на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Специальный репортаж на примере программы "Профессия репортер" на канале НТВ

Какие же требования должны быть учтены, чтобы репортаж был по-настоящему хорошим? Есть ряд важных пожеланий, которые должны быть учтены для того, чтобы репортаж получился по-настоящему интересным и с профессиональной точки зрения, и сточки зрения простого обывателя:

- журналист должен выступать в качестве свидетеля происходящего события. Именно в этом выражается индивидуальность хорошего репортажа.

- события происходят в определенном месте в определенное время. Довольно желательно, чтобы о местонахождении и времени было указано в репортаже.

- пишутся репортажи чаще всего сразу после события.

- репортаж не только должен рассказывать о событии, но и показывать, как происходило то или иное событие.

- в репортаже не очень интересуют обобщения. Важна непосредственность восприятия.

Если говорить об эффекте присутствия, то один из самых популярных жанров телевидения – тоже репортаж. Популярный и у зрителей, и у журналистов. Объясняется это особенностями жанра, открывающими широкие возможности, как перед автором текста, так и перед его зрителем.

Автором репортажа считается журналист, хотя над сюжетом, прежде чем его увидят зрители, трудиться несколько человек. Это не только журналист, но и оператор, а впоследствии и монтажер. В отличие от ТВ, в газете результат зависит только от одного человека. Журналиста. От того, какие факты он сумел накопать, удалось ли ему установить контакт со своим героем, зависит итоговый вариант и качество публикации.

Телевидение – коллективное творчество. Съемочная группа (оператор и журналист) - это одна команда.

При всей важности профессиональных навыков и точности взгляда оператора, замысел сюжета принадлежит журналисту. Это он самостоятельно претворяет первоначальную идею в продуманный, логически выстроенный рассказ, и именно он в конечном итоге несет ответственность за успех или провал репортажа. Если же автор сам неясно представляет себе сюжет, то и оператор не будет знать, что снимать, и не поможет сделать материал интереснее. В лучшем случае он сможет предложить вам серию профессионально сделанных разрозненных картинок, но не будет знать, для чего они нужны или как они будут смонтированы[8].

При выборе композиции важно учитывать их виды и главные характеристики. Композиции бывают двух видов закрытые и открытые.

Закрытая композиция строится так, что линии взаимодействия изображаемых объектов направляются к сюжетно – композиционному центру. Действие, которое происходит внутри закрытой композиции, начинается и завершается, не нарушая ее пределов и границ. Если нужно сосредоточить внимание зрителя на конкретном факте, смысловые связи которого могут не выходить за рамки экрана, то оператор выбирает конструкцию закрытого типа.

Открытые композиции строятся на основе линий, которые расходятся от сюжетного центра, отражая связи объекта, стремящегося выйти за пределы кадра. В данном случае причинно-следственная зависимость раскрывается не внутри, а вне картинной плоскости и требует продолжения и завершения в других монтажных планах.

Если затронуть управление аудиторией, то открытые композиции наиболее действенны. Они побуждают ждать своего продолжения, и это делает их драматически напряженными, притом требующими монтажного развития.

Композиция видеокадра, в отличие от картины или фотоснимка, не остается неизменной по всему ходу съемки. “Смысл, темп и характер фактов и явлений находятся в развитии, и в зависимости от того значения, которое приобретает тот или иной участок, меняется и композиционное равновесие”[9]

Операторы вынуждены как можно быстрее реагировать на определенные новые условия. Они должен решать подобные задачи на ходу, мгновенно откликаясь на меняющуюся ситуацию, и выстраивая оптимальный вариант композиции, исходя из новых условий. Журналист конечно ему помогает, так как репортаж несомненно происходит вместе.

Скрытые камеры, также представляют возможность для снятия прекрасного материала для репортажа. Она дает возможность наблюдать за реальностью, оставаясь невидимым, вряд ли можно считать находкой телевидения или кинематографа. Журналисты и писатели часто прибегают к нелегальному наблюдению еще в то время, когда самого понятия “скрытая камера” не было еще и в помине. Но именно на телевидении этот метод получил новую жизнь.

