на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Специальный репортаж на примере программы "Профессия репортер" на канале НТВ

Анализ содержания позволит выявить некоторые черты и специфическую направленность программ-репортажей, тематические и жанровые предпочтения и подтвердить выдвинутые в начале анализа гипотезы. Так, оценивая композицию обеих программ, можно сказать, что композицию «Профессия репортер» можно назвать строгой, для программы «ЧП» характерна более свободная компоновка сюжетов и расширенная тематика. Обе программы используют различный подход к построению сюжета. Этот признак можно обозначить как своеобразный метод борьбы за внимание аудитории.

В «ЧП» во главу угла ставится само событие, его расследование, тогда как в «Профессия репортер» в центре внимания - «житейская сторона» события, человек. Программу «Профессия репортер» отличал иной принцип ранжирования новостей. Она состояла из событийного блока, в котором представлен анализ события, а также его изложение в форме репортажа, где рассматриваются общественно-значимые явления. В качестве способа привлечения внимания зрителей к программе, и, как следствие, увеличения рейтинга, создатели «Профессия репортер» большое внимание уделяли тематическому разнообразию.

Программа «ЧП»— представляет ряд телевизионных программ на определенные темы в современном мире. Чаще всего суть этой программы заключается в проведении довольно интересен, острый социальный или экстремальный репортаж. В каждом еженедельном репортаже заложен свой конфликт, актуальность и проблематика. Каждый корреспондент программы — по-своему уникален и преподносит свою, индивидуальную точку зрения на ту или иную проблему, событие или явление. Часто журналисты программы осуществляют расследование определенного вопроса, или проблемы, которая требует вмешательства независимого следователя – журналиста, который готов предоставить свой собственный репортаж.

В основном тематическая направленность «ЧП» схожа с тематикой программы «Профессия репортер». И в том и в другом случае место имеет репортаж, который освещает событие. Но репортеры этих программ подходят к одному и тому же событию с разных сторон. В программе «ЧП» главный упор делается на расследование и поиск истинных мотивов, скрытых фактов и объективных суждений. Соответственно из-за этого отличается и вид репортажа. Событийный репортаж, который является основополагающим для программы «Профессия репортер» направлен в большей степени на повествование о какой-то торжественной церемонии или военной операции, о катастрофе или забастовке, о внезапном обвале курса доллара или о массовых отставках в правительстве. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним.

Само по себе название программы - «ЧП» подразумевает работу в определенном жанре - журналистское расследование. Данный вид журналистики, означает планомерное и, как правило, долговременное исследование предмета публикации (зачастую посвященной преступлениям, политическим скандалам и тому подобному). Работа журналиста в этом жанре сродни деятельности частного детектива, поскольку в её фундаменте поиск фактуры, которую заинтересованные лица и/или организации укрыли от общества[32].

Де Бург в 2000 году дал следующее определение: Работа журналиста-следователя близка по технике к тому, что делает полиция, адвокаты, аудиторы, но ориентирована не столько на преследование законом, сколь на огласку.

Вот как смотрит на основной жанр программы директор программы «ЧП»: «Что такое журналистское расследование сегодня? Это - самый сложный журналистский жанр в России. И особенно - в последнее время. Раньше работать в этом жанре было опасно. В 90-х мы писали и снимали фильмы о криминальных группировках, о ворующих без устали чиновниках, о взятках и насилии, о войне. Искренне верили, что говорим правду. И воюем не зря. Писали от первого лица, не боясь, поэтому жанр авторский, вне сомнения. Свою фамилию ставить под статьей или в титрах телевизионной программы было в то же время почетно. Какая-то гордость разбирала…»

Директор телепрограммы заметил и обрисовал главную причину учреждения программы: «Коррупция давно превратилась в реальную угрозу национальной безопасности России. Страна все глубже погружается в трясину коррупционных процессов, которые резко снижает эффективность экономики, уничтожая то, что создано честным трудом граждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. Коррупционная активность есть новая форма противоправной и криминальной деятельности - как отдельных граждан, так и целых организованных преступных групп и сообществ. Именно с этой целью создана наша программа».

«Чрезвычайное происшествие» — один из самых популярных проектов НТВ. Зрители программы всегда первыми узнают о том, что случилось. Двадцать четыре часа в сутки корреспонденты программы следят за развитием чрезвычайных событий в стране и мире.

За одиннадцать лет в эфире «ЧП» стала визитной карточкой канала. Для информационной программы это серьезный возраст. Журналисты стараются освещать события максимально объективно.

«ЧП» — это новости без политики. Сегодня «ЧП» входит в Дирекцию Общественно-правового вещания НТВ, возглавляет программу Андрей Куницын. В жанре криминальной журналистики он работает более 10 лет.

Главное отличие программ «ЧП» и «Профессия репортер» заключается в форме повествования. Не смотря на утверждение авторов программы «ЧП» о том, что все их телерепортажи максимально объективны, даже непосвященному зрителю с первых кадров просмотра передачи становится понятно, что та информация, которая передается ему в эфире, агрессивно навязывается. Голос за кадром, который с первого момента зритель слышит с экрана, постоянно держит в напряжении, агрессивно диктует свою точку зрения, не допуская больше никому высказывать свое мнение. Многое из того, что преподносится, явно не соответствует действительности. Или является откровенной ложью. Тем не менее, примешивается некоторая правдивая информация, создавая впечатление о том, что журналисты действительно проводили «объективное» расследование.

Подача ложной информации явно выстроена с определенной целью: оказать воздействие на психику человека подать информацию таким образом, чтобы у него сложилась определенная точка зрения. По всем законам психологии это называется «манипулятивное воздействие».

