на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Криминалистика как наука и как учебная дисциплина

По мнению А. А. Эйсмана, система криминалистики делится на две части: общую и особенную. Общая часть состоит из четырех разделов: 1) введение в науку (предмет, система, методы и т.д.); 2) криминалистические теории, к числу которых он относит: а) об­щую теорию раскрытия преступлений, б) теорию версий и плани­рования, в) основы логики доказывания, г) теорию идентифика­ции, д) теоретические основы криминалистической техники, е) тео­ретические проблемы криминалистического предупреждения прес­туплений, ж) теоретические основы оперативных учетов; 3) организационные проблемы раскрытия преступлений: основы взаимодействия следственных и оперативных аппаратов, вопросы информационного обеспечения и использования помощи общественности; 4) теоретические основы криминалистической экспертизы.

В особенную часть криминалистики А. А. Эйсман включает тактики отдельных следственных действий; тактику на отдельной стадии расследования; тактику оперативно-розыскных мероприя­тий; методику раскрытия отдельных видов преступлений; отрасли оперативной техники; отрасли криминалистической техники.

Нетрудно убедиться, что такая система не только хаотична, но и внутренне противоречива. Кроме того, следует заметить, что общая теория раскрытия преступлений (в концепции А. А. Эйсма­на представления о ее возможной структуре не дается), по всей видимости, не может быть теорией только криминалистической, ибо раскрытие преступлений — процесс комплексный, в ходе ко­торого используются положения многих наук. Ни тактика опера­тивно-розыскных мероприятий, ни оперативная техника не входят в содержание криминалистики и поэтому не должны включаться в ее систему.

Система курса криминалистики, как учебной дисциплины, основываясь в принципе на системе данной науки, в то же время несколько отличается от нее по следующим основаниям.

Курс криминалистики должен давать слушателям представле­ние не только о содержании самой науки, но и об ее истории. Обу­чающиеся должны знать, как развивалась криминалистика в нашей стране, знать историю зарубежной криминалисти­ки и понимать ее сущность и определенную направлен­ность. В учебном курсе криминалистики желательно сообщение сведений об ученых-криминалистах и об их вкладе в науку, о науч­ных дискуссиях, конференциях, симпозиумах, о деятельности на­учно-координационных органов, системе и деятельности научно-исследовательских и экспертных криминалистических учреждений, научно-педагогических криминалистических коллективов. Все это не входит в содержание криминалистической науки и относится либо к истории науки, как самостоятельной области знания, либо к науковедению. Поэтому, строго говоря, содержание раздела учебного курса криминалистики, именуемого «Введение в науку», не соответствует своему названию. В 1969 г. была предпринята попытка расширить наименование этого раздела курса. Однако и новое название — «Введение в криминалистику. Методологические основы криминалистики»[45] — едва ли можно признать безупреч­ным по тем же основаниям. Для этого раздела больше подходит название «Введение в курс кри­миналистики», ибо в этом случае не вызывает принципиальных воз­ражений включение в него сведений, не входящих в содержание самой науки (термин «курс» здесь обозначает не науку, а учебную дисциплину).

Отличие системы курса от системы науки криминалистики мо­жет объясняться и функциональным назначением учебного курса.

Учебный курс может представлять собой систематическое изло­жение содержания науки, и тогда он будет максимально соответ­ствовать системе науки. Но курс может быть и проблемным, когда преподаются не все разделы науки, а рассматриваются лишь уз­ловые или наиболее важные для данной аудитории проблемы науки, как правило, нерешенные или особенно актуальные для практики. Кроме того, курс может быть и избирательным, когда его содержание представляет собой часть систематического курса, соответствующую функциональному назначению учебного заведе­ния, профилю подготовки обучающихся.

Два аспекта построения подобных курсов криминалистики ха­рактерны для системы подготовки кадров для органов внутрен­них дел.

