p align="left">* повышение уровня правосознания граждан путем предоставления им свободного доступа к правовым и нормативным документам, определяющим их права, обязанности и возможности; * предоставление возможности контроля со сторо-ны граждан и общественных организаций за дея-тельностью федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации и ор-ганов местного самоуправления; * повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государ-ственными структурами возможности; * интеграция с мировым информационным про-странством. Развитие информационной инфраструктуры России во многом определяется современным уровнем развития отечественной индустрии информатизации. Основными задачами государственной политики в области индустрии информатизации являются: * создание отечественных современных информа-ционных технологий и развитие производства средств для их реализации; * развитие отечественного производства современ-ных систем и средств связи, телекоммуникацион-ных сетей; * содействие внедрению информационных техноло-гий, используемых в зарубежных информационных системах национального и транснационального масштаба; * подготовка квалифицированных кадров для ра-боты в области информатизации. Рассмотрев основные понятия, связанные с процес-сом информатизации, и принципы организации этого процесса в России, перейдем к краткому анализу совре-менного состояния информатизации России и ее пер-спективам. Лекция 2. Информатизация России. Рынок программных средствРазвитие рынка в программных средств в России. Критические информационные, компьютерные и теле-коммуникационные технологии.Во многом благодаря последовательной реализации рассмотренных в предыдущем разделе основных принци-пов государственной политики в сфере информатизации показатели развития информационной среды российского общества выглядят достойно, хотя по ряду из них Россия существенно уступает США и другим развитым странам. Информационные ресурсы России являются гро-мадным по объему, стоимости и сложности комплексом, включающим несколько миллионов баз данных, элек-тронных информационных массивов библиотечных и архивных фондов. В последнее время быстро растет ко-личество российских сайтов в Интернете, ежегодно их число удваивается. Однако нельзя не отметить, что по показателю доступности информационных ресурсов на-ша страна отстает от развитых стран. Сегодня в большинстве крупных городов России эффективно функционируют провайдеры -- организа-ции, обеспечивающие пользователям доступ в Интернет. Широко используется бесплатное (некоммерческое) об-служивание пользователей. Быстро расширяется и рынок сетевой коммерческой информации (сведения о компа-ниях, товарных рынках, рынке ценных бумаг, объектах инвестиций). Это означает серьезный шаг по пути к ин-формационной экономике. Бурному развитию процессов информатизации и, соответственно, отечественных территориальных ком-пьютерных сетей и информационных систем различного рода в первой половине 90-х годов в значительной мере способствовало как ускорение развития инфраструктуры связи, так и определенное насыщение страны персональ-ными компьютерами. В настоящее время отечественные сетевые струк-туры (при отставании на 1-2 года) развиваются в на-правлениях, по которым идут США, Великобритания, Германия, Франция. Разумеется, развитие ИС требует постоянного со-вершенствования научно-технической и технологической базы этого развития. Эту базу составляют прежде всего критические информационные, компьютерные и теле-коммуникационные технологии. Термин "критические" технологии приме-нительно к информации означает, что именно их уровень и масштабы примене-ния определяют эффективность достиже-ния главных целей информатизации. К этим технологиям прежде всего следует от-нести: * многопроцессорные ЭВМ с параллельной струк-турой; * вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ; * системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений; * системы искусственного интеллекта и виртуаль-ной реальности; * информационно - телекоммуникационные системы; * системы математического моделирования. В ближайшем будущем важнейшими задачами политики информатиза-ции будут селективная государственная поддержка при-оритетных технологий, в том числе фундаментальных и прикладных научных исследований, стимулирование ис-пользования конкурентоспособных отечественных тех-нологий в различных финансируемых из госбюджета про-ектах и программах. Что касается российского информационного рын-ка, то его главная отличительная черта состоит в его не-однородности по регионам страны. Это связано, есте-ственно, с географическим положением регионов, неравномерностью их социально-экономического развития, направленностью экономической деятельности и т. д. Развитие рынка по традиции идет от центра к регионам. Кроме того, слабость правового регулирования рынка также накладывает серьезные ограничения на его раз-витие. Необходимо отметить развитие сферы домашнего потребления компьютеров, которая быстро растет, и в ближайшие годы количество домашних компьютеров может составить до половины всего парка ПК, что вы-зовет резкое повышение спроса на информационные продукты и услуги (до 60--70% в общем объеме продаж). Трудно переоценить социальное значение этой тен-денции. Российская культурная среда оказывает непосредственное воздействие на процессы информа-тизации. Имеется ряд благоприятных для этого развития социально-демографических характеристик, в частности высокий процент городских жителей (в 1994 г. в России было 75% горожан, что выше, чем в целом по Европе). Другой важный индикатор -- высо-кий процент молодых, 15--16-летних людей, активных, способных и желающих осваивать компьютерный мир. Однако сегодня работают и тормозящие факторы: неразвитые информационные потребности населения и неготовность общества жить в условиях открытого общества. Мировое информационное развитие ускоряет дви-жение России по пути демократических преобразований общества и государства. Уже можно говорить о форми-ровании в России новой информационно-правовой ре-альности. Права и свободы граждан переместились в фокус общественного внимания. Именно в сфере созда-ния, распространения и потребления информации при-обретают наиболее острые черты проблемы взаимоот-ношения государства и общества, социальных институ-тов и граждан, открытости информации. Сегодня информационное право следует рассматривать как