«Манипулятивное воздействие - это:

- вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

- вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент;

- вид психологического воздействия, направленного на изменение активности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается незамеченным им;

- вид психологического воздействия, направленного на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий;

- искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно вложенной манипулятором цели;

- вид психологического воздействия, используемого для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий»[33].

О манипулятивном потенциале СМИ довольно хорошо известно учёным, государственным чиновникам, знатокам в сфере рекламы и имидж-мейкинга, а также заказчикам разного рода рекламной продукции и тому подобным. Данным проблемам посвящают бесчисленные исследования. Рассмотрение предоставленной тематики введено уже во многие учебные направления ряда гуманитарных дисциплин, например, политологии, социальной психологии, а также в некоторые учебные пособия[34]. Обращает внимание дефиниция причин, обусловливающих манипулятивный характер СМИ. Несмотря на некоторые различия в подходах к их трактовке у различных авторов, возможно объединить эти причины в три основные группы.

Во-первых, это причины, которые вызваны предвзятостью и субъективистским отношением людей, трудящихся в сферах СМИ. То есть, те искажения, какие порождаются их индивидуально-психологическим, личностным отношением, политическими пристрастиями, симпатиями и тому подобным.

Во-вторых, это причины, которые вызваны политической, социально-экономической и организационной ситуацией, в которой реализовывают свою деятельность СМИ. Самые существенные из них –это подчиненность СМИ конкретным социальным субъектам. Она может выражаться в двух важнейших формах - экономической и административной. В экономической форме зависимость проявляется в том, что средства массовой информации в условиях рыночной экономики функционируют с расчётом на обусловленных клиентов, например, рекламодателей и прочих заказчиков из количественного состава представителей крупных финансовых структур. При административной форме зависимость выражается в подчинении средств массовой информации своим хозяевам и учредителям.

В-третьих, это причины, определенные непосредственно процессом функционирования СМИ. Для того чтобы привлекать внимание и завоевывать массовость аудитории средства массовой информации при осуществлении подачи материала и подборке сообщений, следуют определенным общим правилам и принципам. При этом как отмечает В.П. Пугачев: «взятые ими на вооружение принципы отбора материалов плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности»[35]. Им выделено пять подобных принципов[36], которые в общем виде можно сформулировать следующим образом:

1). Действительная приоритетность и мнимая приоритетность, а также привлекательность темы для общества. Соответственно этому принципу наибольшее число сообщений, предоставляемых средствами массовой информации, затрагивают такие проблемы, как угроза мирным отношениям между государствами или их районами, безопасность граждан, терроризм, экологические и прочие катастрофы и тому подобная тематика.

2). Неординарность фактов. При соблюдении данного принципа сообщения о прочих экстремальных событиях: голоде, войнах, необычайно жестоких преступлениях и тому подобном, - превалирует над освещением явлений обыденного, повседневного существования. Настоящим поясняется, в частности, тяготение средств массовой информации к сообщениям негативного содержания и сенсациям.

3). Новизна фактов. Чтобы привлечь интерес общественности к сообщениям, ещё не получившим широкой огласки, в средствах массовой информации выдаются свежие данные об итогах развития экономики или количества безработных, о космических полётах, о недавно сформированных в политике партиях, их лидерах и так далее.

4). Успех. Сообразно данному принципу, при трансляции передач и вёрстке статей в них оказываются актуальными уведомления об успехах партийных лидеров, политиков или даже Правительств единых государств. Особенный интерес уделяется победителям на выборах или в рейтинговых опросах. Фетишизация звезд политики, искусства, спорта – это также характерное явление для средств массовой информации в рыночной сфере.

5). Высокий общественный статус. Чем больше уровень преподносимого источника информации, тем важнее считается интервью или передача, потому что предполагается, что их признание прямо пропорционально социальному статусу людей, передающих сведения. В связи с действием данного правила самым простым доступом к средствам массовой информации располагают лица, которые занимают высокие должности в политической, военной, церковной или другой иерархии: президенты, военачальники, министры и так далее. Именно им посвящены основные страницы газетных изданий и центральные радио- и телепередачи.

Обычно тем людям, которым дана установка осуществить манипулятивное воздействие на психику других людей, тем более используя средства массовой информации, - платят за это определенный гонорар. О какой объективности может идти речь?

После таких передач гастарбайтеры становятся врагами, нации начинают ненавидеть друг друга, верующие люди объявляются сектантами, социум доводится до состояния гражданской войны. Остается открытым вопрос: «Кому это выгодно?»… Да, полное «ЧП».

Резко контрастирует с такой телепередачей программа «Профессия – репортёр», в которой авторам действительно удаётся представить объективную информацию. Голос за кадром появляется только иногда, когда обстановка этого действительно требует, высказывается точка зрения как одной, так и другой стороны. В отличие от программы «ЧП» авторским составом журналистской программы «Профессия – репортёр» в выпуске приводятся интервью с очевидцами событий, которые предъявляют зрителям документы, постановления суда, другие доказательства в защиту своей позиции. Причём последовательно и грамотно описывается позиция двух конфликтующих сторон.

В этом случае в обществе не возникает никакой неоправданной агрессии, просто зритель поощряется к грамотной и последовательной защите своих нарушенных прав. В программе «Профессия – репортёр» грамотно выстроено интервью, в отличие от «ЧП», где фразы обрываются на полуслове и при помощи монтажа эту же фразу как бы «договаривают» за интервьюируемого сами авторы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.