Первый аспект, который можно назвать аспектом уровней под­готовки кадров, объясняется преподаванием криминалистики в учебных заведениях разных уровней: в школах подготовки млад­шего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел, в средних специальных школах, в высших школах и, наконец, в Академии МВД РФ. На каждом из уровней подготовки кад­ров задача заключается в том, чтобы в курс криминалистики включались знания, необходимые для будущих специалистов кон­кретного уровня, и в то же время, чтобы дублирование знаний в различных учебных заведениях было исключено или сведено к минимуму. К сожалению, эта задача полностью еще не решена;  решение этой задачи возможно лишь при условии соз­дания единой программы по криминалистике, в которой была бы, с одной стороны, обеспечена преемственность в преподавании на разных уровнях подготовки специалистов, а с другой — исключа­лось ненужное дублирование с сохранением лишь в отдельных случаях повторения самых важных сведений, восстановление ко­торых в памяти обучающихся необходимо для усвоения нового материала.                                           

Второй аспект построения учебного курса криминалистики, ко­торый можно назвать аспектом специализации, зависит от спе­циализации обучения в рамках подготовки юристов средней и высшей квалификации. Содержание курсов в этих случаях варьи­руется в зависимости от того, читается ли он будущим работни­кам уголовного розыска или следователям или экспертам-криминалистам. Опыт построения и преподавания по­добных специализированных (в том числе в известном смысле из­бирательных) учебных курсов криминалистики уже накоплен.

Изложенное не означает, что криминалистический учебный про­цесс настолько совершенен, что не нуждается в улучшении. Реалии современности, научно-технические достижения, возрастающие прак­тические потребности поставили перед академической и вузовской на­уками задачу в сжатые сроки обеспечить переход на принципиально новые, эффективные технологии учебно-педагогической деятельности, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и ближайшие перспекти­вы. Юридическое образование должно быть ориентировано на подго­товку квалифицированных, независимых в суждениях специалистов, способных после окончания учебного заведения осуществлять само­стоятельную юридическую практику.

Последние два-три десятилетия криминалистика в юридических учебных центрах изучалась по схеме, зеркально отражающей систему данной науки. Сыграв положительную роль в свое время, этот подход уже не является актуальным теперь, поскольку отражает даже не вче­рашний, а позавчерашний уровень развития и состояния современных науки и образования[46].

Мнение прокуроров и следователей, с которыми нам удалось побе­седовать по этому поводу в разное время, едино. Все они (несколько десятков человек) полагают, что поскольку студентов в юридических вузах подготавливают в основном не для ведения научных дискуссий, а для практики, их необходимо учить не системе криминалистики как науки, а системе ее объекта – практическому  следоведению в уголов­ном процессе, криминалистическому алгоритму этой деятельности, технологии и средствам достижения ее целей, тому, как рациональнее и продуктивнее ее осуществлять с помощью новейших криминалисти­ческих достижений и возможностей.

Обоснованность этой точки зрения не вызывает сомнений. Необхо­димость воплощения ее в жизнь очевидна, в частности потому, что трудности и недостатки традиционного подхода в обучении студентов криминалистике неустранимы без его коренного пересмотра.

С учетом этих обстоятельств предложен и отчасти реализован про­ект реформирования криминалистической дидактики. Он исходит из задачи тесной увязки процесса формирования криминалистических знаний, навыков и умений с потребностями, структурой, логикой и содержанием практики поиска и познания в уголовном судопроизвод­стве. В основу данного проекта положена идея рассмотрения кримина­листики как науки о технологии и средствах практического следоведения (поисково-познавательной деятельности) работников правоохранительных органов и экспертных учреждений. Опираясь на эту идею и принцип от общего к менее общему, предлагается рассматривать кри­миналистическую дисциплину в качестве системы, - состоящей из общей и особенной частей.

В общую часть курса включен (помимо материала данного раздела, характеризующего криминалистику как науку и учебную дисциплину) раздел, в котором рассматриваются общие положения (методологичес­кие основы) практического следоведения как объекта криминалистики (криминалистическая характеристика преступления, основы техноло­гии отдельных групп действий и т.д.).

Особенная часть курса складывается из двух органично связанных между собой частей. В первой части рассматриваются особенности по­исково-познавательной деятельности в стадиях возбуждения уголов­ного дела и предварительного расследования (характеристика этой де­ятельности, технология подготовки и производства следственных дей­ствий). Вторая часть посвящена методикам расследования.

