4. Репортаж-комментарий
Данный вид репортажа
ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий:
«Комментированный
репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так
называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах:
1) информация,
2) интерпретация,
3) мнение.
Как правило, имеет
интригующее начало»[21]. Пользуясь
элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям
суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не
интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без
которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и
воображения самим читателям.
В репортаже-комментарии
могут использоваться следующие виды комментария:
- расширенный
комментарий – пространное разъяснение факта.
- синхронный
комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей.
- комментарий
специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком;
полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.
Во всех этих случаях
репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым
событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной
ситуацией. Итак, можно отметить, что репортаж как жанр
периодической печати требует особой структурной строгости и цельности
воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации
непосредственных наблюдений очевидца или участника события). Кроме того, жанр
репортажа требует достаточно четкой фокусировки точки зрения наблюдателя,
искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной
передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. Все это
делает репортаж уникальнейшим способом выражения журналистской мысли.
В результате
исследования, проведённого в первой главе, можно сделать вывод о том, что для
успешной работы репортеру необходимо иметь освоить теоретические аспекты и
профессиональные навыки, которые помогут, в конечном счете, создавать грамотные
и профессионально интересные репортажи. Такие знания помогут им распознать
информацию, которая будет интересна и полезна читателям, увидеть факты, из
которых может сложиться потенциальный материал, уловить связи между
разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле могут
представлять собой части целого.
Глава 2: Тенденции развития репортажного жанра на примере
программы «Профессия репортер»
2.1 Содержание передач «Профессия репортер» и интересы
целевой аудитории НТВ
Телепередачу
"Профессия — репортер" впервые зрители смогли увидеть в эфире телеканала
НТВ в 1998 году. С самого начала она формировалась её создателями для того,
чтобы дать дорогу молодым репортерам, чтобы они имели возможности испытать свои
силы в подобном многосложном и специфичном жанре журналистики, как специальный
репортаж, где молодому специалисту с незначительным опытом довольно сложно
сотворить добротную продукцию, интересную для зрителей и отвечающую требованиям
такой творческой и своеобразной профессии.
Изначально она
задумывалась ее создателями для того, чтобы молодые репортеры имели возможность
попробовать свои силы в таком непростом и специфическом жанре журналистики, как
специальный репортаж, в котором человеку с небольшим опытом достаточно сложно
создать добротный продукт, интересный зрителям и отвечающий требованиям
профессии.
Начинающие
тележурналисты, как правило, первые шаги на профессиональном поприще совершают,
будучи репортерами в программах новостей. Короткий по времени репортаж в
новостной программе не позволяет в полном объеме осветить событие или явление,
о котором в нем идет речь. Чаще всего суть такого репортажа сводится к краткому
информационному сообщению о произошедшем с последующим комментарием.
Безусловно, и для такой формы журналистской работы необходимо профессиональное
мастерство: быстрота реакции, умение выделять главное из полученной информации,
способность оказываться «в нужное время в нужном месте».
При подготовке же
специального репортажа его автору приходится проводить более глубокий анализ
освещаемого события, давать расширенные комментарии, сопоставлять и обобщать
факты, высказывать свое видение вопроса и возможности его решения. Спецрепортаж
может быть как событийным, т.е. показывающим хронологию и развитие
происходящего, так и тематическим — рассказывающим о событиях, объединённых
одной темой, но происходивших в разное время, может быть целиком посвящен
одному или нескольким людям. Конечно же, и хронометраж такого репортажа в
несколько раз больше, чем у информационного сообщения в составе новостного
блока.
Своеобразной
лабораторией, где талантливые представители молодого поколения репортеров НТВ
могли проявить свои способности и одновременно с этим отточить свое мастерство,
и стала передача «Профессия — репортер».
Но со временем
необходимость в подобной «кузнице кадров» отпала, и проект получил новое
наполнение. В 2004 году несколько журналистов НТВ, которых по праву можно
назвать одними из лучших российских телерепортеров, — Вадим Такменев, Александр
Зиненко, Андрей Лошак и (увы, трагически погибший) Илья Зимин — стали
постоянными авторами программы.
