на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Специальный репортаж на примере программы "Профессия репортер" на канале НТВ

К этим жанрам обращаются тогда, когда стремятся сообщить зрителям новость. Под новостью мы понимаем то, что неизвестно всем или хотя бы неизвестны ее части. Однако не каждый факт, не каждое событие могут представлять интерес для читателей и стать новостью. Это зависит от актуальности факта – его общественного значения. Актуально то, что привлекает к себе внимание зрителей, возбуждает их интерес – личный и общественный. Факт может сохранять свою актуальность длительное время или быстро терять ее – это зависит от многих обстоятельств. В том числе – от масштабности факта. Иные факты актуальны лишь для ограниченной аудитории, другие представляют широкий общественный интерес. В определении их актуальности для телерепортажа немалую роль играет её тип и уровень. Так, например, решение студента и студентки университета создать новую семью вряд ли станет для журналиста городского или областного телевидения поводом для создания репортажа или хотя бы очерка – слишком мелок для такого масштаба и данные факты в наше время стали событиями довольно заурядными. Но в низовой, университетской газете об этом могут напечатать заметку, для узкой студенческой аудитории она сохраняет свою актуальность.

В поисках актуальной информации следует различать новость и новое. Новость – это то, что неизвестно всем или подавляющему большинству читателей. Новое – это неизвестное об уже известном. Поясним это примером. Более века тому назад один из немецких медиков открыл замечательные лечебные свойства аспирина, ставшего с тех пор распространенным лекарством при простуде, гриппе и других инфекционных заболеваниях. Пресса поспешила сообщить широкой аудитории эту весьма актуальную новость. Однако лишь недавно была открыта неизвестная прежде способность аспирина, предотвращать свертываемость крови человека и образование в ней тромбов, являющихся причиной многих инфарктов и инсультов. Журналисты не замедлили, конечно, сообщить читателям в своих заметках эту новую, актуальную для многих информацию об известном всем лекарстве. Для многих читателей, страдающих сердечными болезнями, она стала сенсационной новостью.

Получить новость, представляющую интерес для всех читателей, сильнейшим образом воздействующую на их чувства, – стремление всех журналистов телевидения. Такая новость долго сохраняет свою актуальность, она дорого ценится и приводит к быстрому расширению аудитории программ.

Цель автора – возможно быстрее сообщить читателю актуальную новость – определяет основные особенности жанра газетных публикаций. Прежде всего, их структуру: обычно они представляют собой своеобразную перевернутую пирамиду – начинается с опорного факта, содержащего новость, и далее детализирует ее в последующих предложениях. Такое построение текста облегчает его восприятие и при необходимости его сокращение – с последних абзацев или строчек, суть сообщения остается неизменной в начальных абзацах. Стремление обеспечить оперативность передачи читателю информации, содержащейся в заметке, ограничивает ее объем: обычно она не превышает двух-трех десятков строк, нередко ограничивается в предельно лаконичном оперативном сообщении – разновидности этого жанра – всего одним-двумя предложениями. Тем же объясняются и особенности стиля заметки: в ней избегают стилистических красот, она деловита, подчас суха, но точна.

От автора заметки не требуют подробных описаний и характеристик. Но он обязан ответить на «триаду» вопросов: Что произошло? Где произошло? Когда произошло? Иногда к этому присоединяют ответ и на четвертый вопрос: Кто участвовал в событии? Этого достаточно для сообщения новости. О ее значении разъяснят в последующих репортажах и корреспонденциях.

Свои особенности – у названия заметки. Нередко заметки публикуют блоками, подборками, без заголовков – под тематическими рубриками. Чаще, однако, заметка имеет заголовок. Обычно в него выносят указание на опорный факт заметки, тогда заголовок передает ее суть: «Открыт памятник легендарному священнику-хирургу», «Увеличивается экспорт нефти», «Автокатастрофа в Новосибирске» и тому подобное.

Роль автора заметки ограничивается сообщением информации и обозначается иногда его подписью. Однако это не означает его пассивного отношения к факту, о котором он сообщает в заметке. Уже сам выбор этого факта фиксирует позицию автора – его заинтересованность в получении данной информации.

