на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Стандатризация программных средств
p align="left">* качеством элементной базы средств информати-зации;

* их безопасностью;

* совместимостью с другими средствами;

* уровнем помех;

* степенью экологичности;

* функциональными характеристиками;

* устойчивостью к внешним воздействиям;

* надежностью;

* конструкцией;

* параметрами электропитания;

* соответствием принципам открытых систем.

Некоторые из этих характеристик вам, вероятно, знакомы, другие, возможно, понятны интуитивно. Более подробно мы остановимся на них в следующей главе. Здесь мы лишь подчеркнем, что именно соответствие этих характеристик современным требованиям и опреде-ляет интегральные показатели качества средств и систем информатизации. В связи с этим

Основной задачей работ по стандартиза-ции в сфере информатизации является соз-дание нормативной базы, отражающей современный научно-технический уровень и тенденции развития средств и систем информатизации.

Непосредственное выполнение и координация этих работ возложены на Минсвязи России.

Применительно к информатизации стандартизация заключается в определении требований к средствам, си-стемам, процессам и др., излагаемым в соответствую-щим образом утвержденных документах (стандартах), обязательных для применения в установленной для них области действия.

По мере развития информационной индустрии и совершенствования рыночных механизмов в России ин-формационные системы, их компоненты и результаты их функционирования все в большей степени (по объемам и номенклатуре) становятся товарными продуктами. В ре-зультате для потребителя становится все более актуаль-ной проблема определения соответствия средств и си-стем информатизации установленным требованиям. Действительно, в стране может быть принято много за-мечательных стандартов, но как вы в качестве потреби-теля сможете убедиться, что продукция или услуга действительно им соответствуют? Решению этой пробле-мы призваны способствовать процессы сертификации продукции и услуг, к рассмотрению которых мы и переходим.

Сертификация. Рынок средств и систем информатизации в россии сейчас настолько разнообразен, что в подавляющем большинстве случаев потребитель не в состоянии само-стоятельно убедиться в соответствии приобретаемой им продукции установленным на государственном уровне нормам и правилам. Положение усугубляется тем обстоя-тельством, что российский рынок заполнен импортными изделиями. Для этих изделий производители и постав-щики в лучшем случае декларируют соответствие от-дельным зарубежным стандартам, о содержании кото-рых у вас, как правило, нет никакой информации. В ре-зультате вы, например, можете приобрести оборудова-ние, являющееся опасным для обслуживающего персо-нала по поражению электрическим током или создающее большие электромагнитные помехи, нарушающие рабо-ту соседних устройств.

На бытовом уровне логичным путем решения этой проблемы является обращение к некоторому третьему лицу, являющемуся специалистом в данной области и заведомо независимому от поставщика продукции, ко-торое может дать заключение о соответствии продукции установленным требованиям. На государственном уров-не аналогичная процедура называется сертификацией.

Сертификация -- процедура, выполняемая третьей стороной, независимой от изгото-вителя (продавца) и потребителя продук-ции или услуг, по подтверждению соот-ветствия этих продукции или услуг уста-новленным требованиям.

Результатом выполнения процедуры сертифика-ции является так называемый сертификат соответ-ствия.

Сертификат соответствия -- документ, выданный по правилам системы сертифи-кации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Общие правовые основы сертификации продукции и услуг в Российской Федерации установлены Законом "О сертификации продукции и услуг", где определены права и ответственность в области сертификации орга-нов государственного управления, а также изготовите-лей (продавцов, исполнителей) и других участников сер-тификации.

В этом Законе, в частности, указано, что сертификация проводится в целях:

* создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономи-ческом, научно-техническом сотрудничестве и меж-дународной торговле;

* содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

* защиты потребителя от недобросовестности изго-товителя (продавца, исполнителя);

* контроля безопасности продукции для окружаю-щей среды, жизни, здоровья и имущества;

* подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Сертификация средств и систем информатизации является элементом общей системы сертификации про-дукции в Российской Федерации.

Основными целями сертификации средств информатизации, информацион-ных технологий и услуг являются:

* защита пользователей средств и систем информа-тизации от приобретения средств и систем, в том числе импортных, которые представляют опасность для жизни, здоровья, имущества, а также для окру-жающей среды;

* обеспечение разработчиков систем, а также ши-рокого круга пользователей этих систем достовер-ной информацией о состоянии отечественного и за-рубежного рынков средств информатизации, теле-коммуникаций, информационных технологий и услуг;

* обеспечение информационного обмена между го-сударственными системами информатизации (налоговая служба, правоохранительные органы, службы управления трудом и занятостью, образо-вание, здравоохранение и др.);

* обеспечение условий для информационного вза-имодействия субъектов негосударственной принад-лежности с субъектами государственной принад-лежности;

* содействие повышению научно-технического уровня и конкурентоспособности отечественных систем информатизации, информационных техно-логий и услуг;

* содействие созданию условий для вхождения Рос-сии в мировое информационное пространство. Необходимо отметить, что сертификация средств информатизации не только обеспечивает удовлетворение интересов потребителя, но приносит определенные выго-ды и изготовителю (поставщику) продукции. Так, в частности, сертификация способствует расширению рынка сбыта (распространению продукции в тех райо-нах, где потребителю неизвестна репутация фирмы) и обеспечивает подтверждение качества продукции фирмы по сравнению с продукцией конкурентов. С точки зрения организации торговых взаимосвязей сертификация спо-собствует созданию доверительных отношений между производителями (поставщиками) и потребителями про-дукции. Необходимо иметь в виду, что только имеющее место и объективно подтвержденное качество конкрет-ных видов отечественной информационной продукции и средств информатизации может сделать их конкуренто-способными и реально обеспечить спрос на них.

