на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Криминалистика как наука и как учебная дисциплина

Общепринятой системой учебного курса криминалистики в настоящее время является следующая четырехчленная система: введение в науку, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов преступлений. По этой системе ведется преподавание криминалистики во всех юридических институтах и на юридических факультетах в наши дни.

Тенденции развития криминалистической дисциплины через дифференциацию и ин­теграцию научного знания, проявлялись на всем протяжении истории развития и становления криминалистики. Если для периода накопления эмпирического материала внешне более заметной была дифференциация наук, способство­вавшая более четкому определению предмета дисциплины и соот­ветствовавшая тому уровню познания, при котором преимуще­ственное место занимали описание и классификация явлений, то для этапа построения развитых теорий характерной оказалась интеграция научного знания.

Наконец, на современном этапе развития криминалистической дисциплины, в условиях научно-технической революции, появление новых об­ластей знания на стыках старых, «классических» наук уже озна­чает не только дальнейшую дифференциацию науки, но и свиде­тельствует об обратном — о возникновении новых связей между обособленными ранее, самостоятельными областями научного знания, об объединении, синтезе «частиц» этих наук в новую учебную дисциплину.

В развитии криминалистики тенденции к дифференциации и интеграции научных знаний проявлялись весьма своеобразно. На этапе становления криминалистики как самостоятельной об­ласти научного знания дифференциация, с одной стороны, выражала отношение криминалистики к другим юридическим наукам, а с другой— отношение консолидированных криминалистических знаний к данным других наук, обслуживающих потребности уго­ловного судопроизводства: судебной медицины, судебной психиат­рии, судебной химии и т. п. Этот процесс привел к определению места криминалистики в системе юридических наук и к отмеже­ванию криминалистики от родственных областей естественных наук. Интеграция знаний криминалистики, как учебной дисциплины на этом этапе выражалась преимуще­ственно в приспособлении криминалистикой для нужд судопро­изводства данных естественных и технических наук. Эти данные в преобразованном виде становились частью содержания кримина­листической дисциплины.

На современном этапе развития криминалистической дисциплины процессы диф­ференциации и интеграции научного знания приобрели качествен­но иной характер. Дифференциация оказалась направленной сво­им острием не столько «вовне», по отношению к смежным нау­кам — юридическим и иным, — сколько «внутрь» самой крими­налистики, что привело к возникновению на стыках между нею и смежными науками новых областей учебного знания: судебной психоло­гии, логики следствия и т. п. «Частицы» предмета криминалистической дисциплины переместились в предметы этих новых наук. Явления интеграции знания получили двоякое выражение. Они по-прежнему проявля­ются преимущественно в активном творческом использовании кри­миналистикой данных иных наук и привнесении их в уголовное судопроизводство, но к этому добавились процессы интеграции, характерные для современного этапа развития научных знаний в целом.

В современных условиях процесс интеграции учебной дисциплины характери­зуется новыми чертами. Для изучения одного и того же объекта теперь используются материалы и средства исследования самых раз­личных наук. Зачастую без такой комплексности исследования уже не представляется возможным получить принципиально новое зна­ние. Это приводит к тому, что все большее число объектов стано­вится общим для двух и более отраслей знания, каждая из ко­торых исследует их в комплексе с другими или отдельно, в своем, аспекте и исходя из своих целей. Все большее распространение в разных дисциплинах получают одни и те же методы. Специфика мето­дов познания и средств исследования играет все меньшую роль как признак самостоятельности той или иной науки. Все большую роль в научно-техническом прогрессе начинают играть общие средства и методы познания. Наконец, интеграция наук объясняет­ся теперь не только общностью объектов, средств и методов по­знания, но и общественной функцией науки как средством накопления необходимой базы научных знаний для дальнейшего их использования в процессе обучения.

