Общепринятой
системой учебного курса криминалистики в настоящее время является следующая
четырехчленная система: введение в науку, криминалистическая техника,
криминалистическая тактика и методика расследования отдельных видов
преступлений. По этой системе ведется преподавание криминалистики во всех
юридических институтах и на юридических факультетах в наши дни.
Тенденции развития
криминалистической дисциплины через дифференциацию и интеграцию научного
знания, проявлялись на всем протяжении истории развития и становления
криминалистики. Если для периода накопления эмпирического материала внешне
более заметной была дифференциация наук, способствовавшая более четкому
определению предмета дисциплины и соответствовавшая тому уровню познания, при
котором преимущественное место занимали описание и классификация явлений, то
для этапа построения развитых теорий характерной оказалась интеграция научного
знания.
Наконец,
на современном этапе развития криминалистической дисциплины, в условиях
научно-технической революции, появление новых областей знания на стыках
старых, «классических» наук уже означает не только дальнейшую дифференциацию
науки, но и свидетельствует об обратном — о возникновении новых связей между
обособленными ранее, самостоятельными областями научного знания, об
объединении, синтезе «частиц» этих наук в новую учебную дисциплину.
В развитии
криминалистики тенденции к дифференциации и интеграции научных знаний
проявлялись весьма своеобразно. На этапе становления криминалистики как
самостоятельной области научного знания дифференциация, с одной стороны, выражала
отношение криминалистики к другим юридическим наукам, а с другой— отношение
консолидированных криминалистических знаний к данным других наук, обслуживающих
потребности уголовного судопроизводства: судебной медицины, судебной психиатрии,
судебной химии и т. п. Этот процесс привел к определению места криминалистики в
системе юридических наук и к отмежеванию криминалистики от родственных
областей естественных наук. Интеграция знаний криминалистики, как учебной
дисциплины на этом этапе выражалась преимущественно в приспособлении
криминалистикой для нужд судопроизводства данных естественных и технических
наук. Эти данные в преобразованном виде становились частью содержания криминалистической
дисциплины.
На современном
этапе развития криминалистической дисциплины процессы дифференциации и
интеграции научного знания приобрели качественно иной характер. Дифференциация
оказалась направленной своим острием не столько «вовне», по отношению к
смежным наукам — юридическим и иным, — сколько «внутрь» самой криминалистики,
что привело к возникновению на стыках между нею и смежными науками новых
областей учебного знания: судебной психологии, логики следствия и т. п.
«Частицы» предмета криминалистической дисциплины переместились в предметы этих
новых наук. Явления интеграции знания получили двоякое выражение. Они
по-прежнему проявляются преимущественно в активном творческом использовании
криминалистикой данных иных наук и привнесении их в уголовное
судопроизводство, но к этому добавились процессы интеграции, характерные для
современного этапа развития научных знаний в целом.
В современных
условиях процесс интеграции учебной дисциплины характеризуется новыми чертами.
Для изучения одного и того же объекта теперь используются материалы и средства
исследования самых различных наук. Зачастую без такой комплексности
исследования уже не представляется возможным получить принципиально новое знание.
Это приводит к тому, что все большее число объектов становится общим для двух
и более отраслей знания, каждая из которых исследует их в комплексе с другими
или отдельно, в своем, аспекте и исходя из своих целей. Все большее
распространение в разных дисциплинах получают одни и те же методы. Специфика
методов познания и средств исследования играет все меньшую роль как признак
самостоятельности той или иной науки. Все большую роль в научно-техническом
прогрессе начинают играть общие средства и методы познания. Наконец, интеграция
наук объясняется теперь не только общностью объектов, средств и методов познания,
но и общественной функцией науки как средством накопления необходимой базы
научных знаний для дальнейшего их использования в процессе обучения.
На современном
этапе развития криминалистической дисциплины все большее распространение
получают комплексные изучения, осуществляемые такими коллективами, в состав
которых помимо криминалистов входят специалисты самых различных областей
знаний: физиологии и бионики, кибернетики и математики, биологии, химии,
антропологии и т. п. Криминалистические объекты исследуются различными
специалистами и подаются как готовый учебный материал с позициями и методами
конкретных наук, но для решения задач криминалистики.