Отношение журналиста к событию, привлекшему его внимание, выявляется с еще большей определенностью в отчете – жанре, который весьма часто выходит на газетные полосы. Автор отчета не ограничивается в его тексте ответами на вопросы, обязательными для заметки. Его цель – сообщить о существенных подробностях события, которое он описывает. Объем текста возрастает, как и роль автора, который может, если посчитает это нужным, сопровождать сообщение своим комментарием и оценкой. У отчета – свой предмет отображения: событие, развертывающееся во времени, состоящее из ряда деталей. Большинство событий, получающих отображение в этом жанре, имеет специфическую устную форму выражения содержания, их можно слышать, – тогда публикуют отчеты о конференции, собрании, встрече политиков, судебном заседании и т.п. Иногда за событием можно наблюдать, и в газете появляется отчет о спортивном матче или демонстрации.

В газетах используют разные виды отчета. Простейший из них – прямой информационный отчет. В нем воспроизводят событие в полном соответствии с его ходом во времени. Нередко здесь приводят выступления участников события – встречи, конференции и тому подобное – в сжатом пересказе, изложении важнейших мыслей и положений, перемежая это цитатами из самых интересных высказываний. Авторская оценка выступлений выражается в отборе фактов, деталей и подробностей. Все, что журналист считает несущественным, он оставляет за рамками отчета.

Нередко автор отчета не только сообщает о событии, но стремится и прокомментировать его. Он играет в своем тексте более активную роль. Его комментарий может принимать различную форму сжатых характеристик, дающих представление о значении какого-либо выступления или о реакции на него других участников встречи, или выражаться в кратких авторских отступлениях и даже в сжатой полемике с выступавшим. Иногда комментарий принимает форму вступления к отчету, раскрывающего цели его публикации, или в авторском заключении, подводящем итоги обсуждения. В результате в газете появляется аналитический отчет. Точка зрения журналиста, редакции получает здесь развернутое выражение.

Разновидность аналитического отчета – тематический отчет. Его посвящают самой актуальной теме, важнейшей проблеме, поднятой на собрании или встрече. В соответствии с этим группируется материал отчета, второстепенные детали и подробности опускаются. В таком отчете иногда сообщают лишь о нескольких выступлениях, тематически связанных между собой. Или же посвящают его одному важнейшему выступлению, сообщая об остальном в кратком пересказе.

Иногда сообщение о событии в отчете используют лишь как повод для постановки актуальных вопросов. Автор отказывается от подробного освещения события в целом, используя отдельные его элементы. В таком – проблемном отчете анализ выходит далеко за рамки первоначального события, захватывая новые факты, необходимые для постановки важной проблемы. Автор проблемного отчета не только дает оценку событию, но и раскрывает значение вопросов большого общественного звучания. Отчет приобретает черты, сближающие его с проблемной статьей. От прямого информационного отчета он отличается и своей более свободной композицией, и стилистикой. Вообще для стиля отчета характерна деловитость, экономность, отказ от всего, что мешает передаче главного. Однако при необходимости в аналитическом и тем более проблемном отчете используют образные средства языка – метафору, яркий эпитет, сравнение и т.п. Они помогают автору выразить отношение к сообщаемому, воссоздать атмосферу, в которой проходило событие.

Выразительные языковые средства особенно часто применяют в отчетах о событиях, проходящих в зримой форме, – о народных празднествах, спортивных соревнованиях и т.п. Для таких отчетов характерна эмоциональность стиля.

Публикацию отчетов в газете полезно планировать. Это позволит, с одной стороны, избежать перегрузки газетного номера текстами в этом жанре. А с другой стороны, – даст журналисту возможность лучше подготовиться к написанию отчета, получить предварительно хотя бы первичное представление о том, чему будет посвящено событие. Выбор темы отчета и его формы обычно происходит на месте события, в процессе его развития. Это предопределяет необходимость присутствия автора отчета на месте события, о котором он собирается сообщать. Лишь в некоторых ситуациях, когда невозможно обеспечить присутствие журналиста на встрече или собрании, о котором он должен опубликовать отчет, ему позволяют написать его, используя протоколы, текст или тезисы доклада, диктофонную запись выступлений и т.п.