На современном этапе развития криминалистической дисциплины все большее распространение получают комплексные изучения, осуществ­ляемые такими коллективами, в состав которых помимо кримина­листов входят специалисты самых различных областей знаний: физиологии и бионики, кибернетики и математики, биологии, хи­мии, антропологии и т. п. Криминалистические объекты исследу­ются различными специалистами и подаются как готовый учебный материал с позициями и методами конкрет­ных наук, но для решения задач криминалистики.

И проведение комплексных научных исследований, и использо­вание математических и иных методов исследования, и иные явле­ния интеграции научного знания, проявляющиеся в криминалисти­ке, подчинены основной функции криминалистики — активному творческому приспособлению данных иных наук для нужд непосредственно связанных с процессом обучения будущих следователей, прокуроров, судей и т.д.

Необходимо различать использование криминалистической наукой по­ложений других наук в целях развития самой криминалистической науки и активное приспособление  криминалистикой данных иных наук для целей обработки полученных знаний и преподнесении их непосредственно изучающих данную дисциплину. В первом слу­чае речь идет о проявлении общего закона интеграции научного знания. С этой точки зрения, использование в криминалистике по­ложений логики, психологии, математики принципиально ничем не отличается от использования, например, данных этих наук в кри­минологии. Однако не такая форма использования достижений иных наук составляет содержа­ние рассматриваемого специфического знания, применения его в кримина­листике.        

Активное, творческое приспособление средств и методов естест­венных, технических и других наук для решения задач криминалистического характера (а не в целях криминалистических научных исследований) и создание на их базе криминалистических методов обучения является качественно иным процессом, нежели обыч­ный процесс интеграции научного знания, процесс взаимопроникно­вения наук, ибо его итогом является создание рекомендаций для практики борьбы с преступностью, т. е. знание, качественно от­личное от исходного как по содержанию, так и по целям применения.

Все сказанное относится к творческому приспособлению крими­налистической дисциплиной тех научных положений иных наук, которые не могут быть использованы в процессе обучения прямо, непосредственно, по­мимо криминалистики. В тех же случаях, когда такие положения могут быть использованы по назначению прямо, без посредничества криминалистики, изменяется и характер взаимодей­ствия между криминалистикой и этими науками. Задачей криминалистической дисциплины при этом является не активное приспособление положений этих наук для целей обучения учащихся и дачи им необходимых знаний, а их учет при разработке своих специфически кри­миналистических рекомендаций в процессе обучения.

Подводя итог этой главы можно сделать вывод о различии криминалистической науки и криминалистической дисциплины, которые имеют различные цели, систему задачи, но по существу тесно соотносятся и неразрывно связаны друг с другом.

Криминалистическая дисциплина развивается пропорционально развитию криминалистической науки. Знания, накопленные в процессе развития криминалистической науки служат ''сырьевой базой'' для подпитки криминалистической дисциплины. В курс криминалистической дисциплины включается история криминалистики, учёные криминалисты и сам материал на основе которого ведётся преподавание в вузах.

Курс криминалистической дисциплины должен давать слушателям представление о всех перечисленных ранее вопросах, в то же время должен быть максимально полезным, вкладываться в рамки подготовки юристов. Учебный курс должен быть систематическим, проблемным и избирательным. В будущем предстоит модернизировать систему учебного курса криминалистики, делая упор на практическом следовании в уголовном процессе.


Заключение

В данной дипломной работе мы постарались отразить все основные моменты, касающиеся криминалистики как учебной дисциплины, её роль в обучении студентов, слушателей, особенности и отличие её от криминалистики как науки, на современном этапе её развития.

Дано объективное определение предмета криминалистики, как науки, исходя из имеющихся представлений о её предмете, определено место данной науки в системе юридических правовых наук, связь данной науки с иными науками, как юридическими, так и естественно – техническими, определена система, методы, задачи криминалистики как науки, стоящие перед ней на современном этапе её развития.

Дискуссия о предмете криминалистики (особенно в пятидесятых годах), точно определила её юридическую природу, задачи, цели и предмет исследования. На основе имеющегося у меня материала, автор попытался дать объективное определение криминалистики.