На протяжении времени считалось, что данная методика съемки применяется лишь по отношению к преступному миру. По правде, в репортаже - расследованием, репортаже - разоблачении кадры, сделанные с помощью скрытой камеры будут иметь очень большую актуальность. Но возможности данного метода намного обширнее.

“Камера, спрятанная, под потолком, снимает через форточку танцульку в рабочем клубе, где собираются машинистки, рассыльные и продавцы, наблюдает за работой ночных погрузчиков на Контвергардском рынке, за толпой безучастных зевак влуна парке, обступивших аттракционы. Повторяя путь журналиста Киша, посетившего в роли бездомного лондонский Уайт-челл, камера спускается в ночлежки Нью-Йорка”[10]

Скрытые камеры можно применять не только с целью поиска и регистрации улик. Часто потенциальные герои репортажей стеснятся камеры, и ведут себя перед ней неестественно, скованно. Едва человек увидит камеру, как в нем просыпается “внутренний цензор”, либо внутренний “режиссер – постановщик”, либо тот и другой сразу. Замечая, как присутствие камеры изменяет поведение человека, операторы разработали приемы, позволяющие вести съемку без ведома их героев.

Достоверность экранного образа складывается из многих условий.

Назначение репортажа по сравнению с отчетом усложняется. Репортер стремится как можно быстрее показать зрителю картину события на всех этапах его развития – от начала до завершения, оперативно воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Это – жанр-разведчик, к нему обращаются журналисты, стремясь сообщить о том, что происходит в нашей стране и за ее рубежами.

Предметом репортажа становится событие, сочетающее визуальную и устную форму выражения его содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» зрителя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором.

Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Видео репортаж должен раскрыть зрителю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность.

Монтаж специального репортажа.

Сборка – именно так на русский с французского дословно переводится слово ’’montage’’. Однако сейчас требования, предъявляемые к монтажу на телевидении намного выше простой сборки отснятого видеоряда в готовый сюжет.

Склеенные вместе кадры должны не просто фиксировать действия, а превращаться в некоторого рода ряд и выражать отношение авторов к изображаемому.Монтажная склейка – не механическое соединение двух кусков пленки. Это важный и сложный компонент репортажа, осмысление которого требует от зрителя творческого отношения. Склейка соединяет, но одновременно разъединяет снятые кадры. Смысловые значения склеенных кадров дополняют друг друга, но в то же время противоречат один другому, согласно диалектическому закону о единстве и борьбе противоположностей. После склейки в межкадровом монтаже соединятся два содержания, которые сами по себе не являются главными, а главной становиться мысль, на которую они наталкивают зрителя благодаря своему сочетанию.

Человек, смотрящий на экран, сопоставляет смысловые значения этих кадров, оценивает правомерность их соединения, ищет причинно-следственные связи, породившие данную монтажную конструкцию. Такой монтаж дает возможность глубокого, образного толкования факта, поступка, понятия. Что особенно важно для специального репортажа.

Перебивочный план - внутриэпизодный элемент. Его задача - сделать возможным сочетание кадров, которые “не клеятся” друг с другом. Являясь техническим средством, перебивки косвенным образом все же участвуют в формировании содержания, так как они устраняют временные и пространственные несоответствия между планами, которые это содержание выражают.

Обстановка, окружающая героя, - это самый естественный и очевидный материал, в котором всегда можно найти нужные монтажные компоненты для перебивочного плана. Но в любом случае, содержание перебивки должно быть подчиненным по отношению к основному действию.

Вынося за пределы эпизода какие-то фразы и действия, и заменяя их перебивками, монтажер как бы спрессовывает событие, и это происходит без потерь для основного смысла.

Благодаря этому предоставляется прекрасная возможность "обманывать" зрителя - ускорять или замедлять движение, манипулировать с пространством и временем. Это не просто хитроумный трюк, а главный секрет экранного искусства. Ведь как сказал Альфред Хичкок: "Кино – это жизнь, но без скучных эпизодов”. Прием сжатия времени очень подходит и для подготовки сюжетов для программы новостей[11].