Говоря о сертификации, нельзя не отметить ее тес-ную взаимосвязь со стандартизацией в сфере информати-зации.

Во-первых, как уже говорилось выше, суть проце-дуры сертификации заключается в подтверждении соот-ветствия средств информатизации установленным тре-бованиям. Документами, содержащими эти требования, являются стандарты, разрабатываемые в процессе стан-дартизации.

Во-вторых, собственно процедура сертификации регламентируется действующими нормативными доку-ментами (стандартами).

Таким образом, основой сертификации являются результаты стандартизации. В нормативную базу сер-тификации средств и систем информатизации, информа-ционных технологий и услуг включаются три группы до-кументов:

* нормативные документы на объекты сертифика-ции, где устанавливаются характеристики объек-тов, подтверждаемые при сертификации;

* нормативные документы на методы испыта-ний для оценки характеристик объектов сертифи-кации;

* нормативные документы, регламентирующие процедуры сертификации.

В целом стандартизация вместе с сертификацией образуют единый процесс управления качеством средств, систем и технологий в области информатизации, одной из основных целей которого является защита интересов потребителя.

Лицензирование. Основным отличием процесса лицензирования от процесса сертификации является состав категорий, по отношению к которым они применяются. В процессе ли-цензирования фигурируют такие категории, как "деятельность" (подразумеваются виды или направления деятельности) и "субъект" (физическое лицо, предприя-тие, организация или иное юридическое лицо).

В соответствии с действующим законодатель-ством в Российской Федерации отдельные виды деятель-ности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии -- специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензи-рования.

Лицензия является официальным документом, ко-торый разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

Основу нормативно-правовой базы лицензирования в сфере информатизации составляют Законы "О лицен-зировании отдельных видов деятельности", "Об ин-формации, информатизации и защите информации" и "Об участии в международном информационном обмене".

Общие принципы лицензирования видов деятель-ности в сфере информатизации России можно сформу-лировать следующим образом:

* Целью лицензирования является защита интере-сов государства и граждан от неумышленного или сознательного некачественного выполнения работ, соответствующих определенным видам деятель-ности в сфере информатизации.

* Виды деятельности в сфере информатизации, подлежащие лицензированию, а также органы, осуществляющие лицензирование конкретных ви-дов деятельности в различных областях информа-тизации, определены рядом нормативных докумен-тов.

* Право на осуществление деятельности, подлежа-щей лицензированию, может получить субъект, от-вечающий определенным критериям, которые за-ранее определяются правилами проведения лицен-зирования и являющимися их неотъемлемой частью требованиями к предприятию-заявителю. Таким образом, субъектом лицензирования становится лишь то физическое или юридическое лицо, кото-рое представляет все необходимые и правильно оформленные документы и удовлетворяет соответ-ствующим требованиям.

За органом, уполномоченным на проведение ли-цензионной деятельности, закрепляется право на осуществление контроля за деятельностью лицен-зиата.

Лекции 4-6. Состояние и перспективы стандартизации информационных техно-логий в Российской Федерации

Основные понятия и термины в области стандартизации

Национальная стандартизация. Международная стандартизация. Международные органы стан-дартизации. Проблемы информационной совместимости. Основные направления работ по стандартизации в сфере инфор-матизации. Основные положения Государ-ственного профиля взаимосвязи открытых систем России (ГОСПРОФИЛЬ ВОС).

Для успешной деятельности в области стандартиза-ции, как и в любой другой области науки и техники, не-обходима точная, обоснованная терминология. Поэтому в начале лекции, посвященной стандартизации, нам пред-ставляется целесообразным дать определения некоторым терминам, которые в дальнейшем будут использоваться.

Стандарт. Международная организация по стан-дартизации (ИСО) приняла следующее определение:

Стандарт - документ, составленный в сотрудни-честве и с согласия или общего одобрения всех заинтере-сованных в этом сторон, основанный на использовании обобщенных результатов науки, техники и практическо-го опыта, направленный на достижение оптимальной пользы для общества и утвержденный органом, зани-мающимся стандартизацией.

Это определение включает лишь наиболее общие, характерные виды, в которые может быть воплощен стандарт, и указывает пути применения этого понятия.

В России принята формулировка термина "стандарт", отражающая специфику стандартизации в нашей стране:

Стандарт - нормативно-технический до-кумент, устанавливающий требования к продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и эксплуата-цию, а также требования к другим объек-там стандартизации.

Стандарт может быть разработан как на матери-альные объекты (продукцию, эталоны, образцовые ве-щества и т.п.), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и обществен-ного характера.

Унификация - рациональное ограничение характе-ристик и (или) номенклатуры объектов материального производства, в результате которого повышается их вза-имозаменяемость, совместимость и конструктивно-технологическое подобие, сокращаются затраты в про-изводстве и эксплуатации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.