Работы каждого из
репортеров уже получили к тому времени высокую оценку (все четверо являются
лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ), у каждого сложился свой собственный
стиль подачи материала, оригинальный и уникальный «почерк». И программа
рассматривалась ими на данном этапе как возможность раздвинуть рамки жанровых
ограничений для репортажа, проявить себя в разных репортерских амплуа.
Журналистам программы
«Профессия — репортер» за время ее существования пришлось стать и стрингерами
(стрингер — репортер и оператор в одном лице, работающий, как правило, в «горячих
точках»), и рейнджерами, освещать события светской жизни и рассказывать о тех,
кто оказался на самом дне, проводить журналистские расследования.
С первых же выпусков
«Профессия — репортер» стала одной из самых рейтинговых программ на
отечественном телевидении, чему способствовали не только высокий уровень
профессионализма авторов материалов, выходящих в эфир, но и острые, даже
экстремальные темы, актуальность репортажей, необычный взгляд на события и
героев.
Со временем авторский
состав несколько изменился. В 2006 году трагически погиб Илья Зимин. В
программу пришли Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел Лобков. Но
программа «Профессия — репортер» по-прежнему остается одним из самых
интересных, острых и актуальных репортажных циклов в эфире российского
телевидения.
Начинающим
тележурналистам, как правило, удобно свои первые шаги в профессиисовершать,
являясь репортёрами в телепрограммах новостей. Короткие по времени и содержанию
репортажи в новостных программах не позволяют в совершенном объёме освещать
события или явления, о которых в них идёт речь. Скорее всего, сущность
подобного репортажа переключает внимание зрителя к краткой информационной концепции,
которая освещает произошедшее с последующими комментариями. Бесспорно, и для
подобной формы журналистского репортажа необходимы профессиональные навыки и
мастерство: стремительность реакции, необходимость уметь выделить самое
существенное из приобретенной информации, способность оказаться «в нужное время
в нужном месте».
Но на подготовительном
эпизоде специальных репортажей их авторам приходится проводить наиболее полное
рассмотрение освещаемых событий, давая при этом расширенные комментарии,
сопоставляя и обобщая факты, высказывая свою точку зрения и видение проблемы и
тут же предлагать возможность их решения. Специальный репортаж может быть как
событийного плана, то есть, показывающего хронологию и развитие происходящих
событий, так и тематического, то есть, рассказывающего о событиях, которые
объединяет одна тема, но которые происходили на разных временных этапах,
возможно, даже, что эти события были целиком посвящены одному или нескольким
личностям. Хронометраж подобных репортажей в несколько раз значительнее, чем у
информационных сообщений в составах новостных блоков.
Своеобразными
лабораториями, где талантливые представители молодых начинающих репортеров НТВ
смогли обнаружить свою способность на профессиональном уровне делать
телерепортаж и вместе с тем оттачивать своё мастерство, и стали выпуски
телепередачи «Профессия — репортер».
Постепенно необходимость
в подобных экспериментах отпала, и новый проект приобрел новую составную. В
2004 году нескольких тележурналистов НТВ, которых по праву называют одними из
наилучших российских репортёров, — Вадима Такменева, Александра Зиненко, Андрея
Лошака и (увы, трагически погибшего) Илью Зимина — назначили постоянными
авторами телепередачи.
Произведения каждого из
них уже приобрели к тому времени высокие оценки и рейтинг, так как все четверо
являлись на тот момент времени лауреатами или номинантами премии ТЭФФИ, и у
каждого из них уже сформировалось своё собственное кредо и каждому принадлежал
особый стиль подачи материала, который можно было назвать оригинальным и
уникальным «почерком», принадлежащим исключительно тому или иному автору. И
программа стала рассматриваться на данном этапе как средство для возможности расширить
рамки жанрового ограничения для репортажей, выявить в себе разные репортерские
амплуа.