Специальный репортаж – это своего рода маленькое кино. Самая сложная разновидность репортажа на телевидении. Поэтому к монтажу подобных сюжетов должны предъявляться особые требования. Это не значит, что обычные новостийные сюжеты могут монтироваться, как попало, на скорую руку. Просто «собирая» материал, над которым журналист и оператор работали не один день, в который они вложили частичку своей души, монтажер имеет большую свободу для творчества, и может смело прибегать к экспрессивным изобразительным средствам, позаимствованным из арсенала документального и игрового кино. К таким средствам можно отнести темп и ритм монтажа.

Известный кинорежиссер В. Пудовкин пишет: «Всюду, где есть разрывность, всюду, где есть момент чередования каких-то кусков, будь ли это отдельные куски пленки или отдельные куски действия, всюду ритм должен быть учтен не потому, что ритм – модное слово, а потому, что ритм управляемый волей режиссера, может и должен служить мощным и несомненным орудием впечатления. И только тогда, когда для каждого куска будет найдена настоящая длина, тогда, когда будет найден особый ритм смены кадров, только тогда экран заживет своей, найденной режиссером жизнью»[12].

Задача репортера и предмет репортажа определяют и другие важные его стороны. В частности, степень его «наглядности»: зритель должен сам видеть все происходящее на месте события, слышать голоса его участников. Этот эффект достигается прежде всего использованием в репортаже деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на зрителей. При этом он не просто регистрирует подробности события, которые заметил, он отбирает факты, группирует их в тексте, воссоздает событие, отражая при этом свое отношение к нему.

Тематический круг явлений действительности, для отображения которых используют репортаж, почти не ограничен. В зависимости от сферы жизни человека и общества выделяются различные тематические виды этого жанра: научный репортаж, спортивный, социальный и др. Задача, которую ставит перед собой автор, определяет особенности его произведения. Стремясь оперативно информировать зрителей об актуальном событии, он создает событийный репортаж. Но он может и не связывать свой текст с определенным одномоментным событием, а рассказать о каком-либо изобретении, творческом процессе или об интересном человеке. Такие репортажи не столь оперативны, как событийные, обычно их планируют заранее.

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Опыт М. Кольцова, А. Гудимова, А. Рубинова, В. Пескова и других известных отечественных публицистов показывает широкие возможности использования проблемного репортажа.

Репортажи А. Гудимова на экономическую тему отличались стремлением раскрыть все стороны изучаемой проблемы, связанной с работой столичных такси, инспекторов ГАИ или продавцов продмагов. В его репортажах, связанных с «тайнами чужих профессий», яркие эпизоды перемежались с частями, в которых автор работал как опытный экономист, вел сложные расчеты – цифра становилась у него средством убеждения.

Основой проблемных репортажей А. Рубинова становится тщательно продуманный эксперимент. Журналист воссоздавал всем известную жизненную ситуацию – при поиске медикаментов в аптеке или при покупке билета в железнодорожной кассе – и затем, как участник этой ситуации, всесторонне исследовал ее. На первый план при этом выдвигаются рассуждения автора, его исследование фактов, эмоциональная реакция на них и его выводы и предложения – как устранить недостатки. Так достигалась публицистичность эмоционального анализа.

Умение автора «вести» репортаж, «монтировать» его части определяет особенности его композиции. В тех случаях, когда автор рассказывает о путешествии, его маршрут чаще всего определяет и композицию текста. Так были построены, например, репортажи Л. Колодного о его «путешествии» вокруг столицы по кольцевой дороге. В иных случаях репортаж строится на выяснении обстоятельств, в которых происходило событие, на «поиске» людей, изображенных на фотографии, и т.п. Автор подобного репортажа выступает в роли исследователя, от него требуется умение использовать запись фамилии или строку из документа как повод для создания репортажного повествования, в котором история непосредственно связана с современностью.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.