И проведение
комплексных научных исследований, и использование математических и иных
методов исследования, и иные явления интеграции научного знания, проявляющиеся
в криминалистике, подчинены основной функции криминалистики — активному
творческому приспособлению данных иных наук для нужд непосредственно связанных
с процессом обучения будущих следователей, прокуроров, судей и т.д.
Необходимо
различать использование криминалистической наукой положений других наук в
целях развития самой криминалистической науки и активное приспособление
криминалистикой данных иных наук для целей обработки полученных знаний и
преподнесении их непосредственно изучающих данную дисциплину. В первом случае
речь идет о проявлении общего закона интеграции научного знания. С этой точки
зрения, использование в криминалистике положений логики, психологии,
математики принципиально ничем не отличается от использования, например, данных
этих наук в криминологии. Однако не такая форма использования достижений иных
наук составляет содержание рассматриваемого специфического знания, применения
его в криминалистике.
Активное,
творческое приспособление средств и методов естественных, технических и других
наук для решения задач криминалистического характера (а не в целях
криминалистических научных исследований) и создание на их базе
криминалистических методов обучения является качественно иным процессом, нежели
обычный процесс интеграции научного знания, процесс взаимопроникновения наук,
ибо его итогом является создание рекомендаций для практики борьбы с
преступностью, т. е. знание, качественно отличное от исходного как по
содержанию, так и по целям применения.
Все сказанное
относится к творческому приспособлению криминалистической дисциплиной тех
научных положений иных наук, которые не могут быть использованы в процессе
обучения прямо, непосредственно, помимо криминалистики. В тех же случаях,
когда такие положения могут быть использованы по назначению прямо, без
посредничества криминалистики, изменяется и характер взаимодействия между
криминалистикой и этими науками. Задачей криминалистической дисциплины при этом
является не активное приспособление положений этих наук для целей обучения
учащихся и дачи им необходимых знаний, а их учет при разработке своих
специфически криминалистических рекомендаций в процессе обучения.
Подводя итог этой
главы можно сделать вывод о различии криминалистической науки и
криминалистической дисциплины, которые имеют различные цели, систему задачи, но
по существу тесно соотносятся и неразрывно связаны друг с другом.
Криминалистическая
дисциплина развивается пропорционально развитию криминалистической науки. Знания,
накопленные в процессе развития криминалистической науки служат ''сырьевой
базой'' для подпитки криминалистической дисциплины. В курс криминалистической
дисциплины включается история криминалистики, учёные криминалисты и сам
материал на основе которого ведётся преподавание в вузах.
Курс
криминалистической дисциплины должен давать слушателям представление о всех
перечисленных ранее вопросах, в то же время должен быть максимально полезным,
вкладываться в рамки подготовки юристов. Учебный курс должен быть
систематическим, проблемным и избирательным. В будущем предстоит
модернизировать систему учебного курса криминалистики, делая упор на
практическом следовании в уголовном процессе.
Заключение
В данной дипломной
работе мы постарались отразить все основные моменты, касающиеся криминалистики
как учебной дисциплины, её роль в обучении студентов, слушателей, особенности и
отличие её от криминалистики как науки, на современном этапе её развития.
Дано объективное
определение предмета криминалистики, как науки, исходя из имеющихся
представлений о её предмете, определено место данной науки в системе
юридических правовых наук, связь данной науки с иными науками, как
юридическими, так и естественно – техническими, определена система, методы,
задачи криминалистики как науки, стоящие перед ней на современном этапе её
развития.
Дискуссия
о предмете криминалистики (особенно в пятидесятых годах), точно определила её
юридическую природу, задачи, цели и предмет исследования. На основе имеющегося
у меня материала, автор попытался дать объективное определение криминалистики.
В
своей дипломной работе автор проследил связь криминалистической науки с
некоторыми иными науками не правового характера.