главный инструмент демократического развития страны. Политика информатизации должна быть ориентирована и на решение главных задач инфор-мационной политики: * обеспечение широкого, свободного доступа к ин-формационным ресурсам; * обеспечение граждан общественно значимой и востребуемой информацией; * подготовка человека к жизни и работе в гряду-щем информационном веке. В различных странах движение процессов инфор-матизации осуществляется и оценивается по-разному. Дело не только в том, что исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития ин-формационной среды или по возможностям инвестиро-вания в нее. Эти факторы обусловлены неравномерно-стью мирового экономического развития. Различные стратегии формирования информационного общества обусловлены общими закономерностями экономическо-го и политического развития. Если в США доминирует прагматический подход, то европейские страны на пер-вый план выдвигают социальную и гуманитарную со-ставляющие информатизации. Зарубежный опыт свидетельствует, что структур-ные изменения в мировой экономике, интернационали-зация общественной жизни - источники перемен в тра-диционном политическом ландшафте. Информатизация усиливает эти изменения. Сказанное имеет важное значение для осмысления движения России к развитому информационному общест-ву. Прежде всего надо понять, что это постепенный и длительный процесс. Сегодняшнее отставание России вы-звано прежде всего структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкуренто-способной продукции обрабатывающей промышленности. Доминирование в экономике России реликтовых техноло-гических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсут-ствие полнокровной национальной компьютерной сети, наконец, низкий уровень информационных потребностей в обществе, обусловленный низким уровнем качества жизни, - таковы принципиальные преграды на пути на-шей страны к информационному обществу. Именно по-этому наше общество должно нащупать свой путь преодо-ления этих преград, не повторяя в общем американский, европейский, японский или даже латиноамериканский пу-ти, и определяемый особенностями ее политического, со-циального, экономического и культурного развития. Собственный путь предполагает тщательно проду-манную стратегию, основу которой должна составить интеграция экономической, технологической, информа-ционной и культурной политики, рассчитанная, по край-ней мере на жизнь одного поколения. Россия непосред-ственно взаимодействует со всеми субъектами в совре-менной системе международных политических, эконо-мических и культурных отношений. И это взаимодей-ствие в глобальной системе мировых информационных связей будет усиливаться. Лекция 3. Основные задачи стандарти-зации, сертификации и лицензи-рования в сфере информатизацииСтандартизация. Основные задачи работ по стандартиза-ции в сфере информатизации. Сертификация. Основными целями сертификации.Переходя к рассмотрению таких понятий, как "стандартизация", "сертификация" и "лицензирование" в сфере информатизации, отметим, что эти термины часто путают даже некоторые специалисты, занимающиеся раз-работками в области информационных технологий. По-этому здесь нам представляется целесообразным дать определения этим понятиям и рассмотреть объекты и вза-имосвязи соответствующих им процессов. Определение термина "стандартизация" прошло длительный эволюционный путь. Представление людей о стандартизации формировалось в процессе развития науки и техники, совершенствования форм и методов производства. С расширением экономических связей на национальном и международном уровнях уточнение это-го термина происходило параллельно с развитием самой стандартизации и отражало на различных этапах до-стигнутый уровень ее развития. В документах Международной организации по стандартизации (ИСО) термин стандартизация опреде-ляется следующим образом: Стандартизация - деятельность, заклю-чающаяся в нахождении решений для по-вторяющихся задач в сферах науки, техники и экономики, направленная на достижения оптимальной степени упорядочения в опре-деленной области. В общем, эта деятель-ность проявляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов. Это определение отражает все многообразие стан-дартизации, характеризует ее как активную деятельность, направленную на упорядочение не только в тех-нике, но и в других областях, предусматривает обяза-тельное участие в ней всех заинтересованных сторон, подчеркивает, что стандартизация - это не механиче-ский отбор устоявшихся характеристик, а выбор или разработка наиболее оптимальных решений, рассчитан-ных не только на сегодняшний уровень науки и техники, но и учитывающих тенденции и направления техниче-ского прогресса. Важный результат стандартизации -- улучшение соответствия продукции или услуг их функциональному назначению. Стандартизация увязывает технические нормы и требования к взаимообмениваемой продукции, гарантирует ее технический уровень, надежность, долго-вечность и качество, создает необходимые предпосылки для углубления и расширения специализации и коопери-рования производства, активно воздействует на эконо-мию всех видов природных, материальных и энергетиче-ских ресурсов, а также приводит к постепенному вырав-ниванию уровней технических норм и требований в национальных стандартах и доведению их до высших мировых научно-технических образцов. В дальнейшем, говоря о стандартизации и сертифи-кации, мы будем использовать также понятие совмести-мость, которое определяется следующим образом: Совместимость - пригодность изделий или их систем к совместному использова-нию при определенных условиях для вы-полнения соответствующих требований, которая не вызывает при этом нежела-тельных последствий. Правовые основы стандартизации, обязательные для всех государственных органов управления, объектов хозяйственной деятельности и общественных объеди-нений Российской Федерации, определены Законом "О стандартизации", принятым в 1993 году. Общее ру-ководство работами по стандартизации в Российской Федерации возложено на Госстандарт России. Возрастание роли информатизации, расширение об-ластей применения средств информатизации и повышение ответственности решаемых с их помощью задач обуслов-ливают в настоящее время резкое повышение требований к качеству систем и средств информатизации. Качество средств и систем информатизации сегод-ня определяется:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|