1. Приказ Генеральной прокуратуры от 15
марта 2010 г. N 107 "Об организации работы по реализации
полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений
о сотрудничестве по уголовным делам"[25]. В
связи с тем, что Федеральным
законом от 29.06.2009 N 141-ФЗ "О внесении
изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс
Российской Федерации" прокурору предоставлено полномочие по заключению с подозреваемым
(обвиняемым) досудебного соглашения о сотрудничестве, был разработан данный документ
в целях обеспечения единства правоприменительной практики и практики прокурорского
надзора, а также повышения эффективности борьбы с преступностью, особенно ее организованными
формами.
2. Приказ Генеральной прокуратуры от 12
июля 2010 г. N 276 "Об организации прокурорского
надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных
стадиях уголовного судопроизводства"[26]. Этот подзаконный
акт разработан с целью обеспечения
реализации норм Федеральных законов от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство
в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" и N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации
за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного
акта в разумный срок", прав граждан на доступ к правосудию, надлежащего надзора
за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания.
При выявлении нарушения закона прокурор
выносит акты прокурорского реагирования.
1.
Представление прокурора
- акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их
причин и способствующим им условий[27]. Правом
внесения представления наделены прокурор и его заместитель.
Представление вносится в орган или должностному
лицу, компетенция которого позволяет обеспечивать принятие реальных мер по устранению
нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными
лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие
по отношению к ним органы и должностные лица.
В соответствии с выработанными практикой
требованиями в содержании представлений отражаются:
- орган, должностное лицо, которому оно
вносится;
- источники информации об имевших место
нарушениях закона;
- характеристика нарушений закона;
- анализ их причин и способствовавших
им условий;
- требования прокурора об устранении нарушений
закона и породивших их обстоятельств;
- указания, касающиеся порядка и сроков
рассмотрения представления;
- подпись лица, внесшего представление
с указанием должности и классного чина[28].
Каждое представление должно быть индивидуально
по своему содержанию. Процесс его подготовки подчиняется общим требованиям, которым
должны отвечать акты прокурорского реагирования. Представлениям надлежит быть безупречными
в правовом отношении, обоснованными, логичными, доходчивыми и стилистически грамотно
оформленными.
Необходимо иметь в виду, что представление
рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам
рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению в нем названных нарушений
закона, их причин и способствовавших им условий.
Закон возлагает на органы и должностных
лиц, которым вносится представление, обязанность сообщить прокурору о принятых мерах
в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сообщение необходимо
оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер. Чтобы исключить
или хотя бы свести к минимуму формализм в реагировании на представления прокурора,
целесообразно проводить скрупулезный анализ поступивших сообщений, в том числе с
привлечением специалистов, осуществлять контрольные проверки. В случае умышленного
игнорирования изложенных в представлении требований, прокурор обязан возбудить производство
об административном правонарушении.
Таким образом, представление прокурора
— акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их
причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор
и его заместитель. Основанием для внесения представления служат установленные факты
нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона,
однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного
грубого нарушения закона.
2.
Протест прокурора
представляет собой одно из основных правовых средств реагирования на выявленные
нарушения закона[29]. В соответствии
с законом «О прокуратуре Российской Федерации»; «прокурор или его заместитель приносит
протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые
издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо
обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской
Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению
не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения
протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской
Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных
обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе
установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста
незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Форма протеста не определяется, но в практике
прокурорского надзора по существу единственной признается письменная форма. Бесспорное
значение для серьезного восприятия протеста имеет его оформление и стилистическое
исполнение. Протест должен демонстрировать высокую юридическую культуру прокурора.
Его обязательными реквизитами являются:
- точное название органа, в который приносится
протест;
- наличие акта, являющегося, по мнению
прокурора, противоречащим закону;
- конкретное название закона и его положений,
в противоречие с которым вступил опротестованный акт;
- обстоятельства, дающие основание для
вывода о его незаконности;
- четкое изложение требований прокурора
со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения
протеста;
- подпись лица, принесшего протест, с
указанием должности и классного чина[30].
Таким образом, протест прокурора представляет
собой одно из основных правовых средств реагирования прокурора на выявленные нарушения
закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем
заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в соответствие
с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена
только правовыми актами.
Таким образом, Закон о прокуратуре предусматривает
так же следующие меры прокурорского реагирования на нарушение закона: о возбуждении
производства об административном правонарушении; предостережение о недопустимости
нарушения закона; информацию прокурора.