В своей дипломной работе автор проследил связь криминалистической науки с некоторыми иными науками не правового характера.

В работе дана система криминалистической науки, которая менялась на протяжении всего периода накопления и формирования научных знаний. До наших дней криминалистическая наука дошла в том виде, в котором мы её изучаем в юридических вузах. В дипломной так же определены задачи, методы криминалистической науки, которые так же были подвержены изменению в процессе становления криминалистики.

В работе проведён анализ природы возникновения криминалистической науки, которая возникла на стыке технических и уголовно – правовых наук. Будучи специфической областью научного знания, криминалистика активно включена в систему межнаучных связей. В криминалистических научных исследованиях с успехом реализуются понятия, подходы, различные концепции и положения, создаваемые уголовно – правовой, уголовно – процессуальными науками, криминологией, юридической психологией и т.д. Причём, в свою очередь, представители юридических наук берут для своих разработок всё полезное, что создаётся в криминалистике. А ведь криминалистика, будучи на современном этапе обособленной системой научного знания разрабатывает и создаёт свои подходы и методы для раскрытия преступлений. Результаты криминалистических исследований оказывают непосредственное позитивное влияние на создание новых, уточнение и изменение действующих законов.

Таким образом существует тесное переплетение научного знания иных наук с криминалистической наукой. В то же время, в дипломной работе дан ряд признаков, по которым следует разграничивать криминалистическую науку от иных наук уголовно – правового характера, ибо не смотря на связь и тесное переплетение, криминалистическая наука имеет свои существенные отличия. Эти отличия подробно расписаны в данной дипломной работе. Помимо этого затронут такой аспект, как применение в криминалистике некоторых методов других наук, а именно медицины, химии, что в свою очередь не даёт основание считать те или иные разделы криминалистики частью судебно – медицинской науки.

В дипломной работе автор попытался осветить вопрос о месте криминалистически как учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, криминалистика базируется на имеющихся научных знаниях, которые объединены в криминалистическую науку. Таким образом дана связь и отличие криминалистики как науки от криминалистики, как учебной дисциплины.

В дипломной работе дано содержание, история развития криминалистической дисциплины, ведь курс криминалистики должен давать слушателям представление не только о содержании самой науки, но и о её истории, обучающиеся должны знать не только научный опыт криминалистов, но и историю криминалистики, сведения об учёных криминалистах и т. д.

Криминалистическая наука является средством накопления знаний  и опыта криминалистов, а учебная дисциплина призвана уже перенести этот опыт на листы учебника, пригодного для обучения слушателей.

Средством донесения этого опыта служит учебная дисциплина криминалистики. В дипломной работе рассматривается актуальность вопроса то, как этот опыт доходит до сознания слушателей. Имея большое количество методик расследования, криминалистика как учебная дисциплина должна донести до сознания слушателей сущность и смысл каждой из них. Это может привести к зазубриванию материала, который в таком случае забывается уже за порогом аудитории и уже не может достигнуть целей, стоящих перед криминалистикой, как учебной дисциплины. Если же сконцентрировать внимание лишь на нескольких методиках, это даёт возможность не охватив весь объём методик более глубоко и всесторонне разобраться, в сущности, содержании и назначении изучаемого материала. Таким образом возникает возможность хорошо узнать методики расследований наиболее часто встречающихся преступлений. Содержащиеся в таком курсе общие положения могут оказаться полезными для прокуроров, оперативных работников органов дознания, судебных экспертов и других участников уголовного процесса.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что не смотря на повседневную актуальность данной темы, в ней раскрыты все основные стороны и вопросы, возникающие при изучении данной темы. Проведён общий анализ сущности науки криминалистики и криминалистики как учебной дисциплины, основные моменты, недостатки, которые так же встречаются при детальном изучении основных моментов данной темы.

При написании дипломной работы нами был использован опыт многих криминалистов, в области теории криминалистики, обобщение и анализ основных его моментов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.