Концепция этого раздела исходит из необходимости выделения в нем, во-первых, общей характеристики методики расследования; во-вторых, методик решения следственных задач, типичных для различ­ных категорий дел (исследование алиби, выявление и разоблачение инсценировки и т.д.); в-третьих, методик расследования определенных криминалистически сходных групп и отдельных, видов преступлений.

Одна из отличительных черт данного раздела состоит в том, что круг традиционно изучаемых в рамках курса криминалистики методик резко ограничен.

При определении содержания и структуры криминалистической дисциплины необходимо следовать принципу соот­ветствия содержания и структуры теории содержанию и структуре познаваемого объекта. Исходя из этого принципа, следует считать основными элемента­ми криминалистической дисциплины:          

1. Положения, в которых формулируются представления о предмете криминалистики, ее задачах, целях и месте в системе научного знания, понятии и содержании ее общей теории. Назо­вем этот раздел введением в общую теорию кримина­листики.                

2. Положения, отражающие объективные закономерности воз­никновения, собирания, оценки и использования доказательств и являющиеся базой для разработки криминалистических средств и методов и рекомендаций по использованию последних в практике борьбы с преступностью.

Эти положения можно свести в четыре раздела, обозначив их соответственно как:

а) криминалистическое учение о закономерностях возникнове­ния доказательств;

б) криминалистическое учение о закономерностях собирания доказательств; 

в) криминалистическое учение о закономерностях исследова­ния доказательств;

г) криминалистическое учение о закономерностях оценки и ис­пользования доказательств.

Содержание этих разделов составляют общие положения, от­ражающие сущность, характер, направленность и формы прояв­ления данной группы объективных закономерностей действитель­ности, и система частных криминалистических теорий, опираю­щихся на эти положения и выражающих, во-первых, результаты познания перечисленных закономерностей и, во-вторых, формы, пути и цели использования этих результатов познания в плане решения задач, стоящих перед криминалистической дисциплиной, в том числе и в плане разработки и внедрения в практику криминали­стических средств и методов судебного исследования и предот­вращения преступлений. К числу таких частных криминалистиче­ских теорий могут быть отнесены:

— криминалистическое учение о навыках;

— криминалистическое учение о способах совершения и со­крытия преступлений;

— криминалистическое учение о механизмах следообразования;

— криминалистическое учение о признаках;

—криминалистическое учение о фиксации доказательствен­ной информации;

—учение о регистрации криминалистических объектов;

— теория криминалистической идентификации;

—общие принципы методики криминалистических экспертных исследований;

— криминалистическая теория причинности;

— учение о криминалистической версии;

—общие принципы организации деятельности по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств;

— учение о планировании расследования;

—теория криминалистического прогнозирования.

 Приведенный перечень частных криминалистических теорий нельзя считать ни исчерпывающим, ни окончательным. Его нель­зя считать исчерпывающим, потому что в литературе высказыва­ются мнения о существовании и других частных криминалистиче­ских теорий. Так, например, еще в 1961 г. В. П. Колмаков выдви­нул идею создания теории криминалистической профилактики, поддержанную впоследствии И. Я. Фридманом и другими крими­налистами[47]. Хотя это предложение является весьма спорным, оно, несомненно, заслуживает внимания[48].

Приведенный перечень частных криминалистических теорий нельзя считать окончательным, так как разработка и развитие общей теории криминалистики неизбежно приведут (и приводят) к возникновению в дальнейшем новых частных теорий, ибо процесс уточнения существующих и возникновения новых теорий происходит непрерывно.

Частные криминалистические теории являются методологиче­ской базой исследования и разработки средств, приемов и мето­дик расследования и предотвращения преступлений, составляю­щих в своей совокупности также часть учебного курса криминалистики. Эти средства, приемы и методики группируются в соответствую­щие системы и образуют разделы или отрасли криминалистики: криминалистическую технику, криминалистическую тактику и кри­миналистическую методику (методику расследования и предот­вращения отдельных видов преступлений). Каждый из этих раз­делов состоит из системы определенных научных положений, име­нуемых в литературе «общими положениями», и основанных на этих положениях систем средств, приемов и методик работы с доказательствами и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.