В
работе дана система криминалистической науки, которая менялась на протяжении
всего периода накопления и формирования научных знаний. До наших дней
криминалистическая наука
дошла в том виде, в
котором мы её изучаем в юридических вузах. В дипломной так же определены
задачи, методы криминалистической науки, которые так же были подвержены изменению
в процессе становления криминалистики.
В
работе проведён анализ природы возникновения криминалистической науки, которая
возникла на стыке технических и уголовно – правовых наук. Будучи специфической
областью научного знания, криминалистика активно включена в систему межнаучных
связей. В криминалистических научных исследованиях с успехом реализуются
понятия, подходы, различные концепции и положения, создаваемые уголовно –
правовой, уголовно – процессуальными науками, криминологией, юридической психологией
и т.д. Причём, в свою очередь, представители юридических наук берут для своих
разработок всё полезное, что создаётся в криминалистике. А ведь криминалистика,
будучи на современном этапе обособленной системой научного знания разрабатывает
и создаёт свои подходы и методы для раскрытия преступлений. Результаты
криминалистических исследований оказывают непосредственное позитивное влияние
на создание новых, уточнение и изменение действующих законов.
Таким
образом существует тесное переплетение научного знания иных наук с
криминалистической наукой. В то же время, в дипломной работе дан ряд признаков,
по которым следует разграничивать криминалистическую науку от иных наук
уголовно – правового характера, ибо не смотря на связь и тесное переплетение,
криминалистическая наука имеет свои существенные отличия. Эти отличия подробно
расписаны в данной дипломной работе. Помимо этого затронут такой аспект, как
применение в криминалистике некоторых методов других наук, а именно медицины,
химии, что в свою очередь не даёт основание считать те или иные разделы
криминалистики частью судебно – медицинской науки.
В
дипломной работе автор попытался осветить вопрос о месте криминалистически как
учебной дисциплины. Как учебная дисциплина, криминалистика базируется на
имеющихся научных знаниях, которые объединены в криминалистическую науку. Таким
образом дана связь и отличие криминалистики как науки от криминалистики, как
учебной дисциплины.
В
дипломной работе дано содержание, история развития криминалистической
дисциплины, ведь курс криминалистики должен давать слушателям представление не
только о содержании самой науки, но и о её истории, обучающиеся должны знать не
только научный опыт криминалистов, но и историю криминалистики, сведения об
учёных криминалистах и т. д.
Криминалистическая
наука является средством накопления знаний и опыта криминалистов, а учебная
дисциплина призвана уже перенести этот опыт на листы учебника, пригодного для
обучения слушателей.
Средством
донесения этого опыта служит учебная дисциплина криминалистики. В дипломной
работе рассматривается актуальность вопроса то, как этот опыт доходит до
сознания слушателей. Имея большое количество методик расследования,
криминалистика как учебная дисциплина должна донести до сознания слушателей
сущность и смысл каждой из них. Это может привести к зазубриванию материала,
который в таком случае забывается уже за порогом аудитории и уже не может
достигнуть целей, стоящих перед криминалистикой, как учебной дисциплины. Если
же сконцентрировать внимание лишь на нескольких методиках, это даёт возможность
не охватив весь объём методик более глубоко и всесторонне разобраться, в
сущности, содержании и назначении изучаемого материала. Таким образом возникает
возможность хорошо узнать методики расследований наиболее часто встречающихся
преступлений. Содержащиеся в таком курсе общие положения могут оказаться
полезными для прокуроров, оперативных работников органов дознания, судебных
экспертов и других участников уголовного процесса.
Подводя
итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что не смотря на повседневную
актуальность данной темы, в ней раскрыты все основные стороны и вопросы,
возникающие при изучении данной темы. Проведён общий анализ сущности науки
криминалистики и криминалистики как учебной дисциплины, основные моменты,
недостатки, которые так же встречаются при детальном изучении основных моментов
данной темы.
При
написании дипломной работы нами был использован опыт многих криминалистов, в
области теории криминалистики, обобщение и анализ основных его моментов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|