p align="left">* качеством элементной базы средств информати-зации; * их безопасностью; * совместимостью с другими средствами; * уровнем помех; * степенью экологичности; * функциональными характеристиками; * устойчивостью к внешним воздействиям; * надежностью; * конструкцией; * параметрами электропитания; * соответствием принципам открытых систем. Некоторые из этих характеристик вам, вероятно, знакомы, другие, возможно, понятны интуитивно. Более подробно мы остановимся на них в следующей главе. Здесь мы лишь подчеркнем, что именно соответствие этих характеристик современным требованиям и опреде-ляет интегральные показатели качества средств и систем информатизации. В связи с этим Основной задачей работ по стандартиза-ции в сфере информатизации является соз-дание нормативной базы, отражающей современный научно-технический уровень и тенденции развития средств и систем информатизации. Непосредственное выполнение и координация этих работ возложены на Минсвязи России. Применительно к информатизации стандартизация заключается в определении требований к средствам, си-стемам, процессам и др., излагаемым в соответствую-щим образом утвержденных документах (стандартах), обязательных для применения в установленной для них области действия. По мере развития информационной индустрии и совершенствования рыночных механизмов в России ин-формационные системы, их компоненты и результаты их функционирования все в большей степени (по объемам и номенклатуре) становятся товарными продуктами. В ре-зультате для потребителя становится все более актуаль-ной проблема определения соответствия средств и си-стем информатизации установленным требованиям. Действительно, в стране может быть принято много за-мечательных стандартов, но как вы в качестве потреби-теля сможете убедиться, что продукция или услуга действительно им соответствуют? Решению этой пробле-мы призваны способствовать процессы сертификации продукции и услуг, к рассмотрению которых мы и переходим. Сертификация. Рынок средств и систем информатизации в россии сейчас настолько разнообразен, что в подавляющем большинстве случаев потребитель не в состоянии само-стоятельно убедиться в соответствии приобретаемой им продукции установленным на государственном уровне нормам и правилам. Положение усугубляется тем обстоя-тельством, что российский рынок заполнен импортными изделиями. Для этих изделий производители и постав-щики в лучшем случае декларируют соответствие от-дельным зарубежным стандартам, о содержании кото-рых у вас, как правило, нет никакой информации. В ре-зультате вы, например, можете приобрести оборудова-ние, являющееся опасным для обслуживающего персо-нала по поражению электрическим током или создающее большие электромагнитные помехи, нарушающие рабо-ту соседних устройств.На бытовом уровне логичным путем решения этой проблемы является обращение к некоторому третьему лицу, являющемуся специалистом в данной области и заведомо независимому от поставщика продукции, ко-торое может дать заключение о соответствии продукции установленным требованиям. На государственном уров-не аналогичная процедура называется сертификацией. Сертификация -- процедура, выполняемая третьей стороной, независимой от изгото-вителя (продавца) и потребителя продук-ции или услуг, по подтверждению соот-ветствия этих продукции или услуг уста-новленным требованиям. Результатом выполнения процедуры сертифика-ции является так называемый сертификат соответ-ствия. Сертификат соответствия -- документ, выданный по правилам системы сертифи-кации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям. Общие правовые основы сертификации продукции и услуг в Российской Федерации установлены Законом "О сертификации продукции и услуг", где определены права и ответственность в области сертификации орга-нов государственного управления, а также изготовите-лей (продавцов, исполнителей) и других участников сер-тификации. В этом Законе, в частности, указано, что сертификация проводится в целях: * создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономи-ческом, научно-техническом сотрудничестве и меж-дународной торговле; * содействия потребителям в компетентном выборе продукции; * защиты потребителя от недобросовестности изго-товителя (продавца, исполнителя); * контроля безопасности продукции для окружаю-щей среды, жизни, здоровья и имущества; * подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем. Сертификация средств и систем информатизации является элементом общей системы сертификации про-дукции в Российской Федерации. Основными целями сертификации средств информатизации, информацион-ных технологий и услуг являются: * защита пользователей средств и систем информа-тизации от приобретения средств и систем, в том числе импортных, которые представляют опасность для жизни, здоровья, имущества, а также для окру-жающей среды; * обеспечение разработчиков систем, а также ши-рокого круга пользователей этих систем достовер-ной информацией о состоянии отечественного и за-рубежного рынков средств информатизации, теле-коммуникаций, информационных технологий и услуг; * обеспечение информационного обмена между го-сударственными системами информатизации (налоговая служба, правоохранительные органы, службы управления трудом и занятостью, образо-вание, здравоохранение и др.); * обеспечение условий для информационного вза-имодействия субъектов негосударственной принад-лежности с субъектами государственной принад-лежности; * содействие повышению научно-технического уровня и конкурентоспособности отечественных систем информатизации, информационных техно-логий и услуг; * содействие созданию условий для вхождения Рос-сии в мировое информационное пространство. Необходимо отметить, что сертификация средств информатизации не только обеспечивает удовлетворение интересов потребителя, но приносит определенные выго-ды и изготовителю (поставщику) продукции. Так, в частности, сертификация способствует расширению рынка сбыта (распространению продукции в тех райо-нах, где потребителю неизвестна репутация