Отчет – коварный жанр. Представление некоторых начинающих журналистов о легкости подготовки текста в этом жанре очень часто приводит к творческим неудачам. К публикации в газете раздутых скучных отчетов, нередко занимающих целые полосы. Чтобы избежать подобных неудач, от автора требуется, прежде всего, умение находить актуальную новость даже на скучном собрании, на бесполезной встрече. Если же это оказывается невозможным, у журналиста появляется повод для написания критического отчета с анализом причин неудачи организаторов события.

Один из самых популярных жанров газетной публицистики – репортаж.[4]

Вот что пишет, например, о цели и задаче любого репортажа С.М. Гуревич: «задача заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия. А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего — быстро развивающихся)»[5].

Аналогично с другими жанрами, характеристика репортажануждается в дополнительном объяснении – ведь в большом количестве случаев новостная журналистика в своем составе имеет именно описания того, что произошло на глазах у журналистов, или у кого-то еще. Так что же – переданное со слов других людей считать новостью, а то, что видел сам, репортажем? Конечно, нет. Но ведь об увиденном можно рассказать по-разному, пользуясь целым арсеналом средств, имеющихся в распоряжении журналиста. И одним из этих средств является репортаж[6].

Жанр новостей, как мы уже могли заметить, на данный момент времени довольно детально разработан. Развитие журналистики в течение нескольких веков привело к тому, что были сформулированы шесть вопросов, на которые новость должна ответить, – то есть к структуре пирамиды, довольно жестко задающей формат статьи. Это стало результатом погони за желанием, во что бы то ни стало быстро обогнать конкурентов и первыми сообщить читателям о происшедшем. В случае с репортажем, как правило, этой срочности нет. То есть если мы спешим (очень спешим), то лучше писать новость. Современный репортаж требует больше времени для написания, он больше по объему и свободнее по форме.

Данная разница между новостью и репортажем стала особенно острой после изобретения телеграфа.

Однажды произошел такой случай. В 1870 году репортер лондонской «Таймс» Вильям Говард Рассел потратил двое суток для того, чтобы добраться до редакции с места битвы у французского города Седан и доставить свой репортаж о том, как германские войска окружили и разбили французскую армию. Битва при Седане стала самым важным событием франко-прусской войны 1870 года, а поражение Франции в этой битве стало толчком к снижению могущества Второй империи Наполеона III. Рассел спешил. Чтобы не потерять время, он писал свой репортаж ночами. И каково было его удивление и досада, когда, попав в Лондон, он увидел, что остальные газеты напечатали отчеты о битве на два дня раньше. Их корреспонденты послали отчеты по телеграфу.

Однако со временем и с развитием технологий ценность и привлекательность репортажа с места событий от этого не уменьшилась. Джон Карей, который долгое время трудился в качестве редактора-составителя обширного сборника репортажей, считает, что современный репортаж занимают первое место, и являются, по его словам, чем-то вроде религии.

Важное отличие репортажей от простых новостей заключается в том, что модель написания репортажа довольно свободна. Можно описывать события в хронологическом порядке. Например, очень распространен, вид репортажа «День с …», где происходит описание дня, проведенного с мэром города, депутатом, солдатом, или с участковым милиционером. Кроме того часто структурируют репортажи, как описание проблем, которые видятся репортером, или мест, где он когда-либо был.

Важно заметить, что репортаж – это тот самый жанр, который служит сближению журналистики с литературой. Данный жанр наиболее литературный. Важно вспомнить ряд знаменитых репортажей Владимира Гиляровского. Его репортажи издавались отдельной книгой, которую с большим удовольствием любят читать по сей день. Гиляровский писал о речке Неглинке, о московских банях, о трактирах, о чертах характера обитателей ночлежек и о печальных событиях на Ходынском поле. Кроме тогоего знание Москвы, как города, с обширной историей, просто не оставит равнодушным.

Сейчас, в эру развития систем Интернета и спутниковых телефонов, репортажи не потеряли своей актуальности и все также, как сто лет назад привлекают интересы общественности. И вместе с тем, хороший репортаж сегодня ценится никак не меньше, чем во времена Первой мировой войны, когда Хемингуэй прославился именно благодаря своим репортажам из Европы. Ведь репортажи не только могут рассказать о том, что произошло, но и репортаж помогает увидеть, как это происходило[7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.