Некоторые указания
Генерального прокурора, данные в установленном законом порядке, по своей обязательности
выходят за пределы прокурорской системы. Его указания по вопросам предварительного
следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными
для исполнения всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от
их ведомственной принадлежности (п. 2 ст. 30 Закона о прокуратуре). При этом имеются
в виду указания не по конкретным уголовным делам, которые также обязательны для
исполнения, а указания общего, принципиального характера. Такие указания являются
результатом обобщения практики деятельности правоохранительных органов по применению
законов в процессе расследования преступлений, направлены на совершенствование этой
деятельности, на повышение гарантий обеспечения законности, прав и свобод граждан.
Можно сделать вывод о том, что подзаконное
регулирование прокурорского надзора в уголовном процессе России основывается на
приказах Генеральной прокуратуры, но данные
нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и
не противоречить ему. Вся система подзаконных нормативных актов строится на строгой
соподчиненности таких актов между собой. Их юридическая сила зависит от положения соответствующего органа,
издающего подзаконный акт. В свою очередь данные подзаконные акты должны четко
регулировать прокурорский надзор в уголовном процессе на каждой его стадии.
1.3 Организация прокурорского надзора
за уголовно-процессуальной деятельностью
Среди ученых и практических работников
понятия «организация» и «управление» и их соотношение трактуется неоднозначно. Одни
считают, что «организация» шире, чем «управление» и рассматривают второе элементом
первого, другие наоборот – к более широкому понятию относят «управление». По мнению
третьих – данные понятия тождественны. Имеются и иные подходы к определению и соотношению
этих понятий.
Применительно к органам прокуратуры более
предпочтительным представляется первая точка зрения, согласно которой управление
как процесс регулирования организационных отношений является элементом организации
работы в органах прокуратуры.
Под организацией понимается упорядочение,
приведение чего-либо в порядок, установление необходимых соотношений и взаимосвязи
между элементами целого. Организация работы в органах прокуратуры представляет собой
комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования
прокурорской системы по реализации целей и задач прокуратуры[31].
Учитывая, что достижение целей и выполнение
задач прокуратуры обеспечивается такими конкретными видами деятельности как прокурорский
надзор, уголовное преследование, координация деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью и другими, то организация работы включает в себя в первую
очередь организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры,
перечисленных в ст. 1 Закона о прокуратуре[32] (внешне
функциональная деятельность). Кроме того, в прокуратуре должна быть организована
работа внутри системы (внутри функциональная деятельность), а также деятельность
по вспомогательному обеспечению прокурорской системы.
Таким образом, содержание организации
работы можно представить в виде трех подсистем действий, мер, объединенных в единую
систему.
В первую, внутри функциональную, подсистему
входят: анализ деятельности того или иного органа прокуратуры; распределение обязанностей
между прокурорскими работниками; организация труда; анализ состояния законности
и правопорядка, борьбы с преступностью, прокурорской и следственной практики, прогнозирование
и планирование работы; работа с кадрами; контроль и проверка исполнения; оценка
работы прокурорских работников; взаимодействие и координация деятельности структурных
единиц; руководство; принятие и реализация управленческих решений[33].
Ко второй, внешне функциональной, подсистеме
относится: организация надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов
и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнением
законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие, исполнением уголовного наказания, исполнением законов
судебными приставами, участия прокурора в рассмотрении дел судами, расследования
преступлений, взаимодействия с другими органами, координации деятельности правоохранительных
органов по борьбе с преступностью, участия в правотворческой деятельности, международного
сотрудничества, работы с обращениями граждан, предупредительно-профилактической
работы и представительской деятельности.
Третью, вспомогательную, подсистему составляют:
делопроизводство, организация и ведение учета, отчетности, систематизации законодательства,
материально-технического и финансового обеспечения.
Возникновение организационных отношений
и регулирование процесса организации работы в органах прокуратуры связано с управлением.
Сущность управления в прокуратуре состоит в волевом воздействии вышестоящих органов
прокуратуры и прокуроров на нижестоящих (подчиненных) прокурорских работников с
целью достижения надлежащего выполнения задач, возложенных на них Законом о прокуратуре
и другими федеральными законами, и повышение эффективности их деятельности[34].
Управленческое воздействие в отношении
всех органов прокуратуры оказывается со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Прокуратуры
субъектов РФ осуществляют управление подчиненными им прокуратурами городского, районного
звена. Управленческая деятельность этих органов выражается прежде всего в принятии
и реализации управленческих решений, контроле за работой подчиненных прокуратуры,
оценке их деятельности, выявлении и распространении передового опыта, стимулировании
(мотивации) работы в органах прокуратуры.
Важным управленческим воздействием является
оценка деятельности прокурорских работников. Критерием оценки должно быть не состояние
преступности, а своевременность, качество и полнота принятия мер по пресечению и
установлению нарушений закона, требующих прокурорского реагирования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|