Тележурналистам
программы «Профессия — репортер» за период её бытия довелось стать и
стрингерами (стрингер — репортер и оператор в одном лице, который часто
работает в «горячих точках»), и рейнджерами, то есть, когда приходилось
освещать событийные моменты жизни светского бомонда и повествовать о тех, кто
очутился на самом дне, а также проводить различные журналистские расследования.
С первых же выпусков
«Профессия — репортер» начала приобретать одну из самых рейтинговых позиций в
количестве программ на российском телевидении, чему поспособствовала не только
высокая степень подготовки профессиональных материалов авторами, выходящими в
эфир, но и острая, даже экстремальная тематика, злободневность репортажей,
необычная точка зрения на события и героев.
Со временем авторский
состав несколько изменился. В 2006 году произошел несчастный случай с Ильей
Зиминым. В программе появились Алексей Бахарев, Катерина Гордеева и Павел
Лобков. Но программа «Профессия — репортер» по-прежнему осталась одним из самых
интересных, известных и актуальных репортажных циклов в эфире нашего
российского телевидения.
«Профессия-репортер» —
представляет целый цикл телевизионных репортажей на интересные темы
современного мира. Чаще всего интересный, острый социальный или экстремальный
репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и
проблематика. Каждый корреспондент программы — по-своему уникален и преподносит
свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление.
Часто журналисты программы выезжают на место, где по сигналу граждан что-то
произошло, или где жизнь выходит за грани нищеты, а также по многим другим
причинам.
Программа
"Профессия - репортёр". «Профессия – Репортер» – цикл фильмов, каждый
из которых – это интересная история о людях известных и неизвестных, событиях
частных и исторических. Программу «Профессия – Репортер» можно назвать
творческим полигоном лучших репортеров НТВ.
Телеканал НТВ вещает в
России с 1993 года. Это единственный частный канал, который получил статус
федерального. Целевая аудитория НТВ - самая молодая среди федеральных каналов.
В ее составе преимущественно мужчины. Характерной чертой телеканала является
тот факт, что в долевом соотношении НТВ смотрят, как правило, работающие люди с
высшим образованием, следовательно, более платежеспособные.
Программное обеспечение
телеканала НТВ представляется рядом информационных программ: «Сегодня»,
«Чрезвычайное происшествие», путем использования большого количества
информационно-аналитических программ («Профессия - репортер»), есть также
игровые проекты («Своя игра»), развлекательные («Едим дома», «Квартирный вопрос»),
немало сериалов и кинофильмов, преимущественно детективного жанра. Программа
«Профессия - репортер» за маленькое время снискала уважение широкого круга
людей, так как направленность программы позволила завоевать уважение целевой
аудитории в которую входят молодые люди 20-30 лет и пожилое население страны.
Сама по себе
телекомпания НТВ была создана в 1993 году, а на данный момент НТВ – представляет
собой частный российский телеканал, который имеет статус федерального.
Аудитория НТВ в России превышает 110 миллионов человек. Помимо территории
России, вещание НТВ распространяется на страны СНГ, а также Западную Европу,
Ближний Восток, США и Канаду. Каждый сезон на канале появляются новые
программы, кинофильмы и сериалы, а также развлекательные проекты.
Одним из
основополагающих понятий в телевидении является понятие целевой аудитории, то
есть группы людей, на которых так или иначе будет направлена программа –
«Профессия репортер».
Целевая аудитория
описывается рядом определенных социально-демографических показателей. Например,
для телевизионной программы «Профессия репортер» подходит целевая аудитория – мужчины
и женщины20-60 лет, которые постоянно сталкиваются с бытовыми проблемами,
которые в сюжетах ставятся ребром. Можно выявлять специфические стороны целевой
аудитории для определенного репортажа. Какой-то сюжет будет нацелен на молодого
зрителя, другой на среднего, третий - на пожилого, и так далее.
Очень важно знать стиль
жизни и привычки целевой аудитории. Например, как они проводят свободное время,
любят ли спорт, читают ли газеты, как относятся к рекламе. Все это пригодится,
когда придется придумывать как рекламировать свой товар, где рекламировать и
так далее.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|