивающих права и свободы граждан, интересы общества и государства. В
современных условиях только комплексный подход к решению проблемы борьбы с
преступлениями и правонарушениями позволяет выявить главные причины ухудшения
криминогенной обстановки и разработать необходимые меры по их предупреждению.
Прокуратура в силу своего положения в
механизме разделения и взаимодействия властей является наиболее подходящей
государственно-правовой структурой, способной должным образом осуществлять
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе не только с
преступлениями, но и правонарушениями. И это требует надлежащего
законодательного закрепления.
Повышение эффективности прокурорского
надзора связано с совершенствованием управления (руководства) надзорной деятельностью
со стороны вышестоящих прокуратур. Оно может идти по следующим направлениям[109]:
-
своевременное, оперативное
корректирование надзорной деятельности, нацеливание ее на решение главных, ключевых
задач укрепления законности, предупреждение правонарушений;
-
улучшение анализа
надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих
прокуроров;
-
своевременное принятие
мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами;
-
улучшение методической
помощи нижестоящим прокурорам;
-
подготовка более совершенных
методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров;
-
совершенствование
деятельности по распространению положительного опыта работы;
-
совершенствование
контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки и практики, передовых
методов и приемов выявления и устранения правонарушений;
-
развитие инициативы,
самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. При этом основные усилия
должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов
в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов[110].
Эффективность надзора, осуществляемого прокурором,
порождает стремление прокурора не только установить конкретное нарушение закона,
но и создать условия, исключающие нарушения законности в будущем. Прокурор не может
ограничиться принесением протеста, вынесением постановления или направлением представления,
он должен не "снимать с контроля" ход устранения нарушения закона до тех
пор, пока не убедится в достижении поставленной цели. Только при этом условии надзор
прокурора будет по-настоящему действенным и достигнет желаемого результата.
Действенность надзора, осуществляемого
прокурором, означает стремление прокурора не только установить конкретное нарушение
закона, но и создать условия, исключающие нарушения законности в будущем. Прокурор
не может ограничиться принесением протеста, объявлением предостережения, внесением
представления, он должен контролировать устранение нарушений закона. Только при
этом условии надзор прокурора будет по-настоящему действенным и достигнет желаемого
результата.
Обобщение следственной практики
показывает, что наиболее распространенное нарушение – сокрытие преступлений, осуществляемое
путем отказа в приеме сообщения о преступлении либо в нарушение требований закона
отказе в возбуждении уголовного дела. Так, в приказах и указаниях Генерального прокурора
РФ отмечается, что нередко жертвам преступлений отказывается в приеме заявлений,
сообщений о преступлениях, принятые заявления не регистрируются и не рассматриваются;
нередко работники милиции стремятся уговорить или заставить потерпевших не подавать
заявления. Уголовно наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки,
при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе
в возбуждении уголовных дел, в отдельных случаях учиняются подлоги и фальсифицируются
материалы проверок. Ежегодно по результатам проверок возбуждается около 50 тыс.
уголовных дел.
В результате укрытия преступлений
создается обстановка безнаказанности виновных лиц, что нередко приводит к совершению
ими еще более тяжких преступлений.
Представляется, что к обстоятельствам,
способствующим сокрытию преступлений, относятся, прежде всего: неумение либо нежелание
раскрывать неочевидные преступления, т.е. те, в которых отсутствуют сведения о лице
(лицах), их совершившем; а также нежелание производить расследование по не представляющим,
по мнению работников органов дознания, следователей, большой социальной опасности
деяниям[111].
Сокрытием преступлений преследуется
чаще всего создание видимости благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение
таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию преступлений,
представляющих большую сложность.
Для повышения качества прокурорского
надзора Генеральный прокурор требует от подчиненных прокуроров проверки исполнения
требований закона в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности,
таможенных органах, органах безопасности и дознания в войсках проводить систематически,
но не реже раза в месяц[112]. Надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного
дела должен осуществляться наиболее активно, чтобы максимально приблизить расследование
ко времени совершения преступления. Порядок регистрации заявлений и сообщений о
преступлениях предусмотрен не законом, а ведомственными актами.
В настоящее время много разных
проблем возникает у прокурора при осуществлении надзора за исполнением требований
уголовно-процессуального законодательства в процессе предварительного расследования.
Кроме того, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при наличии
признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно,
орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
Неотложные следственные действия
- действия, осуществляемые органом дознания после
возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а
также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и
исследования[113].
При осуществлении надзора
за исполнением законов при производстве предварительного расследования прокурор
должен обращать внимание на проведение необходимых следственных и иных процессуальных
действий и их полноту, а также соблюдение порядка их проведения; обоснованность
предъявленного обвинения; правильность юридической оценки преступления; соответствие
требованиям закона мер процессуального принуждения; принятий мер обеспечения гражданского
иска; установление обстоятельств, способствующих совершению преступления; а также
на соблюдение иных требований уголовно-процессуального закона.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|