фирмы) и обеспечивает подтверждение качества продукции фирмы по сравнению с продукцией конкурентов. С точки зрения организации торговых взаимосвязей сертификация спо-собствует созданию доверительных отношений между производителями (поставщиками) и потребителями про-дукции. Необходимо иметь в виду, что только имеющее место и объективно подтвержденное качество конкрет-ных видов отечественной информационной продукции и средств информатизации может сделать их конкуренто-способными и реально обеспечить спрос на них. Говоря о сертификации, нельзя не отметить ее тес-ную взаимосвязь со стандартизацией в сфере информати-зации. Во-первых, как уже говорилось выше, суть проце-дуры сертификации заключается в подтверждении соот-ветствия средств информатизации установленным тре-бованиям. Документами, содержащими эти требования, являются стандарты, разрабатываемые в процессе стан-дартизации. Во-вторых, собственно процедура сертификации регламентируется действующими нормативными доку-ментами (стандартами). Таким образом, основой сертификации являются результаты стандартизации. В нормативную базу сер-тификации средств и систем информатизации, информа-ционных технологий и услуг включаются три группы до-кументов: * нормативные документы на объекты сертифика-ции, где устанавливаются характеристики объек-тов, подтверждаемые при сертификации; * нормативные документы на методы испыта-ний для оценки характеристик объектов сертифи-кации; * нормативные документы, регламентирующие процедуры сертификации. В целом стандартизация вместе с сертификацией образуют единый процесс управления качеством средств, систем и технологий в области информатизации, одной из основных целей которого является защита интересов потребителя. Лицензирование. Основным отличием процесса лицензирования от процесса сертификации является состав категорий, по отношению к которым они применяются. В процессе ли-цензирования фигурируют такие категории, как "деятельность" (подразумеваются виды или направления деятельности) и "субъект" (физическое лицо, предприя-тие, организация или иное юридическое лицо).В соответствии с действующим законодатель-ством в Российской Федерации отдельные виды деятель-ности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии -- специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензи-рования. Лицензия является официальным документом, ко-торый разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления. Основу нормативно-правовой базы лицензирования в сфере информатизации составляют Законы "О лицен-зировании отдельных видов деятельности", "Об ин-формации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене". Общие принципы лицензирования видов деятель-ности в сфере информатизации России можно сформу-лировать следующим образом: * Целью лицензирования является защита интере-сов государства и граждан от неумышленного или сознательного некачественного выполнения работ, соответствующих определенным видам деятель-ности в сфере информатизации. * Виды деятельности в сфере информатизации, подлежащие лицензированию, а также органы, осуществляющие лицензирование конкретных ви-дов деятельности в различных областях информа-тизации, определены рядом нормативных докумен-тов. * Право на осуществление деятельности, подлежа-щей лицензированию, может получить субъект, от-вечающий определенным критериям, которые за-ранее определяются правилами проведения лицен-зирования и являющимися их неотъемлемой частью требованиями к предприятию-заявителю. Таким образом, субъектом лицензирования становится лишь то физическое или юридическое лицо, кото-рое представляет все необходимые и правильно оформленные документы и удовлетворяет соответ-ствующим требованиям. За органом, уполномоченным на проведение ли-цензионной деятельности, закрепляется право на осуществление контроля за деятельностью лицен-зиата. Лекции 4-6. Состояние и перспективы стандартизации информационных техно-логий в Российской Федерации Основные понятия и термины в области стандартизацииНациональная стандартизация. Международная стандартизация. Международные органы стан-дартизации. Проблемы информационной совместимости. Основные направления работ по стандартизации в сфере инфор-матизации. Основные положения Государ-ственного профиля взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС). Для успешной деятельности в области стандартиза-ции, как и в любой другой области науки и техники, не-обходима точная, обоснованная терминология. Поэтому в начале лекции, посвященной стандартизации, нам пред-ставляется целесообразным дать определения некоторым терминам, которые в дальнейшем будут использоваться. Стандарт. Международная организация по стан-дартизации (ИСО) приняла следующее определение: Стандарт - документ, составленный в сотрудни-честве и с согласия или общего одобрения всех заинтере-сованных в этом сторон, основанный на использовании обобщенных результатов науки, техники и практическо-го опыта, направленный на достижение оптимальной пользы для общества и утвержденный органом, зани-мающимся стандартизацией. Это определение включает лишь наиболее общие, характерные виды, в которые может быть воплощен стандарт, и указывает пути применения этого понятия. В России принята формулировка термина "стандарт", отражающая специфику стандартизации в нашей стране: Стандарт - нормативно-технический до-кумент, устанавливающий требования к продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и эксплуата-цию, а также требования к другим объек-там стандартизации. Стандарт может быть разработан как на матери-альные объекты (продукцию, эталоны, образцовые ве-щества и т.п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и обществен-ного характера. Унификация - рациональное ограничение характе-ристик и (или) номенклатуры объектов материального производства, в результате которого повышается их вза-имозаменяемость, совместимость и конструктивно-технологическое подобие, сокращаются затраты в про-изводстве и эксплуатации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|